История/2. Общая история

Домбровский К.Г.

Донецкий национальный университет, Украина

Теория и историческая практика международных отношений в мусульманском мире

В последние десятилетия XX в. в международных отноше­ниях появился новый феномен – политическая и экономичес­кая интеграция государств на основе религии. Он стал законо­мерным результатом роста влияния религии, прежде всего ис­лама на мировую политику.

Ислам и в наши дни остается мировой религией. Число его приверженцев достигает 1,5 млрд человек, проживая в более, чем шестидесяти государствах. Исламский мир занимает об­ширную территорию, простираясь от Атлантического побере­жья Африки до восточной оконечности Азии. К нему относят­ся государства, обладающие миллиардами нефтедолларов (Сау­довская Аравия, Кувейт, ОАЭ) и беднейшие государства мира, феодально-теократические и конституционные монархии, свет­ские и исламские республики. В одних государствах мусульма­не составляют большинство населения, в других – влиятельное меньшинство. Во всех этих странах ислам оказывает серьезное воздействие на внутреннюю и внешнюю политику, особенно в условиях, развернувшихся в мире процессов глобализации, со­провождающихся вестернизацией и поисками странами Азии и Африки национальной идентичности, в том числе и в исламе.

Исламские установления выдвигаются в качестве основы не только внутриполитического и социально-экономического раз­вития стран Востока, но и международных отношений, нового, более справедливого мирового порядка, а также экономичес­кой и политической интеграции. Не в последнюю очередь это является реакцией исламского мира на крушение биполярной системы международных отношений, доминирование в них государств Запада, прежде всего США, навязывание ими мирово­му сообществу западных моделей и ценностей.

В исламском богословии и юриспруденции средневековья и нового времени не сложилось разработанной теории междуна­родных отношений. В качестве норм, регулирующих взаимоот­ношения между народами, использовались такие коранические установки, как принцип исламского братства, джихад, идеал мусульманской общины-государства – умма [1, с. 257].

Принцип исламского братства – единства верующих в их отношении к Аллаху, их братства в вере вытекает из догмата о том, что все люди – сыны Адама, первого человека. В Коране прямо говорится, что все мусульмане – братья (сура 49, стих 10). Идеи братства единоверцев закреплялись политической практи­кой в ходе арабских завоеваний и распространения ислама на неарабские народы. Чтобы удержать в составе единого Халифа­та этнически и культурно разнородные группы населения, пра­вители выдвигали на первый план принцип общности людей на основе единой веры. Население Халифата различалось не по национальной принадлежности, а по вероисповеданию.

Все мусульмане, согласно исламской доктрине, составляли единую религиозную общину-государство – умму. К умме причислялись и те верующие, которые проживали за пределами границ Арабского Халифата. Так, умма стала рассматриваться верующими не только как исламское государство, но и как международное сообщество представителей всех рас и народов, объединяемых общей верой, исламом. Таким образом, ислам­ское братство не признает национальной принадлежности и го­сударственных границ. На этом принципе основываются более поздние теории панисламизма и неопанисламизма [2, с. 37].

С принципом исламского братства неразрывно связан и другой важный принцип мусульманской религии – джихад. Джихад понимается как священная война за веру. Мусульман­ские богословы средневековья делили мир на две части – об­ласть ислама (дар аль-ислам) и область войны (дар аль-харб). Область ислама включала территории, находившиеся под влас­тью исламских правителей и управляемые по законам шариата, причем не обязательно, чтобы все население исповедовало ислам. К области войны относились территории, население ко­торых (мусульмане и немусульмане) находились под властью «неверных» правителей. Конечной целью ислам считает пре­вращение всего мира в дар аль-ислам. Борьба за этот идеал – джихад – вменялась каждому верующему в священную обязан­ность. Джихад рассматривается как единственно справедливая война, любые другие войны считаются по исламской доктрине несправедливыми.

Однако историческая практика показала, что эти коранические установки носили в основном декларативный характер и редко соблюдались. Принцип исламского братства не предот­вратил распада Арабского Халифата на ряд самостоятельных исламских государств. Мусульманские государства, возглавляе­мые «правоверными» правителями, вели между собой не менее ожесточенные войны за территориальные приобретения и по­литический авторитет, чем войны с «неверными», немусуль­манскими государствами.

 

Литература:

1.     Восток / Запад: Региональные подсистемы и региональные проблемы международных отношений / Под ред. А.Д.Воскресенского. – М.: РОССПЭН, 2002. – 528с.

2.     Арабский мир в конце ХХ века. – М.: Междунар. отношения, 1996. – 290с.