БАКУМЕНКО В.М.

                                                                       Москва

 

 

                                   ВОЗВРАЩЕНИЕ АЛЕКСАНДРА ТВАРДОВСКОГО

 

 

 

                                                                 Ещё и впредь мне будет трудно,

                                                                 Но чтобы страшно – никогда.

                                                                            А.Т. Твардовский.

 

 

    Более четырёх десятилетий минуло со дня смерти великого русского поэта Александра Трифоновича Твардовского (1910-1971).  На протяжении этого времени поэт медленно, но верно возвращается к своим читателям и занимает своё законное место среди классиков отечественной литературы. Замедленное возвращение Твардовского объясняется тем обстоятельством, что слово и дело великого поэта по-прежнему злободневно и для многих опасно.

    Если даже коротко изложить вехи творческого пути А.Т. Твардовского, то и тогда станет очевидно, что это была жизнь – подвиг. Особенно в последние двадцать лет, когда знаменитый поэт возглавлял журнал «Новый мир», а фактически – духовное становление и возмужание отечественной литературы. Несмотря на весь драматизм того времени, уроки «Нового мира» не прошли даром для нашей истории, для освобождения от догм и заблуждений, навязанных тотальной пропагандой.

    Официальная удачливость поэтической судьбы А.Т. Твардовского, быстро попавшего в обойму «обласканных» властью писателей, после успеха поэмы «Страна Муравия», подкреплённого легендарной популярностью поэмы – эпоса «Василий Тёркин», была лишь видимой частью айсберга. Драматические же события поэтического пути Твардовского стали известны лишь после смерти поэта. Достаточно сказать, что поэт на протяжении многих лет не мог добиться публикации многих своих замечательных произведений. И среди них был такой шедевр, как поэма «Тёркин на том свете». Последнюю поэму «По праву памяти» Александр Трифонович вообще не увидел напечатанной.

    Серьёзные атаки на А.Т. Твардовского начались вскоре после войны. Тогда поэт опубликовал книгу очерков и рассказов «Родина и чужбина». Книга была подвергнута в печати жестокой критике за «пессимизм» и «мелочность» наблюдений. Впрочем, Твардовский попал под жестокие нападки критики ещё в самом начале творческого пути, в Смоленске. Как известно, Твардовский по рождению принадлежал к тому работящему сословию, к тем труженикам-умельцам, которые обустраивали и кормили Россию, а значит, подлежали искоренению, уничтожению как класс. Что и было осуществлено с редкой ретивостью и беспощадностью. Так что поэта точно сожрали бы ещё в начале 30-х годов, если бы он не успел защитить себя своим творчеством. Тогда Александра Твардовского спасло создание поэмы «Страна Муравия», ошибочно понятой как прославление коллективизации.

    Настоящая борьба А.Т. Твардовского за свои идеалы и за своё понимание, что такое литература и каково её значение в духовной жизни общества и человека, началась в 1950 году, когда поэт стал главным редактором журнала «Новый мир».

    Свой путь на Голгофу Александр Трифонович Твардовский начал публикацией острокритического очерка писателя В. Овечкина «Районные будни», положившего начало

                                                                         2.

 

 реалистическому направлению в литературе о деревне. Это ему запомнили и вскоре нашли повод для особого постановления ЦК партии об освобождении от обязанностей главного редактора «за попытку напечатать (!) «клеветническую поэму» «Тёркин на том свете» и публикацию в «Новом мире» «порочных» статей В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Лифшица и М. Щеглова». В письме Б.С. Бурштыну Твардовский тогда писал:

    «Меня всё это, что произошло в литературной жизни в последний год, печалит, конечно, последствиями в общем нашем деле. Многие товарищи и даже друзья желают поддержать во мне «бодрость духа», говорят обо мне, имеют в виду моё положение, не понимая, что всё происшедшее и происходящее касается их не в меньшей мере и в тем большей для каждого степени, чем серьёзнее и сознательнее он относится к своему призванию, профессии, долгу и т.п.».

    В 1958 году А.Т. Твардовского вновь назначают главным редактором «Нового мира». Главные события второго пришествия Александра Трифоновича в «Новый мир» показывают, что он ещё больше утвердился в своих взглядах. Слова, вынесенные в эпиграф нашей статьи, в полной мере выражают гражданскую позицию великого поэта. Твардовский имел полное моральное право так говорить. Это был рыцарь без страха и упрёка.

    В 1962 году Твардовский добивается публикации в «Новом мире» повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». В предисловии к этой публикации он писал: «… Впечатление от этой вещи, столь необычной по своей неприкрашенной и нелёгкой правде, как бы освобождает душу от невысказанности того, что должно быть высказано, и тем самым укрепляет в ней чувства мужественные и высокие». Этой публикацией Твардовский вывел на орбиту великого русского писателя Александра Исаевича Солженицына. Твардовский сделал невозможным уничтожить писателя на самом взлёте. А попытки, как известно, предпринимались самые активные.

    Ещё более определённо выразил Твардовский своё мировоззрение в дневниковой записи после прочтения рукописи романа Василия Гроссмана «Жизнь и судьба»: «Самое сильное литературное впечатление за, может быть, многие годы…  Это из тех книг, по прочтении которых чувствуешь день за днём, что в тебе и с тобой совершилось серьёзное, что это и какой-то этап в развитии твоего сознания, что отдельно от этого ты уже не можешь думать…  о чём-либо другом и о собственных своих делах в частности… Напечатать эту вещь… означало бы новый этап в литературе, возвращение ей подлинного значения правдивого свидетельства о жизни, – означало бы огромный поворот во всей нашей зашедшей бог весть в какие дебри лжи, условности и дубовой преднамеренности литературы. Но вряд ли это мыслимо».

    В 1966 году А.Т. Твардовский отказывается одобрить судебный приговор писателям Ю. Даниэлю и А. Синявскому. В печати в это время всё чаще стали раздаваться упрёки в адрес «Нового мира» за «критику колхозного строя», «искажение истории» и т.п. Власть предержащие душители всего живого прекрасно были осведомлены и об отрицательном отношении Твардовского к вторжению в Чехословакию войск Варшавского договора… После публикации в «Новом мире» стихотворения «На сеновале» – первой главы поэмы «По праву памяти» – кампания против журнала усиливается…

    В начале 1970игода Союз писателей СССР под нажимом ЦК партии «освобождает» от должностей ближайших сотрудников – единомышленников Твардовского и вместо них назначает совершенно неприемлемых для него людей…  Твардовский вынужден был уйти из журнала…

    Мировая печать бурно прореагировала на это событие. Так, английские газеты писали, что будущее советской литературы теперь закрыто плотной завесой тумана. Один корреспондент заявил, что в Москве не столько удивляются, что Твардовский теперь ушёл, а тому, что он долго сохранял позиции.

                                                                           3.   

 

    Очень жаль, что мы не знаем имени «всегдашней читательницы и почитательницы» творчества поэта, как она сама назвала себя, поставив лишь свои инициалы Л.С. (что само по себе говорит о политической обстановке в стране), потому что эта женщина сказала то, что думали в то время миллионы почитателей творчества А.Т. Твардовского:

    «От всего сердца желаю Вам, дорогой Александр Трифонович, «тёркинского» отношения к жизни, его стойкости, его неунывающего духа.

    Спасибо за всё, чем порадовали Вы многие тысячи читателей как поэт, критик, как светлая душа словесности нашей.

    Низко кланяюсь и желаю новых прекрасных творений Вашему орлиному перу».

    Как это здорово, что эти слова прочитал в трудное время своей жизни А.Т. Твардовский. Они так согрели его растерзанное сердце и душу. Великий поэт ещё раз остро почувствовал, что не зря прожил жизнь, не напрасно боролся и страдал. Под влиянием подобных писем Александр Трифонович с полным основанием говорил в конце жизни:

    «Нам всегда казалось, что кончится «Новый мир» и над мачтами сомкнутся воды. Но вот я читаю много писем, и не от писателей, а от читателей, пишут все – учителя, слесари, инженеры, студенты, – пишут о нашей беде, пишут так, что я вижу: волны не сомкнулись, нет, не сомкнулись, – и мачта наша с нашим флагом ещё трепещет над волнами. Наше дело живёт».

    У нас есть все основания для того, чтобы и в XXI веке подтвердить эти слова великого русского Поэта и Гражданина. Об этом говорит и тот очевидный факт, что Александр Трифонович Твардовский возвращается в русскую литературу и к своим читателям. Приходит и настоящее понимание, и достойная оценка творческого и гражданского подвига классика отечественной словесности. Без огромного вклада в русскую поэзию А.Т. Твардовского невозможно представить историю отечественной литературы ХХ столетия.