Философские науки/4. Философия культуры
К.ф.н. Сапенок О.В.,
к.и.н. Добрякова Н.А.
Санкт-Петербургский
государственный лесотехнический университет, Россия
Социокультурные основания становления
идеалов и ценностей интеллигенции
Вопрос о генезисе интеллигенции как
социального и духовного явления сложен и неоднозначен. В узком социальном плане
этот процесс шел параллельно со становлением европейской цивилизации: группы
людей, живущих за счет собственного духовного труда, можно обнаружить и в
античности, и в средневековье. Но как социокультурный феномен интеллигенция
сформировалась лишь в культурном пространстве Ренессанса.
Эпоха
Ренессанса, сложная и неоднозначная как любая переходная эпоха явилась явной и
сознательной оппозицией средневековью, что нашло отражение в ее самосознании, в
критике предшествующей ей эпохи и в прямом разрыве с ней. Анализ исторических,
литературных и философских источников XV-XVI веков показывает, что люди этого времени ощущали, что
они живут в эпоху «renovation» (обновления), эпоху
отказа от старых ценностей и принятия новых. Осознание завершения старой и
начала новой эпохи настоятельно требовало выработки общезначимого общественного
идеала, который стремились найти в античности. Античность и природа - вот два
главных ориентира Ренессанса, определившие на длительный период его
интеллектуальное развитие. Причем, если в природе, как художники, так и
мыслители эпохи Ренессанса видели образец для подражания, то античность была
для них школой: школой жизни, познания, воспитания, самовоспитания и
самосозидания. Поэтому античность была не только источником, из которого
черпали мудрость прошлого, но и своеобразным зеркалом, глядясь в которое Ренессанс
шел к открытию самого себя и к созданию такого интеллектуального течения как
гуманизм.
Поставив
своей целью, восстановление подлинной античности, искаженной, по их мнению,
средневековьем, гуманисты поначалу основное внимание уделили филологическим
штудиям - поиску, переводу и критическому осмыслению древних текстов. Но
углубление в филологию привело к изменению отношения гуманистов к самим текстам,
которые постепенно теряли ореол абсолютной истинности, роль непререкаемого
авторитета. По мере их критического осмысления, по мере того, как они получали
точную оценку и историческую характеристику, росло критическое отношение к ним.
Подобное освобождение от власти
авторитета вело к индивидуализации знания и гуманистической культуры в
целом.
Гуманистическая
культура развивалась вне университетов, где почти до конца XVII века
господствовала схоластическая традиция. Гуманисты сознательно противопоставили
собственные научные занятия традиционной университетской учености. Кружки
гуманистов, а затем и академии, возникшие в первой половине XV века, не имели авторитарного догматического характера
- это были свободные организации свободных людей, не связанных никакими
догмами. Вся разрушительная энергия интеллектуального индивидуализма гуманистов
была направлена на расшатывание схоластических догм и авторитетов, на их
критику с позиции разума, свободного от предрассудков (что зачастую приводило к
скептицизму). Научное знание в гуманистических кружках и академиях было только
личным достоянием ученого, независимо от представляемой им традиции; но и
традиции в пространстве этой эпохи не противопоставлялись друг другу,
смешиваясь в единой «алхимической реторте» ренессансной культуры. Ренессансное
раскрепощение умов и освобождение от догм не ограничивались критицизмом и
скептицизмом, они имели еще одну характерную особенность - своеобразный
эклектизм учений, где ранняя древнегреческая философия смешивалась с
мистическими учениями Востока, платонизмом, аристотелизмом и даже
схоластической философией.
Ярким
примером подобного синтеза явилось учение Лоренцо Валлы. Историкам Валла известен как
мыслитель-гуманист, сумевший доказать подложность «Константинова дара» -
средневекового документа, якобы от имени императора Константина Великого
дающего право преимущества церковной духовной власти над императорской светской
властью. В философско-культурологическом плане Л. Валла известен попыткой
возрождения эпикурейской этики гедонизма, - этики наслаждения, которое
трактовалось им как наслаждение телесное и духовное одновременно. Основной
целью философских исканий Л. Валлы явился синтез эпикуреизма с его ориентацией
на гедонизм и христианской духовности. Л. Валла, пристрастный к эпикуреизму и
отстаивающий идею гармонии человека и природы, стремился к реабилитации
естественных потребностей человека и обожествлял (как и многие ренессансные
мыслители) его природу.
Идея гармонии души и тела, их
божественности, стала лейтмотивом второй редакции диалога Л. Валлы «О
наслаждении», названном «Об истинном и ложном благе». Здесь в сравнении
эпикуреизма, стоицизма и обновленного христианства он осуществил критический
анализ аскетизма (как стоического, так и монашеского). Исследуя человека как
часть и культуры и природы, и понимая специфику природы человека как стремление
к наслаждению, Л. Валла утверждал, что наслаждение (voluptas) представляет собой связующее звено между человеком и
природой. Но в трактовке Л. Валлы наслаждение не сводится только к чувственному
наслаждению, ибо человек как «любимое творение Бога» является существом
духовным. Поэтому он способен наслаждаться не только земной жизнью и телесными
чувственными радостями, но также и духовными радостями, прежде всего, высшей
любовью в духе христианства - любовью к Богу. В пантеистической системе Л.
Валлы нет противопоставления Бога и природы: Бог растворен в природе, постоянно
присутствует в мире, поэтому любовь к нему предполагает и любовь ко всему
мирскому, природному. Именно пантеизм явился тем «мостиком», который позволил
Л. Валле соединить эпикуреизм с его принципом гедонизма и христианство с его
концепцией «Божественной любви». Следует заметить, что эпикуреизм в трактовке
Валлы (даже вне влияния христианской доктрины) все-таки весьма далек от
античного, в рамках которого гедонизм сводился к требованию отсутствия
страдания (при минимуме удовлетворения природных потребностей) и, в конечном
счете, к атараксии. А у Л. Валлы наслаждение как таковое, во всех его аспектах
позволяет оправдать земную жизнь человека в гармонии духовного и телесного
начал. По мнению гуманиста, земная жизнь не только равноценна небесному
блаженству, которое включает в себя и духовные и телесные наслаждения, но и имеет самостоятельную
ценность.
Для Л.
Валлы это служит основанием критики средневекового аскетизма и практики
монашества. В работе «О монашеском обете» он демонстрирует враждебность аскетизма
человеческой природе и противопоставляет ему новый образ добродетельного
поведения, истоки которого обнаруживает (как ни странно) не в античной, а в
средневековой культуре. Средневековый христианский дуализм души и тела требовал
от поведения человека не только сурового аскетизма, нашедшего отражение в
монашеском «презрении к миру», но и самодисциплины как воспитания души и тела,
позволяющей достойно переносить все земные беды и страдания. Ренессансный
гуманист Л. Валла, не отвергая полностью христианскую трактовку самовоспитания
как контроля душой тела, преобразует ее в идею самовоспитания как формирования
в человеке благородства, достоинства, интеллектуальной и практической активности,
стремления к свободе. Для него добродетельное поведение - это, прежде всего
активность, направленная как на себя, так и на внешний мир и Бога, в любви к
которым человек достигает высшего наслаждения. Что, в конечном счете,
составляет основную составляющую предназначения человека на земле и высший
смысл его существования.
Так постепенно формировался
гуманистический идеал человека: достойного самого по себе (и созидающего это
достоинство), свободного, полагающегося только на свои силы, индивидуалиста,
ставящего себя в центр Вселенной и мечтающего о подчинении себе сил природы.
Этот новый ренессансный человек живет по принципу, ставшему девизом идеального
Телемского аббатства из романа Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»: «Делай что
хочешь!». Делай что хочешь - ты свободен, свободен физически и духовно. Но
преступая все запреты, наложенные средневековьем, не забывай о своем достоинстве, о своем бессмертии, для
достижения которых так важны земные дела и поступки, достающиеся в наследство
будущим поколениям. Прославляя свободное, волевое и деятельное начало в
человеке в противоположность пассивности и созерцательности, ренессансные
гуманисты пытались изменить традиционное (возникшее еще в античности) отношение
к человеческой деятельности, приводившее к парадоксальным ситуациям, когда труд
живописцев и архитекторов приравнивался к ремесленному труду, к низшим «механическим
искусствам».
Таким образом, благодаря идеям Л. Валлы и
многих других гуманистов в социокультурном пространстве Ренессанса
сформировались новый идеал человека как человека активного, деятельного и новый
идеал его жизненной программы, причем в качестве главного требования последней
выдвигалась способность человека к самосозиданию и активной деятельности. Гуманистическое
возрождение античных идеалов, возрождение интереса к человеку, его личности и,
прежде всего, индивидуальности и
уникальности, свободе и достоинству предопределили новую социокультурную
атмосферу Ренессанса, в пространстве которой происходило формирование нового
типа личности - личности ученого, художника, мыслителя –
гуманиста-интеллигента. Именно в Ренессансе, для которого, с одной стороны, был
характерен пафос обновления и разрыв с традициями предшествующей ему культурной
эпохи, а с другой стороны, процесс обновления осуществлялся посредством
регенерации культурных ценностей давно ушедших времен, следует искать истоки
базовых идеалов и ценностей интеллигенции.