Филологические науки / 6. Актуальные проблемы перевода
Симоненко М., Ткаченко Ю.
Преподаватель английского языка,
Студентка филологического факультета
Севастопольский
городской гуманитарный университет, Украина
Функциональная
значимость метафоры в художественном тексте
Постановка проблемы. С давних времен
метафоре отводилась исключительная роль в отражении объективной реальности.
Употребление метафорических переносов в повседневной речи людей продолжает
вызывать научный интерес. Усиление выразительности речи достигается в первую
очередь использованием или добавлением к чисто логическому содержанию выражения
различных экспрессивно-эмоциональных оттенков. В стиле художественной речи
значение метафорических образований трудно переоценить. Именно метафора помогает
предупредить поверхностный подход к произведению, показать тонкие оттенки мысли
и чувства, избежать штампа в толковании, создать высокую культуру чтения
художественной литературы.
Анализ последних
исследований и публикаций. Анализ работ, посвященных проблеме нашего исследования
показывает, что вопрос метафорических
образований и их функциональной значимости в художественном тексте интересовал
ученых во все времена. Метафоры и метафорические конструкции как особые формы
смысловых выражений присутствуют уже на самых ранних этапах развития
художественной мысли.
Проблема толкования
метафоры и выявления ее основных функций интенсивно разрабатывается в литературоведении и языкознании на протяжении
многих веков. В данном случае особенно важны труды таких выдающихся ученых, как
Ю.Д. Апресян, И.В. Арнольд, Б. Вайнберг, А.Н. Веселовский, И.Р. Гальперин,
Г.А. Ермоленко, Н.И. Лихошерст, О.М.
Мороховский, А.А. Потебня, Д.Г. Розенталь,
А. Ричардс, М. Блэк, Д. Дэвидсон
и др. Особый интерес представляют исследования, посвященные вопросам
интерпретации художественного текста и способам передачи метафорических
образований на русский язык (И.В. Арнольд, Л.С. Бархударов, В.В. Виноградов,
Ю.Н. Караулов, Л.К. Латышев, М. Блэк, Д. Дэкидсон и др).
Вместе с тем по сей день
остается ряд актуальных теоретических и практических проблем, которые еще не
нашли своего решения. Так, до сих пор не существует единой классификации,
утверждающей, какие же функции метафоры следует считать основными, какие
вспомогательными.
Следовательно, цель
данной статьи –
рассмотреть многогранное понятие "метафора", для проведения
практического исследования функциональной значимости метафорических переносов
на примере конкретного художественного произведения, определить, какие функции
метафоры являются основными, какие функции являются вспомогательными.
Изложение основного материала. Именно метафора помогает предупредить
поверхностный подход к произведению, показать тонкие оттенки мысли и чувства,
избежать штампа в толковании, создать высокую культуру чтения художественной
литературы.
Для достижения поставленной цели мы предлагаем
рассмотреть метафору с точки зрения следующих критериев:
·
сфера
деятельности метафоры в языке;
·
роль
метафоры в создании художественной речи;
·
функции
метафоры относительно создания
художественного произведения в целом.
Анализ функционального аспекта метафоризации,
проведенный в работах Аристотеля, Н.Д. Арутюновой, А. Вежбицкой, Г.В.
Колшанского, Г.Н. Скляревской, Ф.Уилрайта и
других ученых, позволяет выделить следующие функции метафорических образований
в языке [3]:
эстетическая функция – наделении речи
выразительностью, порождении ощущения новизны и удивления, отражение
эмоционального отношения говорящего к той или иной ситуации, погружение
слушателя в атмосферу экспрессии;
познавательная функция – отражение ясности и
возвышенности высказывания одновременно, четкое, логическое построение мысли,
позволяющее избежать в суждениях многословия и способствующего их лаконичному
выражению;
оценочная функция – раскрытие смысла высказывания
в более или менее широком контексте, в частности во взаимодействии метафор друг
с другом, за счет чего создается один целостный образ, выражающий положительные
или отрицательные характеристики слов, заключенных в каждой метафоре;
психологическая функция –
погружение в процесс восприятия человеком мира с
точки зрения «психического строения личности», опираясь на собственное
психологическое состояние души.
Относительно функциональной
значимости метафоры в художественной речи лингвисты Ю.Д. Апресян, Н.Д.
Арутюноваи Б. Вайнберг придерживаются мнения о том, что метафора одновременно
выполняет три функции [1], [2]:
информативную, которая
определяет адекватность передачи информации о значении и интенсификации
признака через образные языковые структуры, предопределяя основополагающее
онтологическое значение метафорического признака в структуре высказывания;
образную, которая
заключается в в кодировке метафорой основного значения предмета или явления, за
счет чего и порождается художественный образ;
символистическую, которая
помогает правильно увидеть зашифрованные знаки и уловить настроение автора,
другими словами, при таком подходе символы как неполные метафоры можно
реконструировать на основании особых знаков и эмоциональных переживаний.
Поскольку метафора подразумевает передачу
информации с одной стороны и передачу образности с другой стороны,
исследователь Н.В. Складчикова помимо описанных выше оценочной и эстетической
функций выделяет эмоциональную и экспрессивную функции
[5]:
эмоциональная функция передает отношение
автора к описываемому, создает эмоциональный фон произведения;
экспрессивная функция усиливает
выразительность передаваемой информации.
Относительно самого текста художественного
произведения, как отмечает Е.Г. Которова, метафора выполняет следующие функции [4]:
стилеобразующая функция принимает участие в
создании индивидуального стиля писателя и стиля литературного произведения;
жанрообразующая функция позволяет отнести
текст, содержащий определенную метафору, к определенному жанру;
текстообразующая функция отличается способностью
быть мотивированной, развернутой, т.е. объясненной и продолженной,
метафорическое высказывание усиливает образ, который обычно выражен
центральным, стержневым словом.
Выводы. Проведенный анализ лингвистических работ по
проблеме функциональной значимости метафорических образований в языке
художественной речи дает основание выделять основные и вспомогательные функции
метафоры.
Итак, к основным функциям метафоры
следует отнести:
1) информативную (номинативную, коммуникативную,
характеризующую);
2) прагматическую \ образную (эмоциональную,
оценочную, эстетическую, экспрессивную);
3) символистическую;
4) стилеобразующую.
Вспомогательные функции метафоры:
1) познавательная;
2) психологическая;
3) жанрообразующая;
4) текстообразующая.
Подводя итоги проведенного исследования, можно
прийти к выводу о том, что степень метафоричности языка художественного
произведения зависит от индивидуальных установок автора. Следовательно, функции
метафоры в художественном тексте зачастую неотделимы друг от друга, они
переплетаются, сопрягаются и находятся в отношениях взаимного дополнения.
Литература:
1. Апресян Ю.Д. Избранные
труды. Лексическая семантика / Ю.Д.
Апресян. – М.: Школа "Языки русской культуры", 1995. – 767 с.
2. Арнольд И.В. Стилистика:
современный английский язык / И.В. Арнольд. – М.: Флинта, 2000. – 384 с.
3. Вежбицкая А.В. Теория
метафоры / А.В. Вежбицкая. – М.: Прогресс, 1990. – 133 с.
4. Которова Е.Г.
Семантический объем термина «метафора» // Общее и сопоставительное языкознание
/ Е.Г. Которова. – 1986. – С. 29–36.
5. Складчикова Н.В.
Межъязыковые отношения метафор: учебное пособие / Н.В. Складчикова. –
Кемерово.: КемГУ, 1987. – 69 с.