Байузакова Г.С.
Старший преподаватель, магистр техники и технологии ТарГУ, г. Тараз, РК
Применение креативных
технологий
при проектировании
коллекций одежды
Одним из
важных направлений исследований по совершенствованию процесса проектирования одежды является определение
взаимосвязи
и весомости инженерных и художественных задач, решаемых при создании коллекций
новых моделей одежды.
Креативный подход к проектированию
одежды позволяет упорядочить информацию на ранних творческих этапах создания
продукта, комплексно подойти к вопросам совершенствования процессов
художественного проектирования изделий, анализу текущих и перспективных
потребностей покупателя; изучению потребительского спроса на основе
социологических исследований; выявлению тенденций моды. Для современного
швейного производства необходимо постоянное изучение потенциального покупателя,
что является непременным условием поддержания конкурентоспособности. Только это
позволяет рационально планировать и обновлять ассортимент.
Анализ практического опыта современных
швейных предприятий различных организационных форм, проведенный автором,
позволяет обобщить сложившуюся проектную методику. Можно сделать вывод о том,
что на всех этапах проектирования творческая, художественная и техническая
работа ведется в следующей последовательности: осмысление проблемной ситуации;
предпроектный анализ; определение принципов и средств решения задачи;
формирование формального образа; анализ проектной ситуации; эскизный поиск
принципиальных решений; проектная проработка.
Методически
процесс проектирования одежды можно разделить на четыре основных этапа:
информационный; аналитический - исследовательская часть; синтетический;
коммуникативный - практическая часть. Иногда при решении творческой задачи применение
традиционных методов проектирования не дает новых интересных решений. Процесс
творчества - это поиск единства формы и содержания. Поэтому важна активизация
творческого поиска в проектировании, направленная на развитие творческого
проектного мышления дизайнера и на интенсификацию самого процесса
проектирования.
Дизайнеры
всего мира заняты поисками новых идей в любой области дизайна (будь то дизайн
промышленных изделий, одежды, упаковки или предметов быта), во-первых, чтобы
соответствовать времени, во-вторых, чтобы создать новые товары. Фирмы,
производящие товары, заинтересованы не в одной интересной идее, а в
нескончаемом потоке свежих, оригинальных идей. Это обуславливает поиски
методов, художников, проектировщиков, дизайнеров.
Эвристика
(от греч. Heurisko - отыскиваю, открываю) - это наука, изучающая продуктивное
творческое мышление. Плодотворным может быть изучение и практическое внедрение
наряду с традиционными эмпирическими приемами нетрадиционных методов, так
называемых технологических приемов творчества.
Использование
самых разнообразных эвристических методов позволяет разбудить в будущем
дизайнере инициативу, раскрыть его индивидуальные творческие способности,
развить логику мышления в профессиональном направлении. Появляется возможность
регулировать и интенсифицировать процесс творческого поиска, реализовать
креативность в процессе проектирования коллекции в целом.
Ассоциации
могут быть любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Форма
лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли
дождя на стекле, морозные рисунки на окне - все это дает пищу для придумывания.
Бионический
подход заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например,
проанализировав механику крыльев насекомых, разработать новые формы
запахивания, наслоения верхней одежды, трансформации деталей. Свечение
некоторых насекомых может натолкнуть на идею разработки обуви со встроенным
автономным освещением дороги.
Комбинаторика
- методология формообразования в дизайне, основанная на поиске, исследовании и
применении закономерностей вариантного изменения пространственных,
конструктивных, функциональных и графических структур, а также на способах
проектирования объектов дизайна из типизированных элементов. Если сказать
проще, то комбинаторика - комбинирование различными способами форм и их
элементов или вариантный поиск, который можно подразделить в проектировании на
ряд основных приемов: комбинирование элементов на плоскости при создании
текстильных композиций, раппортных тканей или трикотажных полотен;
комбинирование типизированных стандартных элементов (модулей) при создании
целостной формы; комбинирование деталей, пропорциональных членений внутри
определенной формы (по одной конструктивной основе или базовой форме);
компьютерный поиск готовых вариантов организации готовых комплектов. Этот прием
часто используется при вариантном применении деталей изделия на одной
конструктивной основе, при компоновке деталей одежды по всему изделию, при
замене одних деталей другими.
Таким
образом, перспективное развитие креативных технологий проектирования
современных промышленных коллекций включает много различных понятий, связанных
с формой, силуэтом, стилем костюма, творческими методами и источниками,
современными тенденциями в моде и технологии, конструктивными приемами в
проектировании. Творческие методы проектирования костюма выступают как набор
определенных действий, предпринимаемых дизайнерами для поиска новых идей и
проективных решений в создании коллекции.