ОБЪЕКТИВАЦИЯ КОНЦЕПТА
“SUPERSTAR” В ТЕКСТЕ
РОК-ОПЕРЫ “JESUS CHRIST SUPERSTAR”
Морозова
Е.М, Немчинова Н.В.
ФГАОУ ВПО
Лесосибирский педагогический институт – филиал Сибирского федерального
университета, Россия
Информация, знания и процессы с ними связанные
играют огромную роль в современном мире. Установление же антропоцентрической
парадигмы научного знания предполагает изучение их репрезентации в сознании
человека и рассмотрение как основы когнитивных процессов мышления. В связи с
этим возникла такая междисциплинарная наука, как когнитология, интегрирующая
усилия ученых разных специальностей (психологов, философов, лингвистов,
математиков, программистов, кибернетиков, антропологов и др.). Понимание того,
что «лучший доступ к сознанию - это не только наблюдение за
предметно-познавательной деятельностью человека как таковой, но это и
наблюдение за языком как формой отражения и выражения мыслительных процессов»
[1] привело к развитию такой ветви когнитивной науки, как когнитивная
лингвистика.
Когнитивная лингвистика представляет собой одно
из самых активно развивающихся направлений современной лингвистики и, в то же
время, одно из самых молодых, в связи с чем возникает потребность в
исследованиях, раскрывающих те или иные теоретические, методологические или
прикладные аспекты науки.
Цель данной статьи – рассмотреть способы
объективации концепта “superstar” в тексте рок-оперы “Jesus
Christ Superstar”с точки зрения
когнитивной лингвистики в рамках антропоцентрической и когнитивно-дискурсивной
парадигм.
Анализ художественного текста с позиции
когнитивно-дискурсивного подхода позволяет не только рассмотреть языковые
единицы текста, но и интерпретировать текст с позиции автора (аспект порождения
текста) и позиции читателя (восприятие). Для когнитивного подхода
«существенно, что в тексте выражено знание говорящего и реципиента о
действительности (картина мира), что и обеспечивает реконструкцию (когнитивных)
механизмов порождения и понимания текста. При сопряжении коммуникативного и
когнитивного подходов создаётся возможность увидеть текст как единство
когнитивной, предметной и
коммуникативной деятельностей» [2].
Одним из центральных концептов, реализующих
идейное содержание текста рок-оперы “Jesus Christ
Superstar” и коммуникативную задачу ее авторов (Andrew
Lloyd Weber, Tim
Rice) является концепт “superstar”, находящий свою прямую
номинацию уже в заголовке. Противоречивость данного произведения и
неоднозначные отзывы, полученные от критиков и зрителей, позволяют говорить об
актуальности рассмотрения данного концепта в рамках текста рок-оперы, поскольку
такой анализ может способствовать верной репрезентации идейного содержания
произведения в сознании зрителей и слушателей.
Можно предположить, что концепт, номинированный
в художественном тексте, находит средства своего «овнешнения» непосредственно
среди языковых единиц, представленных в произведении. Результаты анализа текста
рок-оперы “Jesus Christ Superstar”
обнаруживают 54 единицы, вербализирующих концепт “superstar” и образующих его
номинативное поле. Единица “superstar” была выбрана в
качестве ключевой для обозначения концепта, как наиболее очевидный и частотный
способ номинации. Ядро данного концепта представляют следующие единицы: name, superstar. Поскольку ядро
номинативного поля также составляют окказиональные, индивидуально-авторские и
описательные номинации концепта, то в данную структуру поля можно также
включить следующие единицы: Messiah, miracle wonderman, hero of fools, king,
amazing man, divine, the wonder of the year, Mr. Wonderful, the pick of the crop, you are all we talk about, not just any man. Периферию
же составляют единицы, отражающие отдельные признаки концепта и его
характеристики. В тексте она представлена следующими лексемами
и
словосочетаниями: admiration, crowd, followers,
buzz, expensive, famous, glory, brand-new, important, hack, cheering and
applauding, howling mob, to whip up some support, slogans, riots, cool, fans,
glamour, top of the poll, Jesusmania, sing a song, love, screaming love and more,
power, the best, reward, to be remembered, admire, ambitions, inspired, to be
more noticed, handouts, hit, rock the cynics, the great, captive fan, mass
communication, PR, record breaker.
Таким образом, проанализировав текст рок-оперы “Jesus
Christ Superstar” с позиции
лингвокогнитивного подхода, мы обнаруживаем, что художественный текст
становится своеобразным интерпретационным полем концепта, отражающим его
основные когнитивные признаки. Более полному и развернутому представлению
концепта в тексте способствует репрезентация его номинативного поля,
выраженного различными способами – обозначением, выражением и описанием. Также
следует отметить, что авторами текста при номинации единиц объективации
концепта “superstar” были использованы лексические средства,
отражающие различные семантико-когнитивные составляющие концепта, что позволяет
вербализовать концепт, раскрывая его важнейшие характеристики и отражая знания
и опыт человека, заключенные в нем.
Библиографический список:
1. Рудакова А.В.
Когнитология и когнитивная лингвистика. Воронеж, 2004, с. 8.
2. Чувакин, А. А. Текст как
объект и предмет лингвистики: Основы теории текста / под общ. редакцией А.А.
Чувакина. Барнаул, 2003. с. 7-37.