Философия/2.
Социальная философия
Ст. преподаватель Чистов Р.С.
Лесосибирский филиал
Сибирского государственного технологического университета, Россия
Об основах
конструирования российской модели социальной ответственности бизнеса
Бизнес в России во все времена
пребывал в достаточно сложной ситуации. Не всегда дружеское, а порой и
враждебное отношение к нему со стороны государства и общества видно
невооруженным глазом и сегодня. С одной стороны, очевидны роль и значение деловой
активности для развития экономики и общества, с другой – справедливый бизнес
воспринимается как нонсенс. Речь идет
не только об общественном мнении, но и о самооценке представителей делового
мира. Словосочетания «честный бизнес», «этика бизнеса» молодыми
предпринимателями и менеджерами часто воспринимаются лишенными реального
смысла: либо как признак несостоятельности, либо как изощренная хитрость [3]. Вообще следует констатировать, что в России процесс формирования и развития
системы социальной ответственности бизнеса, гражданского общества и правового
государства находится в начале своего развития. Либеральная парадигма, принятая
в качестве ориентира постсоветских реформ, придала российскому бизнесу
эгоистический характер. В начале становления рыночных отношений от российского
предпринимателя юридически не требовалось (впрочем, как и сейчас) активного
участия в решении социальных проблем как внутри организации, связанных с
персоналом и инфраструктурой, так и вне ее, в социуме.
Сегодня
в российском бизнесе пока не сложились цивилизованные навыки обращения со
значительными состояниями: отсюда практика демонстративного потребления вместо
социальной ответственности и благотворительности - и ответная негативная
реакция широких малоимущих слоев. Налицо коммуникационный и
социокультурный разрыв, порождаемый
культурой богатства, одной из значимых функций которой оказывается выстраивание
символических и реальных границ между богатыми и бедными [1].
В настоящее время высший менеджмент
российских компаний часто не предоставляет индивиду каких-либо весомых
социальных гарантий относительно сохранности рабочего места и роста
благосостояния, что разрушает его уверенность в завтрашнем дне. Между тем,
очевидно, что в нашем глобализирующемся мире, особенно во времена экономических
кризисов, рабочие являются самыми уязвимыми социальными группами.
Эффективность социальной ответственности
бизнеса зависит от способности общества защищать свои интересы. Такая
способность обеспечивается социальным капиталом – нормами, ценностями,
культурой, доверием, самоорганизацией и сотрудничеством. В современной России
отмечается острый дефицит социального капитала, и общество не является должным
образом организованным и представленным в диалоге с компаниями. Поэтому
создавшийся вакуум в основном заполняется государством, т.е.
командно-административный мотив преобладает в российской социальной
ответственности. Государство является одним из главных и бдительных
заинтересованных сторон в российской модели социальной ответственности бизнеса,
которая нередко носит «добровольно-принудительный» характер.
Неполноценность концепции социальной
ответственности делает допустимым получение сверхприбылей от экспорта народного
достояния (полезных ископаемых), что в итоге подавляет инновационную природу
бизнеса. Спекуляция стала одним из главных принципов деятельности
отечественного предпринимательства, а производство, требующее вложений,
зачастую сворачивается на полпути реализации проекта. Можно сказать, что
крупный российский бизнес добился веса не благодаря успехам в хозяйственном
развитии, а с помощью схем перераспределения созданной ранее государственной
собственности и присвоению природных ресурсов частно-корпоративным методом.
Таким
образом, в России, в нынешних условиях, как никогда ранее обострились проблемы
справедливости архитектуры экономики, основанной на идеологии частной
собственности, вопросы участия бизнеса в общественном воспроизводстве, создании
социального капитала.
По
нашему мнению, решение данной проблемы в долгосрочном периоде должно быть
связано, с одной стороны, с обоснованием и использованием более совершенной
формы собственности на средства производства – собственности трудового
коллектива в рамках производственной корпорации, способной в полной мере
отвечать условиям развития такого общества, где, согласно К. Марксу, «свободное
развитие каждого является условием свободного развития всех» [2]. Задача
обоснования коллективной собственности и возникающих на этой основе
коллективных форм управления, способствующих всестороннему развитию личностей,
свободно сознающих меру своей ответственности перед обществом, становится все
более актуальной в России по мере нарастания драматизма и непредсказуемости
социально-экономических процессов. Только собственность работников-акционеров
может служить гарантом сохранения рабочих мест, роста мотивации к труду,
эффективности экономического роста, улучшения социальной ответственности фирм и
более справедливого распределения богатства. Следует подчеркнуть, что конструирование разветвленной социальной
инфраструктуры в России – дело не малого, а именно крупного бизнеса и
государства. В современной российской ситуации начинающий предприниматель
практически не имеет возможности проявиться как социально ответственный актор,
если не принимать в расчет обязательный фундамент – нравственно окрашенное дело
и качественную безопасную продукцию.
С
другой стороны, решение проблемы зависит от активизации работы экспертов,
общественности, гражданского общества, населения как главных бенефициариев СОБ,
которые должны играть ведущую роль в процессах формирования
социально-ответственных отношений, не оставляя решение вопросов собственности и
корпоративной благотворительности на эксклюзивное усмотрение государственных
органов и частного бизнеса. Устойчивость этики ответственности делового мира в
отношении общества – задача не только
бизнеса, но и самого общества, которое должно в своих же собственных
интересах поддерживать высокие моральные стандарты, уважение к человеческому
достоинству, нетерпимое отношение к эгоизму и эксплуатации.
Литература
1. Зарубина,
Н.Н. Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности
бизнеса в условиях глобализации [Текст] / Н.Н.
Зарубина // Социологические исследования. – 2008. - № 10. - C. 16.
2. Маркс, К.
Полное собрание сочинений. Т. 4 [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.:
Политиздат, 1961. – С. 447
3. Тульчинский, Г.Л. Бизнес
в России. Проблема социального признания и уважения [Текст] / Г. Л.
Тульчинский. – Москва: Вершина, 2006. – С. 5.