Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
к.п.н. Фугелова Т.А.
Тюменский государственный нефтегазовый
университет, Россия
Социально-личностная парадигма в изучении вопроса
формирования профессиональной мобильности выпускников
технического вуза
Профессиональное образование рассматривается сегодня как непрерывный процесс, обусловленный потребностями современного производства в постоянном профессионально-личностном развитии и совершенствовании специалистов, в расширении их возможностей в условиях качественного изменения труда как в рамках одной профессии, так и в условиях смены сфер профессиональной деятельности. Подготовка специалистов, способных гибко реагировать на все изменения в обществе является важнейшей проблемой современного профессионального образования. Речь идет, прежде всего, о подготовке профессионально мобильных специалистов в стенах учебного заведения.
Под профессиональной мобильностью мы понимаем системно-интегративное образование, служащее комплексному решению профессиональных проблем, опирающееся на бинарное сопряжение социальных и личностных ценностей, готовности к изменениям, способности к профессиональному творчеству как ее смыслообразующих элементов и отражающее тем самым проективное мышление специалиста, проявляющееся в умениях решать проблемы, проектировать собственную систему профессиональной деятельности, развития и построения карьеры.
В изучении вопроса формирования
профессиональной мобильности мы склонны придерживаться социально-личностной парадигмы (М.А. Галагузова, Ю.В. Василькова,
Т.А. Василькова, В.И. Загвязинский, А.В. Мудрик и т.д.). Термин «парадигма»
обозначается как система основополагающих взглядов, получивших наибольшее
признание на основе фактов. В настоящее время такими фактами оказались:
невозможность адаптации выпускников к современным темпам научно-технического
прогресса и неспособность осознавать проблемы устойчивого развития общества
потребовало необходимость формирования высоких профессионально личностных
качеств. В то же время оформление социально-личностной парадигмы происходит на
фоне развития культурологического подхода в образовании в условиях которого
меняется «сам тип социализации личности: достигается необходимая мера ее свободы
в пределах конкретных социокультурных обстоятельств, создаются реальные условия
для гуманизации общественного сознания и практики, становления нового типа
культуро-природо-хозяйственных отношений» [1, с.12].
Учитывая развитие парадигмального знания,
логично было бы предположить, что формирование у выпускников технического вуза
профессиональной мобильности будет способствовать более точному отражению и
реагированию на социально-экономические
процессы с учетом личностных качеств.
Следовательно, современнее
профессиональное образование развивается в русле социально-личностной
парадигмы, акцентирует внимание на гармонизацию
отношений личности и общества. Теперь выпускник должен осознавать свое
место и предназначение в мире и то как связана его профессиональная
деятельность с процессами в социуме, осознавать ответственность за будущее
планеты, а также необходимость многогранности, гибкости и системности мышления
специалиста и важную роль образования (самообразования) как источника идей для
принятия им ответственных решений. Основной акцент должен быть сделан на
развитие способности выпускника к инновационной деятельности. В качестве
ценностных ориентиров познания выступают не только знание закономерностей
развития мира, но ценность человеческой жизни (как способ поведения человека).
При этом усиливается аспект подготовки человека
к решению жизненно важных проблем.
Учитывая данную установку, выделим
образовательные сферы содержания образования, значимые для всех этапов
непрерывного профессионального образования, каждая из которых несет свою
смысловую нагрузку для формирования профессиональной мобильности студента
технического вуза. Сфера «со-знания»
будет включать в себя совокупность теорий, отражающих проблемный характер
бытия, раскрывающих общечеловеческие способы решения проблем. К числу таких
теорий относятся: биосициальная, экзистенциональная, прагматическая сущность
человека, раскрывающая способ его существования в мире; деятельностная,
коммуникативная, когнитивная, чувственная, рефлексивная сущность человека,
определяющая способ его существования в человеческом сообществе, развитие
способностей и умений принимать эффективные решения, адекватные
личностно-средовым ситуациям с целью их разрешения; духовная сущность личности,
определяющая способ поиска смысла жизни, целеполагания, мироощущения.
Совокупность теорий образует особое
образовательное пространство учебного заведения, как разновидности социального
пространства, которое обеспечивает процессы ориентирования в теориях. Оно
обладает особым человеческим смыслом, является полем пересечения социальных
взаимодействий, ценностных ориентаций, ареной проявления разнообразных качеств
личности - субъектов педагогического взаимодействия. Все это находит отражение
в миссии учебного заведения.
Образование занимает большой промежуток жизни человека, поэтому образовательная
сфера относится к особому событию в жизни и деятельности современного человека.
Именно «со-бытие» является той частью образовательного пространства, которая
определяет изменения в развитии и становлении человека. Практическая
деятельность в области со-бытия может быть представлена как совокупность
ситуаций, отражающих многообразие конкретных профессиональных проблем,
технологий, раскрывающих пути их решения. Данные идеи будут создавать условия
для актуализации профессиональной мобильности, обогащать опыт обучающихся и
побуждать их к осуществлению конкретных действий. В этом смысле цель
профессионального образования состоит в том, чтобы научить человека профессии,
дающей возможность всесторонней реализации личности. Отсюда вытекает, что цель
профессионального образования – помочь человеку правильно выбрать профессию в
соответствие с его склонностями и возможностями, воспитать профессионала,
способного приносить пользу обществу. Таким образом, деятельность выпускников
технического вуза в сфере со-бытия
создает условия для обогащения личности опытом проектирования реальных
взаимоотношений и закладывает основы практического аспекта профессиональной
деятельности [2].
Учитывая специфику профессионального образования
в техническом вузе, можно утверждать, что методология образовательной
деятельности в области «со-творчества»
основывается на необходимости создания особых условий, обеспечивающих
обучающемуся возможности совершенствования собственного духовного облика,
приведя его в состояние, отвечающее внутреннему потенциалу личности и
требованиям профессии. Важным в этом случае является умение владеть навыками
рефлексии, коммуникативной деятельности, актуализация личностных процессов,
связанных с «само» (самопознание, самоопределение, самоуправление,
самосовершенствование и т.д.). Все это, безусловно, важно, но недостаточно для
формирования профессиональной мобильности студентов технического вуза.
«Со-творчество» в образовательной деятельности студента технического вуза
связано с сознательным отношением человека к предмету познания. Субъект
образования – это сознательный индивид. Всю полифонию жизненных проявлений
субъекта, оказывающих влияние на процесс образования, может охватить только
рефлексирующее сознание, которое на внутренне-рефлексивном уровне объединяет
индивидуальное и социальное в деятельности студента технического вуза. В связи
с чем, у будущего специалиста развиваются способности как к практическому, так
и теоретическому осмыслению проблем. Это, в свою очередь, ориентирует будущего
специалиста на инновационный, совместный поиск решения профессиональных проблем
и овладения поисковым диалогом как средством решения проблемных ситуаций.
Поэтому творческая деятельность студента должна протекать как процесс сопереживания, как диалог, приобретающий
значение надежды на преодоление трудностей. Для студента процесс
«со-творчества» приобретает особую значимость, так как позволяет понять
проблему из глубины. Таким образом, сфера «со-творчества» формирует внутреннюю рефлексивную,
коммуникативную основу профессиональной мобильности.
Но для рефлексивного сознания будущего
специалиста необходимы соответствующие
условия, которые должны быть приспособлены к многообразию личностных
потребностей и характеризоваться гибкостью, вариативностью, мобильностью.
Развитие современной системы образования сопряжено с созданием и поддержанием социокультурного пространства, которое
допускает развитие обучающегося как субъекта социокультурной практики, что
является условием развития творческого потенциала личности.
Поэтому, практически все ученые, занимающиеся
данной проблемой, подчеркивают, что система образования должна быть культурно-социо-и личностно сообразная,
т.е. профессиональное образование должно быть направлено, не только на
подготовку высокообразованного специалиста, способного решать профессиональные
проблемы, но и способного выходить из трудных жизненных ситуаций, стремящегося
выстраивать отношения с обществом.
Результаты анализа практики высших профессиональных учебных заведений
позволяет констатировать, что есть ряд высших технических учебных заведений,
где формирование профессионально мобильной личности студента является одной из
важных задач, где деятельность студента «есть соединение процессов его
собственного поиска, создания, культивирования образцов и норм». Впрочем,
профессиональная мобильность как отражение проективных способов деятельности
как раз и попадает под эти характеристики [3].
Литература:
1. Валицкая
А.П. Культурологическая школа: концепция и модель образовательного
процесса.//Педагогика.- 1998.- №4.- С. 12-18.
2. Фугелова
Т.А. «Со-бытийность» в формировании профессиональной мобильности будущего
специалиста // В мире научных открытий (выпуск «Проблемы науки и
образования»).- 2012.- №2.4 (26).- 66-75.
3. Фугелова Т.А. К вопросу о технологии
проектирования профессиональной мобильности будущего специалиста
//Профессиональное образование в России и за рубежом.- 2012.-1(5).- 67-72.