Казымова Е.В.

Донецкий Национальный Университет экономики и торговли  имени Михаила Туган-Барановского

 

Философия справедливости

 

На современном этапе развития людей и общества в целом, проблема справедливости является достаточно актуальной, т.к на данный момент происходит глобализация всех сфер общественной жизни и формирование единой мировой цивилизации.

Глобализация создаёт пропасть между бедными и богатыми странами,  усиливает социальное неравенство между людьми.

 В различных сферах общественной жизни резко увеличивается количество и разнообразие несправедливостей. Именно это делает актуальным анализ идеи справедливости как базовой социокультурной ценности, как цели развития общества, как культурного идеала.

Проблема справедливости сложна и многогранна, на что указывают все теоретики справедливости. Об этом писал еще Аристотель. Так, при установлении выделяемой им (дистрибутивной) распределительной справедливости, связанной с распределением благ – почестей, материальных вознаграждений, различного рода преимуществ, – необходимо принимать во внимание заслуги и распределять по достоинству, что, конечно же, непросто. «Дело в том, – пишет Аристотель, – что распределительное право, с чем все согласны, должно учитывать известное достоинство, правда, “достоинством” не все называют одно и то же, но сторонники демократии – свободу, сторонники олигархии – богатство, иные – благородное происхождение, а сторонники аристократии – добродетель».[5]

Справедливость— понятие о должном, содержащее в себе требование соответствия деяния и воздаяния: в частности, соответствия прав и обязанностей, труда и вознаграждения, заслуг и их признания, преступления и наказания, соответствия роли различных социальных слоев, групп и индивидов в жизни общества и их социального положения в нём; в экономической науке — требование равенства граждан в распределении ограниченного ресурса.[1] 

     Отсутствие должного соответствия между этими сущностями оценивается как несправедливость.

Справедливость является одним из принципов, регулирующих взаимоотношения между людьми по поводу распределения (перераспределения), в том числе взаимного, социальных ценностей. Социальные ценности понимаются в самом широком смысле. Это — свобода, благоприятные возможности, доходы и богатства, знаки престижа и уважения и т.д.

Справедливость в первую очередь выступает как проблема равенства. Самое простое содержание принципа справедливости заключается в требовании соблюдения равенства. Эта связь справедливости и равенства нашла отражение в одной из первых известных нам формулировок правила справедливости, фиксирующего отношения взаимного воздаяния, закрепленные в институте кровной мести: «Поступай по отношению к другим так, как они поступают по отношению к тебе». Это — правило талиона, известное у нас главным образом по ветхозаветной заповеди «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб»[6], однако исторически встречающееся у всех народов на стадии их родового развития. Это правило требует возмездия (мести), но при своей непременности оно не должно превышать нанесенного ущерба.

Джон Ролз в своей работе «Теория справедливости» выделяет два принципа справедливости:

Первый принцип: каждый человек должен иметь равные права в отношении наиболее обширной схемы равных основных свобод, совместимых с подобными схемами свобод для других.

Второй принцип: социальные и экономические неравенства должны быть устроены так, чтобы: (а) от них можно было бы разумно ожидать преимуществ для всех, и (б) доступ к положениям (positions) и должностям был бы открыт всем.[2]

         Античные представления о справедливости. Платон определяет справедливость как высшую добродетель в государстве, построенном на принципах блага. Справедливость подвергается долгому и глубокому рассмотрению в его диалоге Государство, оказавшем огромное влияние на западную культуру. В Государстве обсуждается второй, или моральный, уровень справедливости; Платона интересует моральная справедливость. С его точки зрения, справедливое общество - то, в котором каждый человек в полной мере реализует данные ему от природы способности.[4]

Концепции справедливости в эпоху Средневековья. Наиболее влиятельным защитником теологического понимания справедливости следует считать Фому Аквинского, который развил учение Августина о Граде Божием как вместилище справедливости. С точки зрения Аквината, справедливость может быть реализована только в христианском государстве.

Концепции справедливости Нового времени. Отличительной чертой философии этого периода была реакция на авторитарные концепции закона, права и справедливости. На идеях Возрождения и Реформации, как на дрожжах, выросла систематически разработанная философия справедливости и прав человека, которая радикально отличалась от теорий любого предшествующего периода. Первым шагом в этом направлении была попытка установить при помощи разума универсальные принципы или аксиомы морали, политики и права.

Таким образом мы можем сказать, что справедливость и несправедливость являются характеристиками человеческих отношений, подразумевают хорошее, честное/плохое, нечестное отношение к окружающим. Философы уделяли внимание вопросам справедливости во все времена. У каждого человека своё понимание справедливости и то, что для одного человека справедливо, другой будет считать абсолютной несправедливостью. Именно поэтому проблемы справедливости и несправедливости будут существовать, пока существует общество.

 

Литература

1.     Большая Энциклопедия Кольера, 2001 год.-

2.      Джон Ролз «Теория справедливости»-  Новосибирск, 1995 год.- 535 с.

3.     Скоробогатская Светлана Ивановна. Справедливость как социокультурный идеал : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2001. - 105 с. РГБ ОД, 61:02-9/202-1

4.      Философия справедливости[Электоронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные (418 Мб). – Режим доступа: http://know.su/link_8630_1.html

5.     Проблема справедливости в социальной философии [Электоронный ресурс]. - Электрон.текстовые данные (963 Мб). – Режим доступа: http://www.socionauki.ru/journal/articles/130480/

6.     Библия. Ветхий завет