Касымсейтова
Сандугаш Алихановна
Старший преподаватель кафедры философии
Костанайского государственного университета
имени А.Байтурсынова
Г.Костанай, Республика Казахстан.
К ПРОБЛЕМЕ ВОСПИТАНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Современное понятие экологии
как комплекса проблем, относящихся к различным сторонам деятельности человека в
его взаимоотношениях с объектами, явлениями и процессами природы, связывает ее
практически со всеми отраслями знания, с их теоретическими и прикладными
аспектами. В экологию наряду с гносеологическими, онтологическими и другими
философскими проблемами, определяющими ее генеральную теоретическую базу,
входят и многие конкретные проблемы частного характера: инженерные, связанные с
особенностями технического взаимодействия человека и природы, химические,
физические, биологические, медицинские и другие, имеющие как локальный, частный
характер, так и глобальный.
Однако какую бы из этих
проблем мы ни рассматривали, в конечном счете всегда обнаруживается их связь с
сознанием человека или коллективным сознанием человечества.
Именно сознание формирует
тот коллективный разум, который, согласно мнению В.И.Вернадского и других
авторов, определяет будущее не только человека, но и всей структуры нашей
планеты. Если принять позицию В.И.Вернадского и близкие ей воззрения П.Тейяра
де Шардена, то можно прийти к заключению, что экология в своем широком
понимании - это наука о человеке, несущем, выполняющем миссию космического
разума, управляющего и преобразующего природу.
Видный индийский эколог (P.Masani),
анализируя современное экологическое движение как социальное явление, пришел к
выводу, что эти движения «должны быть направлены в первую очередь на спасение
ноосферы, а не природы непосредственно, что привнесет в человеческую
деятельность духовность, высокие моральные и эстетические принципы».
Конечно, глобальные
проблемы, которые возникают перед человечеством как формирующим звеном
ноосферы, могут быть решены только всем комплексом естественных, социальных и
гуманитарных наук. Задача экологии заключается в определении генерального
направления эволюции природы и человека. Движущей силой, обеспечивающей выбор
генерального направления и реализацию его, является, как уже говорилось,
коллективный Разум.
Вообще понятие Разума
довольно широко используется в современной экологии, особенно в работах,
посвященных теоретическим проблемам, однако многие авторы толкуют его различно,
что зачастую приводит к искажению философского определения этого понятия.
Наиболее часто смешивают понятие Разума с понятием научного знания.
Проблема Разума
исследовалась практически на всем протяжении развития философии, еще Гераклит
определял его как следование объективной всеобщности. Платон ввел понятие
общественного разума в виде царства идеи, основанного на сверхразумном Едином.
От Николая Кузанского идет идея Разума как образа первоосновы всех вещей, т. е.
образа Бога, которая получила развитие в работах П.Тейяра де Шардена.
Рассматривая соотношение
рассудка и Разума, И.Кант предположил, что рассудок выявляет, определяет и дает
правила мышления, а Разум определяет принципы. Продолжая эту мысль, можно
считать, что рассудок оперирует научными знаниями, а Разум дает целеположение,
оценку. «Разум - это мышление в той форме, которая адекватно и в чистом виде
осуществляет и обнаруживает его всеобщую диалектическую природу, имманентный
ему творческий характер... Разум - тождественность законов мышления реальным
категорическим формам предметного мира, осваиваемого человеком... Разум есть
достояние общественного человека как субъекта всей культуры» (Философская
энциклопедия).
В результате экологического
воспитания в экологическом сознании должно быть закреплено убеждение в том, что
каждый человек - это не только уникальная личность, но и часть человечества,
носитель не только индивидуального, но и коллективного Разума.
Другим целеполагающим
принципом воспитания экологического сознания является направленность этого
сознания на человека как носителя сознания. Это положение требует некоторой
расшифровки. Обычно считается, что экологическое воспитание должно формировать
правила, установки, формы поведения, направленные на бережное отношение к
природе, ее охрану, воспитание взгляда на природу как на равноправного
партнера, звена единой системы человек-природа. В известной степени это верно,
но это должно быть не навязанным извне элементом сознания, а вытекать из самой
сущности сознания как реализации общечеловеческого Разума.
Эти глобальные цели
экологического воспитания, естественно, делятся на определенные составляющие,
каждая из которых отображает направления воспитания и его этапы. Так, одной из
таких важных целей второго порядка является формирование у человека
определенного феноменологического образа внешнего мира, в котором в
диалектическом единстве сочетаются элементы пользы и вреда, законченности и
развития, стабильности и динамики и т. п.
Воспитание убеждения в том,
что индивидуальное экологическое сознание является активной частью глобального
разума, должно основываться на формировании активного эффективного ожидания, т.
е. знания о возможности субъекта успешно действовать, чтобы получить жизненный
результат.
Все сказанное выше наглядно
показывает, что изложенные положения в равной мере можно отнести и к другим
видам сознания. Нам кажется, что в этом проявляется тот закон, по которому
духовность и гуманизация сознания современного представителя передовых слоев
общества немыслима без включения в него положений активного взаимодействия с природой
как равноправным партнером, обеспечивающим единство человека и Вселенной.
Литература
1.
Экологическое сознание. Медведьев В.И., Алдашева А.А.