Аманжолова
А.Ж., Бекишев Н.Б.
Северо-Казахстанский
государственный университет им. М. Козыбаева, Казахстан
Формирования
познавательной деятельности учащихся
средством игрового обучения
Процесс реформирования общества не мог не сказаться и
на изменение подхода к развитию среднего образования. В настоящее время
правительство Республики Казахстан уделяет большое
внимание техническому переоснащению школ, внедрению в них новых информационных
технологий. В школах Республики полностью обновляется парк компьютерной
техники. Несмотря на появление большого количества учебников,
учебно-методических комплексов, дидактического материала остается проблема
поиска оптимального решения организации учебного процесса по школьной
информатике. Современные уроки информатики значительно отличаются от других
предметов своей направленностью на формирование практических навыков работы с
компьютером, духом постоянного сотрудничества между учителем и учеником,
различными формами, приемами и методами обучения, в том числе и нетрадиционными.
Одной из форм проведения таких уроков является игра. Одна и та же игра может
выполнять несколько функций.
Функции игры:
1) обучающая функция – развитие общеучебных умений и
навыков;
2) развлекательная функция – создание благоприятной
атмосферы на занятиях, превращение урока из скучного мероприятия в
увлекательное приключение;
3) коммуникативная функция – объединение учащихся в
коллектив, установление эмоциональных контактов;
4) релаксационная функция – снятие эмоционального
напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении;
5) психотехническая функция – формирование навыков
подготовки своего физиологического состояния для более эффективной
деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации;
6) развивающая функция – гармоничное развитие личностных
качеств для активизации резервных возможностей личности;
7) воспитательная функция – психотренинг и психокоррекция
личности в игровых моделях жизненных ситуаций [1].
Немаловажная роль в формировании познавательного
интереса отводится дидактическим играм на уроках информатики – современному и
признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной,
развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом
единстве.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка
сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к
знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся: познают, запоминают
новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений,
понятий, развивают фантазию. Включение в урок дидактических игр и игровых
моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у учащихся
бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении и
использовании теоретического материала.
Дидактическая игра – это средство обучения, потому что
она является источником получения знаний, формирования умений. Она позволяет
пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить
наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а
также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном
темпе.
Дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические
процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети
охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают
способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное
рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового
действия к умственной задаче [2].
Дидактическая игра применима ко всем типам урока,
кроме того, учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на
котором будет проводиться игра.
В отличие от
игр вообще дидактическая игра обладает существенным признаком – четко
поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом,
которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью [3].
Использование дидактических игр на уроке не только
способствует лучшему усвоению программного материала по информатике, но и
развитию логического мышления, речи, развитию наблюдательности, внимания и
интереса к информатике. Важно помнить, что игра влияет на развитие обеих частей
мозга. Ибо за грамматику, логику, лексику, анализ и математику отвечает левое
полушарие, а за интуицию, мелодику, ритм, фантазии и эмоции - правое. Таким
образом, игра стимулирует лучшее запоминание и понимание изучаемого материала,
а также игра способствует повышению мотивации и позволяет обучаемому комплексно
использовать органы чувств при восприятии информации, а также самостоятельно и
неоднократно воспроизводить ее в новых ситуациях. Давая учащимся, возможность участвовать в серии ролевых и
деловых игр, учитель активизирует их, изменяет мотивацию учащегося на личностно
значимую. В старших классах игра рассматривается, как возможность учащихся
проверить свои силы и готовность к реальной жизни после окончания школы,
особенно прекрасную возможность для этого предоставляют деловые игры.
Содержательная сторона игры приобщает участников к жизни. Игра позволяет
участникам «делать ошибки» и на их анализе видеть причины и последствия таких
действий. Это в полной мере отвечает потребностям детей «быть взрослыми» [4].
Основная цель игры - поднять интерес учащихся к учебе,
и тем самым повысить эффективность обучения. Игра направлена на то, чтобы
научить школьника осознавать мотивы своего учения, поведения в игре и в жизни,
то есть формировать цели и программы самостоятельной деятельности и предвидеть
ее ближайшие результаты.
Литература:
1.
Газман О.С., Харитонова
Н.Е. В школу - с игрой. - М.: Просвещение, 1991г.- 96с.
2.
Басова Н.В. Педагогика и
практическая психология. – Ростов н/Д: Феникс, 2000г. - 234с.
3.
Педагогика: Учебник/Под
ред. Л.П. Крившенко.-М.:проспект, 2004г.-232-234с.
4.
Аникеева Н.П. Воспитание
игрой: кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 87.-144с.