ИСТОЧНИКИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ М. ЛАЙТМАНА
А.С. Черепанов,
Лесосибирский
педагогический институт –
филиал
Сибирского федерального университета, Россия
Еврейское слово «каббала» в литературе
имеет множество определений. Чаще всего под этим термином подразумевают мистику
в рамках иудаизма. Один из популяризаторов каббалы Михаэль Лайтман, определяет
каббалу как науку. Он пишет, что «каббала – это наука о внутреннем,
индивидуальном постижении человеком истинного окружающего нас [людей]
мироздания, общего закона Творца» [1].
В данной статье мы рассмотрим две проблемы:
причины подобного понимания каббалы и вопрос источников мировоззрения М.
Лайтмана. Ответ мы будем искать в биографии мыслителя.
Лайтман говорит о том, что ключевым
вопросом его жизни является вопрос смысла жизни. Данный вопрос встал перед ним
в возрасте 9-10 лет[2]. Поиск ответа был направлен в области науки и техники.
Данный интерес обусловлен внешней средой,
в которой он рос. Жил он в Советском Союзе. Детство прошло в 50-60-е годы
прошлого века в период триумфа советской науки. Технические достижения,
оказывая влияние на общество, демонстрировали мощный потенциал науки, давали
повод говорить о науке, как о факторе прогресса. В этот период выпускается
множество научно-популярных журналов, в том числе «Наука и жизнь». Тот факт,
что Лайтман учился в Ленинграде, где были широкие возможности, в сравнении с
другими городами Союза, для научной и образовательной деятельности, расширяли
степень влияния научных достижений и информации о них. Однако ответ на свой вопрос в науке Лайтман не
нашел.
В 1974 году Михаэль покинул Советский Союз,
эмигрировав в Израиль, где за ответом на вопрос смысла жизни обратился к
иудаизму и каббале. Лайтман обучался иудаизму у различных специалистов: у продавца
священных книг в Реховоте, рава Ицхака Зильбермана в Иерусалиме, каббалиста
Бабы Сали. Лайтман ходил в религиозное заведение «Кфар Хабад», на курсы «Ярхей
Кала» и «Яд ле ахим». Некоторое время посещал занятия в институте исследования
каббалы Ф. Берга, но был разочарован. Его не устраивали ни содержание тем,
которые там обсуждали, ни манера подачи материала. Темы ему показались
мистического плана, а обсуждение – бессмысленным разговором о неких тайнах,
которые никто не знает. Лайтман говорит,
что «хотел раскрыть истину, а не заниматься мистикой» [2].
Но где бы и у кого бы Лайтман не учился,
находилось что-то, что его не устраивало. Дело в том, что его поиск ответа на
вопрос смысла жизни был под определенным углом зрения, сложившимся под влиянием
той среды, в которой он рос и развивался. Увлекаясь в детстве чтением научной и
технической литературы, получив образование, основанное на научных знаниях, и
занимаясь до этого технической деятельностью, Лайтман не мог не смотреть иначе,
как только с позиции ученого. Обладая такими свойствами, обратившись к религии
и к мистике за ответом на вопрос смысла жизни, он столкнулся с несоответствием
своего способа мышления внешним особенностям тех источников знаний, откуда он
хотел получить свой ответ. Это привело к конфликту Лайтмана с чуждыми ему
религиозными и мистическими средами, что проявилось во внутренней
неудовлетворенности мыслителя.
Ситуация изменилась после встречи с равом Барухом
Шаломом Алеви Ашлагом (РАБАШем), у которого Лайтман стал изучать каббалу с 1979
по 1991 гг. Для того, чтобы понять причину данного факта, обратимся к
воспоминаниям Лайтмана. Описывая второй урок у Баруха Ашлага, когда занятия
проводил его ученик Илель, Лайтман говорит: «Но когда Илель начал читать, то
после нескольких предложений, по тем объяснениям, которые он добавлял, я
увидел, что передо мной – ученый. Он начал объяснять все эти вещи в очень
простой форме, как в физике и математике, с точными расчетами. Если мы
спрашивали его, он находил такие простые, конкретные объяснения, как в
механике… Я помню, это был для меня просто шок. Меня охватила дрожь – ведь, в
конце концов, я пришел к решению. <…> Мы начали учиться» [2].
Как было сказано выше, для Лайтмана был
важен научный подход к объяснению, а, следовательно, и восприятие информации.
Не находя соответствия в религиозных и мистических школах, Лайтман не мог
удовлетвориться ни институтом Берга, ни учебой у религиозных раввинов, пока не
оказался в школе Баруха Ашлага, в которой принцип обучения отвечал требованиям
Лайтмана. Он говорит, что ему объясняли каббалу так, как это делают в научных
дисциплинах: «в очень простой форме, как в физике и математике, с точными
расчетами», или «[Илель] находил такие простые, конкретные объяснения, как в
механике…». Илеля, который объяснял Лайтману каббалистический материал, он
назвал «ученым». Таким образом, фактором, побудившим Лайтмана остаться у
Ашлага, стало совпадение внешних условий среды с его личной позицией.
Таким образом, мы видим, что мировоззрение
Лайтмана складывалось под влиянием двух источников: научных картин мира и
каббалистической практики Баруха Ашлага. Взаимодействие науки и каббалы
отразились на особенности понимания Лайтманом еврейской мистики как науки.
Список литературы:
1.
Лайтман М. Вопросы
«Московского круга ученых» [Электронный ресурс] / М. Лайтман // Что такое
каббала. – Электрон. дан. – URL: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/3852?/rus/content/view/full/3852&main
2.
О личном поиске. [Электронный
ресурс] // Стенограмма телепрограммы «Доброе утро». Передача от 6 ноября 2006
г. – Электрон. дан. – URL: http://www.kabbalah.info/rus/content/view/frame/43309?/rus/content/view/full/43309&main