Л.Т.КОЖАКЕЕВА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ГОРОДОВ
ЮЖНОГО КАЗАХСТАНА В VI- XIV
ВЕКАХ
На обширной территории
Казахстана издревле выделялись крупные историко-культурные регионы развития
оседлой, а в средние века и городской жизни. Важнейшими из них являлись Южный
Казахстан и Семиречье.
Южный Казахстан, или
Присырдарьинская географическая провинция, ограничивается на севере степями
Центрального Казахстан, на юге Таласским Алатау, на востоке Джувалинским
плоскогорьем, на западе песками Кзыл-Кумов. Особое место в Южном Казахстане
занимает долина Сырдарьи. Древнее название Сырдарьи, переданное греками в форме
Яксарт, сохранялось до VI - VII вв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар,
Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишь в XVI в. вновь приобретает популярность её первоначальное
название Сыр. В Семиречье выделяются два историко-культурных района:
Юго-Западное и Северо-Восточное Семиречье.
Историческая закономерность развития, оседлых
областей и городов Казахстана и
Средней Азии с кочевниками степей определялась тесными экономическими связями.
Их взаимоотношения были явлением, стимулирующим развитие и тех и других,
зачастую в рамках одного государства, одной экономической структуры. Отмечается
еще одна важная закономерность: то, что на всем протяжении древней и
средневековой истории под влиянием различных факторов наблюдается переход
кочевников к оседлой и городской жизни [1].
Первое описание городов
Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в
630 г. Он сообщал: "Пройдя более 500 ли на северо-запад от Прозрачного
озера, прибыли в город на реке Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 67
ли. В нем смешанно живут торговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от
Суйе находится несколько десятков одиночных городов и в каждом из них свой
старейшина. Хотя они не зависят один от другого, но все они подчиняются тудзюю
(кагану). Страна от города Суй-е до Гэшуанна (Кушания) называется Сули, ее
население также носит это имя... Тех, кто возделывает поля, и тех, кто
преследует выгоду, поровну" [2].
Ряд исследователей считает,
что земледельческая культура на территории Семиречья появилась в результате
согдийской колонизации [3, с.216]. Существует и
противоположная, автохтонная модель происхождения городской культуры Семиречья,
по которой регион Южного Казахстана и Семиречья не был объектом колонизации
Согда, а самостоятельным, с особой экономикой и культурой регионом, сыгравшим
значительную роль в исторических и экономических судьбах народов Средней Азии [4].
Однако эту проблему нельзя решать только с позиций этногенетических, необходим
и культурологический анализ.
В Согдийском культурном
комплексе находят воплощение и функции города как центра ремесла, торговли и
сельского хозяйства. Показательно сложение городского быта, который в
археологических материалах представлен устойчивыми канонами жилой архитектуры,
терракотой, керамическими наборами, надписями на керамике, монетами,
погребальными сооружениями и обрядом захоронения. Распространение согдийского
культурного комплекса в Семиречье происходило отчасти путем непосредственного
переселения сюда согдийцев. С другой стороны его можно объяснить как отражение
процесса культурной интеграции. Согдийцами были основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье, на юге Казахстана
и в Мавераннахре распространяется и тюркский культурный комплекс,
представленный в археологических материалах такими массовыми находками, как
металлическая посуда и вооружение, предметы с руническими надписями. В
результате в VI первой половине IX вв. в Семиречье и Средней Азии складывается
своеобразный культурный комплекс, который можно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фоне этногенетических процессов.
Таким образом, в период раннего средневековья на юге Казахстана и в Семиречье
сложилась своеобразная культура, которая интегрировала в себе культурные
достижения Согда и тюркский культурный комплекс. Наиболее яркое проявление этой
интеграции наблюдается в культуре города [1, с.87].
Археологическими
исследованиями на юге Казахстана зафиксировано 25 городищ со слоями VI IX вв.,
которые можно считать остатками городов. Известны названия некоторых из них
Исфиджаб, Шараб, Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются:
арк (цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад (пригород).
В юго-западном Семиречье
(Чуйская и Таласская долины), по археологическим данным, насчитывается 27
городищ, которые в большинстве своем отождествляются с летописными городами
Таразом, Куланом, Атлахом, Джамукатом, Мерке.
В отличие от
южноказахстанских городищ топография семиреченских
иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая из цитадели и
шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной стеной. Так, Шахристан
городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по уровню VI первой половины VII вв. был
застроен кварталами, что характерно для феодального города со свойственным ему
замыканием людей в группы, связанные родственными узами, общей профессией,
религией [5].
Городское жилище здесь
характеризуется двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо
прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типа
являются дома, заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагались
суфы. В центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с закруглением
части напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся
двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая
кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных
узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты
"гребенчатая планировка".
В цитаделях городов располагались дворцы правителей, интерьер которых украшали
росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кроме международной торговли
получила развитие местная областная торговля и торговля с кочевниками. О
развитии ее свидетельствуют находки монет, которые обслуживали международную и
областную торговлю. В его среде получили распространение различные религии.
В процессе сложения
городской культуры тюркские племена принимали самое активное участие, оседая в
городах и оазисах Южного Казахстана, Семиречья и Средней Азии. Их культура
являлась одним из слагаемых в раннесредневековой городской культуре всего
среднеазиатско-казахстанского региона.
Местные особенности развития
городской культуры на юге Казахстана и юго-западе Семиречья, накладывали
своеобразие на топографию городищ, городское жилище, керамику, идеологию в
каждом из этих районов и всей области в целом.
Арабское завоевание оказало
сильное воздействие на жизнь Средней Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни
Семиречье не попали под власть арабов, тем не менее последствия завоеваний
сказались на городской культуре области. Связанная тесными экономическими и
культурными связями со Средней Азией, она испытала сильное воздействие
мусульманской культуры, которая распространилась в первую очередь в среде
городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличении числа городов в указанное
время [6].
В предгорной полосе
Таласского Алатау, судя по этим данным, появились города Джумишлагу и Манкент;
на Средней Арыси сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в
Отрарском оазисе горОда Кедер, Весидж и Бурук, в округе Шавгар Ясен,
Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; в низовьях Сырдарьи Сыгнак, Дженд, Асанас,
Барчкент; на северных склонах Баладж и Берукет. Некоторые из них существовали и
раньше в качестве небольших поселений и городков, но в IX начале XIII вв. они
сформировались в городские центры.
В юго-западном Семиречье
число новых городов также увеличилось. В Таласской долине это Джикиль, Балу,
Шельджи, Текабкет, Куль, Сус, Кенджек. В Чуйской долине главным городом
становится Баласагун.
В IX-начале XIII вв. сложился новый район городской культуры в северо-восточном
Семиречье. Средневековые источники называют города Тальхир, Лабан, Ики-огуз,
Каялык.
Раскопки городищ дают
представление о тех изменениях в их застройке, которые произошли по сравнению с
предыдущим периодом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарье открыты остатки
кварталов XI -начала XII вв. В каждом из них насчитывалось соответственно от 8
до 10 домов. Один из раскопанных кварталов города имел ремесленную специализацию
и был заселен гончарами [1, с.95].
Раскопки городища Талгар в
северо-восточном Семиречье показали, что и этот город был застроен кварталами.
Однако площадь их была большей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль
участка магистральной улочки. Всего домов в квартале 1214.
Новым элементом в застройке городов стали мечети. Известно сообщение автора Х
в. аль-Максидио строительстве соборной мечети в городе Кедере (городище
Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и обследованы археологами.
Среди компонентов застройки
городов Южного Казахстана и Семиречья, как и других городов Востока, были
общественные бани. Две из них открыты на рабаде Отрара и две на шахристане
Тараза.
В XI – начале XII вв. появляются
новые типы жилища. Это жилище, состоящее из трех помещений, расположенных по
длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях
(крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной
осью, перпендикулярно к магистральной или внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линию развития
южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа круглые и
прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные растительным и геометрическим
орнаментом. Новые типы жилища появляются в городах юго-западного Семиречья. Для
них характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения
группируются вокруг дворика или зала. Такая планировка была характерна для
рядовых и богатых домов [6].
Городское жилище XI-XII вв.
северо-восточного Семиречья известно по раскопкам города Талгара. Все дома
относятся к одному типу. Они состояли из 46 жилых и хозяйственных помещений и
двора. Основания стен сложены из каменных валунов. В строительстве
использовалась пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево. Дворы обнесены
глухими стенами из камня. В них были загоны для скота и конюшни с отдельными
стойлами для животных. Во дворах некоторых талгарских домов обнаружены
основания от юрт. Сочетание жилья с двором для скота, наличие юрт
свидетельствует о сохранении в жизни горожан северо-восточного Семиречья
традиций скотоводческого и кочевого хозяйства.
Намечается прогресс в керамическом ремесле. По сравнению с периодом раннего
средневековья, доля лепной посуды резко снижается. Появляется поливная керамика.
Выделка стеклянных изделий в городах Казахстана относится к IX в., а массовое
распространение их приходится на XXII вв. Наиболее распространенными видами
изделий были графины, кувшины, чаши, кубки, кружки, флаконы. Из стекла
изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных в городе. О его развитии,
технических возможностях дают представление массовые находки железных изделий.
Производство изделий из меди было распространено в городах повсеместно, тем
более разработки на полиметаллы и медь находились неподалеку от городских
центров в Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском и Джунгарском Алатау.
Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них. Зачастую они работали
с драгоценными металлами, будучи одновременно и ювелирами. Развитие получили
косторезное ремесло и обработка камня. Из кости и рога изготавливались ручки
ножей, пуговицы, украшенные резным орнаментом, булавки. На городище Талгар
найдены костяные шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время торговля. Международная торговля по
Шелковому пути известна по сведениям средневековых авторов. При раскопках и в
кладах найдены импортные изделия художественная посуда, монеты. Крупными
торговыми центрами оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар, Тараз, Навакет,
Баласагун. К ним прибавились такие города северо-восточного Семиречья, как
Каялык, Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынок полотна,
караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами из Самарканда
и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в Багдад, торговцы из
Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи[6].
Развивается торговля города с
округой и степью. Известны некоторые из товаров, которые попадали в
казахстанские города из степи, козьи шкуры и меха.
Для IX-XII вв. характерен рост
товарно-денежных отношений, вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные
дворы в Исфиджабе, Отраре, Таразе, Яссах.
Рост городского населения
потребовал увеличения товарности сельского хозяйства. Поэтому
совершенствовалась система искусственного орошения. Ее развитие хорошо
прослежено на материалах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство, огородничество,
полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в хозяйстве горожан. В
IX-XII вв. наблюдается заметное изменение в развитии городской культуры.
Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу политических, экономических и
культурных отношений Халифата, Саманидского, Караханидского государства
сблизили исследуемую область со Средней Азией. Важную роль в развитии городской
культуры стала играть новая религия ислам.
---------------------------------
1.Байпаков К. Древние города Казахстана. – Алматы: Аруна, 2005. – 316 с.
2. Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.1. (V в до н.э. – ХVIII в н.э.). 2-е изд. – Алматы: Казахстан, 1997. – 383 с.
3. Байпаков К. Средневековые города Казахстана на Великом Шелковом пути. – Алматы: Гылым, 1998. – 216 с.
4. Культура и история Центральной Азии и Казахстана: Проблемы и перспективы исследования. – Алматы: НАН РК, 1997. – 118 с.
5.Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Сб.1. (У в до н.э. – ХУ111 в н.э.). 2-е изд., Алматы: Казахстан, 1997, 383 с.
6. Байпаков К. Средневековые города тюрков – центры науки, образования и культуры // Казахстанская правда. – 2001. – № 121-122.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ: