Педагогические
науки/Современные методы преподавания
старший преподаватель С.А.Салкимбаева
Карагандинский государственный университет
имени академика Е.А. Букетова,
Республика Казахстан
ПРОБЛЕМА
КОЛОРИСТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФИЛЯ
В СИСТЕМЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Проблемы колористической
грамотности специалистов художественного профиля рассматривались в
исследованиях многих художников-педагогов, психологов, искусствоведов. Мы
подходим к решению этой проблемы, основываясь на прикладной значимости - в
аспекте взаимодействия предмета и среды, поскольку убеждены, что решение этого
вопроса в художественной теории и практике открывает большие возможности для
изучения и познания на основе заданной проблемы, закономерностей цвета,
пространства, перспективы, формы, освещения и других характеристик среды.
По мере овладения
закономерностями цвета студент не только приобретает знания в области
живописной грамоты, но и целенаправленно идет к формированию собственного
видения предмета и способа его изображения (манеры письма). Это эффективное и
важное условие в подготовке будущего педагога-художника, которому не только
предстоит эстетически воспитать своих учеников, но и дать им необходимые
теоретические и практические навыки.
Процесс формирования колористического восприятия исследовался
многими специалистами в этой области, в частности В.Г.Бедой, В.С.Кузиным,
Н.Н.Волковым, но в своих трудах, в основном, они придерживаются традиционного
подхода к проблемам восприятия цвета. Мы подошли к нему сквозь призму освоения
взаимодействия предмета и среды в живописи, которая является ключевой основой в
освоении закономерностей цвета, и не просто осваиваем на его примере
художественные приемы и средства, а целенаправленно ведем к формированию его
собственного видения этой проблемы. Специфика ее в том, что студенты не
открывают какие-то новые закономерности и явления, а под руководством
педагога-художника вычленяют основные принципы характеристики предмета и среды
в различных направлениях живописи и в каждую эпоху, усваивают уже известные
закономерности изображения предмета и среды, познают структуру цветовых
сочетаний, гармонию цветов и реализуют приобретенные умения и навыки в
практических заданиях. Обладая суммой знаний, студент не будет просто
копировать натуру, а будет целенаправленно идти к художественному выражению
цвета, основываясь на законах пространственного взаимодействия цветов.
Рассматривая учебный процесс
как лабораторию, где каждая постановка и упражнение должны рассматриваться в
аспекте поставленной проблемы, мы руководствовались, прежде всего принципом
нарастающей сложности в постановке учебных задач и освоении студентами
живописной грамоты.
За основу нами была взята импрессионистическая техника, где среда
является "героем картины" и подчиняет себе предмет, растворяет его.
Встреча предмета и среды, как культивировал ее импрессионизм, имела ряд далеко
идущих последствий: здесь нет собственно воздушной среды, она вобрана цветом.
На основе импрессионистической манеры изображения студенты на практике
знакомятся с такими понятиями, как колорит, контраст, валер и цельность
цветового восприятия, так как классические представители постимпрессионизма
составляли свои композиции как ковровые, чисто декоративные. Картины
представляли собой мазки, как бы не зависящие друг от друга, где равенство и
гармония достигались с помощью аддитивного и субстрактивного смешения и
являлись принципами, дающими возможность сохранять это объединение в единстве.
На основе перечисленного нами была составлена программа заданий и
упражнений по формированию колористического восприятия, где методическая
постановка задач нацеливает студентов, во-первых, на создание ощущения световой
среды, которой отводится главная роль в моделировке формы и создания эффектов
определенного освещения. В этих упражнениях изучаются закономерности изменения
цвета по тону в зависимости от освещения, осваиваются основные цвета спектра и
навыки лепки формы цветом. Важной качественной особенностью развития
цветовосприятия является способность к определению различий по цветовому тону;
в пределах одного цветового тона следует фокусировать свое внимание на
характеристике цвета по пространственным планам среды, и в таких случаях
цветовое решение будет верным там, где свет организован с учетом отступающих и
выступающих цветов. Во-вторых, для того чтобы подойти к изучению взаимодействия
цветов, являющегося главным условием для полноценной характеристики
изображаемого явления, необходимо исходить из принципов целостного цветового
восприятия предмета и среды и нацеленности на гармоничное согласование цветов.
При последовательном развитии
навыков владения цветом необходимо усложнять условия восприятия, когда
изобразительная плоскость составлена из множества дробных мазков, что меняет
условия изображения локального цвета предметов и окружающей их среды. При
выполнении задания студенты могут составить картинную плоскость за счет
оптического смешения цветов между собой или нахождения разнообразных оттенков
одного цвета. Это упражнение поможет образно передать взаимоотношения предмета
и среды и переосмыслить реалистические формы выражения более абстрактными и
отвлеченными. Оно не только развивает навыки владения цветом, формой, целостным
восприятием натуры, но и непосредственно формирует художественный почерк.
В-третьих, для того чтобы увлечь их, можно дать им эмоциональную установку:
разбеленная гамма — "раскаленный солнечный день или снежная зима",
приглушенная гамма — "дождливый пасмурный день". Решая поставленные
задачи, студенты должны будут очень пристально всмотреться в светлотные,
цветовые и тоновые отношения между предметами и окружающей средой. И в процессе
изображения не просто осмыслить это явление, а перевести все отношения в другую
тональность. Это задание должно способствовать формированию колористического
восприятия, активной наблюдательности и осмысленного изображения натурной
постановки. Кроме того, первая половина задания не просто меняет светлотность
составных цветов, а дает нам вариации оттенков белого цвета. Вторая половина
задания поможет проследить изменения насыщенности цвета, что, несомненно, положительно
отразится на передаче пространственных планов и эмоциональной характеристике
цвета. Крайне необходимо активно наблюдать, как цвет предметов натюрморта
изменяется под влиянием пространственной среды. В качестве наглядного
примера предлагается практическое задание по определению влияния
цветового контраста при сопоставлении теплых и холодных цветов, выступающих и
отступающих. Но особое внимание необходимо заострить на том, чтобы выявить в
композиционном сюжете главное и второстепенное, объединить цвета равные по
светлоте и цветовому тону и создать колористическое единство, активно оперируя
валером в передаче богатых цветовых оттенков.
В процессе работы можно
обратиться к работам мастеров, решенных в том же ключе и на их примере
объяснить, как можно, используя лессировочное письмо, добиться
пространственного изменения локального цвета предмета и приглушить (визуально
удалить) второй план.
Предлагаемые нами задания и упражнения
предусматривают поэтапное и посильное выполнение поставленных задач в усвоении
закономерностей цвета, живописных законов и правил. Практический цикл по
формированию колористического восприятия состоял из трех условно-разграниченных
этапов:
— анализ психолого-педагогических
особенностей развития цветоощущения и определение исходного уровня восприятия
цвета;
— введение в процесс обучения
методов активно-стимулирующего
воздействия с целью определения зависимости целенаправленной потребности и интереса личности, а также для обогащения
зрительного ощущения цвета натуры;
— определение
характера цвета различных объектов натюрморта и выявление степени взаимовлияния
предмета и окружающей его среды; введение валера как метода гармонизации
цветового строя натюрморта, сохраняя при этом локальные характеристики цвета
предметов.
Постоянный
контроль и коррекция при выполнении заданий имели исключительное значение:
способствовали установлению психологического климата и дали предварительное
представление о теоретических основах закономерностей цвета и его зрительного
ощущения.
Конечной целью развития обогащенного восприятия цвета
являлось формирование активного творческого отношения к занятиям живописью,
создание ряда условий, способствующих позитивному изменению отношения обучаемых
к цветоощущению и содействующих формированию знаний и навыков живописной
грамоты. Компонентами комплекса учебно-воспитательных задач нами были взяты
следующие основополагающие факторы: развитие действенного мышления, умения
гармоничного сочетания цвета предмета и окружающей его среды с помощью логики
цветового восприятия, совершенствование методов художественного выражения через
формирование собственного видения и манеры изображения.
Комплексное
решение перечисленных выше факторов как методов развития восприятия цвета имеет
немаловажное значение в деле совершенствования процесса специальной подготовки
будущих учителей изобразительного искусства, обеспечивает создание условий для
воспитания познавательной активности студентов в обучении живописи,
формирования творческих способностей и профессиональной грамотности будущего
педагога-художника.