Д.ф.н. Невлева И.М., к.ф.н. Гореликова О.Н.

Белгородский университет кооперации, экономики и права, Россия

 

ЛЕЙТМОТИВ ФИЛОСОФИИ ДУХОВНОГО ТВОРЧЕСТВА

В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ

 

           Философия духовного творчества раскрывает способности человека к творчеству. Способность к творчеству определяется когнитивными мыслительными усилиями, как видовая особенность человеческой деятельности.

         Философия духовного творчества содержит в себе интеллектуальную деятельность, пафос вдохновения, интуицию, озарение высшими духовными ценностями.

         Педагог Б. Олмо (США) выделяет следующие черты творческого мышления:

1.   Способность находить и формулировать проблемы.

2.   Способность к генерированию большого количества разнообразных идей.

3.   Оригинальность, то есть способность реагировать на ситуацию нетривиальным способом, отличающимся от «усредненных» ответов.

4.   Умение усовершенствовать тот или иной объект, добавив к нему определенную деталь, новшество.

5.   Дар решать проблемы, то есть способность к анализу и синтезу.

6.   Гибкость мышления.

Американские психологи Торранс и Холл, определяя особенности творческого мышления, выделяют умение выявить сущность проблемы и определить её, включение свежих идей в контекст проблемной ситуации, многоразовое комбинирование и синтез идей; эмоциональная вовлеченность, зрительно-образное представление проблемы; использование фантазии, юмора, звука и движения [6].

В процессе творчества личность может достичь пика реализации своего творческого потенциала. Этот вершинный уровень творческого напряжения является «высшим всплеском мысли, внезапной вспышкой просветления, которая приходит только после длительных и настойчивых усилий».

Духовное творчество, как всякая деятельность человека, является органическим сплавом физической, умственной и эмоционально-чувствительной активности, однако доля каждого из этих компонентов зависит от характера деятельности, профессии человека. Интеллектуальная и эмоционально-чувственная активность являются основными компонентами духовного творчества.

Вдохновение, говорит Гегель, «заключается именно в том, что поэт (ученый) полностью поглощён своим предметом, целиком уходит в него и не успокаивается до тех пор, пока он не придает художественной форме законченный, отчеканенный характер» [1].

А.М. Евлахов в работе «Конституционные особенности психики Л.Н. Толстого» писал, что вдохновение, представляющее собой способность мозга к высшим по своей интенсивности напряжениям, при дальнейшем повышении может привести к трансу, к срыву». «В результате мы будем иметь вихрь сознания, погасание этого сознания, судороги». «Если же рядом с этой способностью высокого напряжения творчества, в момент так называемого «вдохновения» средняя работа наблюдательности, ума, трудолюбия оказывается сама по себе очень высокой, то мы будем иметь гениальную творческую работу или близкую к этому типу».

Вдохновение является тем состоянием, когда с предельной мощью раскрываются все творческие возможности личности: разум, воля, воображение, фантазия устремляются в одном направлении, стимулируя друг друга. В этом состоянии оживает прапамять, сплетаются логика мысли и магия образов, рождается прозрение, задуманное становится явью поражая непредвиденным совершенством, глубиной идей, наступает состояние просветления.

         В состоянии вдохновения происходит особое состояние духа, связь творческой силы человека с творческой мощью природы, ощущении своего места в цели человеческих поколений. Творческой деятельности предшествует обязательно трудовой процесс.

Творческий процесс включает интуицию, это феномен подсознательного вмешательства в творческий процесс неосознанных импульсов, играющий исключительную роль в порыве мысли, следствием которого являются продуктивные творческие взлёты.

Высокоразвитая интуиция, подсознание часть подсказывают гипотезу, догадку, подготавливают «творческий скачок» мысли, все это позволяет разрешить проблему.

С.О. Грузенберг в своей книге: «Гений и творчество» писал, что «интуицию понимают по-разному, как непроизвольный, бессознательный акт творчества, как неосознанное предвосхищение логических выводов, догадку, как уверенность в правильности научных гипотез, ещё не проверенных и не доказанных опытным путем, как творческое вдохновение и экстаз» [2].

Вдохновение и интуиция – это разное психологическое состояние личности, но они находятся часто во взаимосвязи. Вдохновение как результат творческих способностей личности усиливает интуиция. Интуиция, в свою очередь, опережая ход логических доказательств, приводит к созданию нового.

Интуиция как прямое, ясное постижение истины, без обоснования и доказательств, не совершается в обход разума и мышления человека. Это особый тип мышления, когда его этапы протекают как бы мгновенно, неосознанно и ясно, определенно ощущается только результат мышления – истина. Декарт сказал об интуиции, что это «понятие ясного и внимательного ума».

Значение интуиции в познании, в постижении истины особенно велико в сложных ситуациях, где она дополняет логическое рациональное освоение мира. Интуиция ярче и глубже вмешивается в процесс творческой деятельности, чем большим опытом обладает творец, чем шире и глубже его знания. Между интуицией и проявлением подсознательных импульсов нет большого различия, возможно отождествление интуиции и сферы подсознательного. Интуицию часто объясняют как божественное просветление, божья помощь. Декарт, после того как его осенила идея аналитической геометрии, опустился на колени и возблагодарил господа Бога.

Мысль о решающей роли интуиции, неконтролируемых импульсов, установок подсознания разделяли многие творческие личности, собирая факты, что, когда и кому приснилось во сне, прежде чем стало научным открытием. Неся тяжкий крест творчества, человеку сложно вести нормальный, правильный образ жизни: он забывает об отдыхе, сознательно лишает себя сна, пытаясь удлинить время творчества, боясь прервать нить размышлений, ход работы, потерять мерцающий впереди образ нового. Вследствие этого – переутомление, бессонница, напряжение физических и духовных сил. Но слишком возбужденный мозг продолжает свою работу.

Бехтерев признавался, что процесс творчества у него иногда продолжается во сне. О. Леви во сне пришла идея о передаче возбуждения с одной нервной клетки на другую. Через пятнадцать лет он получил за это открытие Нобелевскую премию. Нильсу Бору приснился сон: он на солнце и видит планеты, прикрепленные к светилу нитями, на которых они вращаются. Это побудило его создать планетарную модель атома. В полусонном состоянии многие мелодии звучали для Моцарта, Стравинского, Глинки.

М.И. Лапшин писал, что Д.И. Менделеев трое суток не спал, бился над составлением своей знаменитой таблицы. Потом лег и мгновенно уснул. Д.И. Менделеев об этом вспоминает так: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, только в одном месте впоследствии оказалась нужной паправка» [3].

Многие ученые считают творчество в состояние полусна естественным состоянием. Они часто поднимаются ночью, чтобы записать то, что возникло у них в сознании, затрудняясь ответить, явилась ли эта информация перед сном или после пробуждения. У ученого, погруженного целиком в творчество, сознание может выходить из-под контроля в следствие перенапряжения, крайне возбужденный мозг работает в двух параллельных направлениях. Не в силах справиться с напором мыслей ученый работает до изнеможения. Что происходит в подсознании – этого ещё никто не объяснил, ибо когда у человека берет верх подсознание, засыпает сознательный контроль, когда возвращается последний, уходит первое.

Следовательно, творческий процесс – своеобразное сплетение сознательного и бессознательного. «Сознание и бессознательность будут здесь относится как поперечные нити ткани, переплетающиеся с нитями основы».

Философия духовного творчества – это духовная деятельность, результатом которой является создание нового.

Условием творчества, в нашем исследовании, представлена практически-нравственная ориентация русской философской мысли, генезис её духовного пафоса и погружение в проблему.

Содержанием творческого познания является конструктивная критичность, обусловливающая свободу творчества.

Познание как самостоятельный творческий процесс начинается с вдумчивого критического анализа конкретного явления.

Там, где всё воспринимается некритически, в готовом виде отсутствует дух творчества. Духовное творчество раскрывается в условиях, когда идеи могут свободно конструктировать друг с другом, где есть альтернатива выбора, это усиливает поисковую деятельность мысли, мобилизует эмоциональную и мотивационную сферу познания. Творческая деятельность не только предполагает готовую сформировавшуюся личность, но и, напротив личность становится, складывается окончательно в процессе духовного творчества. Следовательно, духовное творчество способствует созданию нового, чего ранее не было в системе познавательных достижений человечества. Это процесс познания подлинной истины бытия.

Содержание русской философской мысли позволяет сделать вывод, что духовное творчество в России раскрывает глубинные основы её духовной культуры, передавая сконцентрированный образ эпохи в её духовном измерении. Философия духовного творчества теснейшим образом связана со всем богатством духовной культуры России, то есть с проблемами религии, нравственности, истории, политики, художественного творчества. Философия духовного творчества знакомит читателя с русской философской мыслью, её самобытностью, оригинальностью, пафосом духа и благости, пробуждает предназначение человека в суетном мире страстей, помыслов и творческого духовного озарения.

Характерными чертами философии духовного творчества являются представления о включенности человека в космос; о предназначении тварных существ уподобляться Богу, миссии человека в спасении мира. Как черту русской философии следует назвать гносеологический реализм, взаимопроникающую связь человека с миром. «Мы един мир, – пишет С.Н. Булгаков, – приобщаемся плоти мира не только устами или органами пищеварения, не только легкими и кожей в процессе дыхания, но и в процессе зрения, обоняния, слуха, осязания, общего мускульного чувства. Мир входит в нас через все окна и двери наших чувств и входя, воспринимается и ассимилируется нами; знание есть хозяйственная деятельность, выход субъекта я в не - я, и в каждом познавательном акте осуществляется изначальное тождество я и не – я, субъекта и объекта».

Особенностью русской философии духовного творчества следует отметить то, что ее наиболее глубокие и смелые идеи были вплетены в канву художественного творчества, вернее выражены в литературной форме; это и поэзия в жанре философской лирики и глубокое философское восприятие мира в произведениях русских писателей. Русские философы пишут статьи, связанные с историческими, политическими, литературными проблемами, затрагивая глубокие мировоззренческие вопросы.

Достижения русской философской мысли содержат в себе сочетание двух противоположных способностей: способности к абстрактному мышлению в его высшей форме и способности к конкретному созерцанию реальности на его высшей ступени.

Главная задача философии духовного творчества заключается в том, чтобы разработать теорию о мире как о едином целом, которая бы опиралась на многообразие опыта. Религиозный опыт помогает решить эту задачу, придает миросозерцанию завершенность и раскрывает смысл вселенского существования.

В настоящее время все чаще наблюдаем обращение к самобытной русской философии «серебряного века», воскрешение и переосмысление ее идей. Сбываются слова Н.О. Лосского, что знакомство с содержанием и основными идеями русской философии будет полезным для развития общечеловеческой культуры.

Философия духовного творчества раскрывает истинные духовные ценности православия в культурном наследии России, указывая путь духовного возрождения человечества.

 

Литература

1.            Гегель Г.В.-Ф. Эстетика. – Т. 1. С. 299.

Евлахов А.М. Конституционные особенности психики Л.Н. Толстого. – М., 1996. С.16.

2.            Грузенберг С.О. Гений и творчество. – Л., 1924. С. 176-177.

3.            Декарт Р. Избранные произведения. – М., 1980. С.86.

4.            Конради К.О. Гете Жизнь и творчество. – М., 1997. Т. 2. С. 320.

5.            Лапшин И.И. Философия изобретения и изобретения в философии. – Прага, 1924. Т. 2. С. 445.

6.            Torrance F.P. Hall Z.K. Opcit., p. 8.