Мукаева Айша Мажидовна

Таразский Государственный университет им. М.Х.Дулати

Кафедра Дизайна и ТШИ

Казахский национальный орнамент

Казахская национальная одежда имеет многовековую историю, отражает национальный опыт трудовой деятельности. На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.

В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.) Казахское слово «ою» (выкройка) и «өрнек» (узор) составляют смысл латинского слова «орнамент». Это слово прочно вошло в лексикон многих народов, оно означает – сделать товар модным, эстетичным. Ритмичное повторение и симметричное размещение геометрических фигур, элементов контуров представителей флоры и фауны выглядит законченным образцом орнамента. Орнамент воплощается в дело посредством выдалбливания (камень, металл, дерево), резьбы (кожа, шкура), кроения (бумага, ткань), нанесения фигур ножом (дерево, кость). Выдолбленный, скроенный или вырезанный материал наносится на другой материал путем сплетения, или склеивания, затем раскрашивается и придает изделию эстетичный вид. Основу казахского орнамента составляет строгое соблюдение принципов симметрии и композиции ритма, отражающее культуру восприятия красоты природы. Орнамент традиционен в быту казахов. Его смысловая наполненность масштабна и многокрасочна, вбирает в себя многоцветную палитру жизни, художественную фантазию мастера, создающую орнамент через  призму  и  окружающую природу /4/.

Все элементы казахского орнамента предназначены для украшения предметов домашнего обихода и быта. Они широко применяются при украшении основы юрты. Деревянная койка, сандық, кебеже, сырмақ, кілем, киіз, гобелен, қоржын, шымши, одеяло, бесік (колыбель), ювелирные изделия, охотничьи и другие подручные средства украшаются орнаментом. Казахский орнамент издавна является предметом творческого изучения историков, этнографов, искусствоведов. Однако до сих пор он не имеет всемирно обследованную и систематизированную основу. Но именно благодаря исследовательской деятельности энтузиастов на данный этап времени в научной среде сформировались три ярко выраженные группы орнамента: флористическая (растительный мир): «жапырақ» - листья, «үш жапырақ» - тритлистник, «шиыршық» - бутон, «гүл» - цветок; зооморфический (животный мир): «қошқармүйіз» -бараний рог с его вариациями, «қосмүйіз» -парные рога, «қыңырмүйіз» -кривые рога, «сынықмүйіз» - сломанные рога, «табан» - след, «өркеш» - горб, «қазмойын» - гусиные шейки и т.д.; геомеотрическая: «сүйір» - ромб, «шаршы» - квадрат, многогранник и т.д. Есть еще четвертая группа – космогоническая (астроло):  «дөңгелек» - круг, «шұғыла» - луч солнца, «бітпес» - нескончаемый и т.д. /4/.      

Общая классификация казахского орнамента

В орнаменте, как ни в одном другом виде композиции, можно проследить действие таких композиционных средств, как  статика и динамика, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия, метр и ритм, и убедиться в их выразительных возможностях. Классифицируют орнамент, в основном по его происхождению, назначению и содержанию /табл.1/.

К примеру, прикладное искусство казахов является наследием лучших шедевров прошедших эпох. Сравнивая с ними произведения современных художников, мы говорим о преемственности в искусстве. Нестареющий мотив – изображения рогов – бережно сохраняется сейчас, ибо занятие скотоводством остается одним из многих видов деятельности современных казахов.

Таблица 1 – Первоначальная классификация казахского орнамента

Зооморфный

Растительный

Космогонический

Геометрический

1

2

3

4

Мүйіз

Ағаш

Шеңбер

Сүйір

Қосмүйіз

Жапырақ

Шимай

Ирек

Қыңырмүйіз

Үшжапырақ

Төртқұлақ

Төтргүл

Қазмойын

Өткізбе

Шұғыла

Балдақ

Табан

Шиыршық

Жұлдыз

Қармақ

Өркеш

Гүл

Айшық

Тұмарша

Өрмекші

Жауқазын

Бітпес

Шынжары

 

Отдельные ученые все виды орнаментального искусства подразделяют на две группы: физикоморфный и биоморфный. На сегодня искусствоведы определили около двухсот видов орнаментального образца и дали им научные определения. Но этим, разумеется, не ограничивается  эволюция видов орнаментального искусства. Все, как известно, в этом мире меняется, все развивается /4/.

Орнаментальное искусство с древних пор стало духовным и материальным достоянием многих народов, в том числе и казахского народа. Сегодняшние народные умельцы и мастера, исходя из новых потребностей, продолжают развивать и совершенствовать народное искусство, привнося свежие мысли и изюминку, обогащая его новым содержанием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1.                 Газеты «Казахстанская правда» – 2004-2005 г.г.

2.                 Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды: Учеб. Пособие для нач. проф.образования – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 184 с.

3.                 http://vrn.comlink.ru/

4.                 Ибраева К.Т. Казахский орнамент: Учебник для сред. спец. учеб. Заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – Алма-ата: Гл. ред. Каз. Сов. Энцикл., 1987. – 534 с.

5.                 Журналы Швейная промышленность. 2004-2008 г.г.

6.                 Журналы мод Бурда мода. - 2000-2008 г.г.

7.                 Журнал MINI, 2007. - №3

8.                 Журнал GLAMOUR, 2006 - №11

9.                 Газета Жамбыл Тараз. – 2006 г.

10.            Промышленная технология одежды.Справочник/Под ред.                              Кокеткина П.П. - М.: Легпромбытиздат, 1988 - 640 с.

11.            Рисунок и графика костюма: Учебник для вузов. под ред. Проф. Ф.М. Пармона. – М.: Легпромбытиздат, 1987. – 208 с.

12.            Махмудов Х., Мусабаев Г. Казахско-русский словарь. 2-ое изд., перераб. и доп. – Алма-ата: Гл. ред. Каз. Сов. Энцикл., 1987. – 512 с.

13. Сабыркүл Асанова «Сымбат, қазақтың ұлттық киімдері» Атамұра Алматы, 1995

14. Нүрпейісов Ә.Р. «Қазақ халқының ою-өнері»

15. Энциклопедия  «Қазақтың ою-өрнектері»

16. Козлова Т. В. «Основа теорий проектирование костюма» Москва:Легпромбытиздат 1981 г.

17. Орлова Л. В. «Азбука моды» идательства «просвещения» 1988 г.

18.  Бредник Т. О. Неклюдова Т. П. Дизаин костюма ростов м\д издательства  «феникс» 2000-448с.

19.  Черешных А.Н «Основы художественного проектирование одежды» 1968 г.

20.     Коблякова Е.Б. Савостицкий А. Б. және т.б «Автоматтық жобалау жүйесінің элементтерін қолданып бұйымның құрлысының лабораториялық практикумы» Москва, Легромбытиздат,1988 ж.

21. Промышленая технология одежды: Справочник  /П:П: Кокеткин, Т:Н:Кочегура, В:И: Барышникова и др. Москва: Лгпромбытиздат, 1988 г. -640с.