Право/8. Конституционное право
Д.ю.н. Айтбаев
К.Т.
Учебный центр им.Б.Момышулы МВД
Республики Казахстан
Развитие политико-правового института свободы совести и вероисповедания
Развитие
принципа свободы совести имеет глубокие социально-политические и правовые
корни. Принцип свободы совести в государственно-конфессиональных отношениях
получил свое развитие на довольно поздних этапах развития культуры. В условиях
сакрализованных обществ духовная жизнь человека практически полностью
формировалась на основе ценностно-нормативной системы той или иной религии. В
этих условиях проблема совести была, прежде всего, религиозной проблемой.
Исторически
сложилось так, что принцип свободы совести был сформирован как требование
веротерпимости. В сущности, это вопрос о том, может ли у человека быть такая
область духовной жизни, которая не подчиняется никакому контролю светских или
духовных властей, может ли быть у человека его «собственная вера», к которой
нужно уважительно относиться.[1]
Свобода
совести и вероисповедания сложные категориальные понятия.
На протяжении веков философы, историки, юристы и политологи вкладывали
различный смысл в его теоретическое понимание. При этом составляющие - это понятие категории «свобода», «совесть» и
«вероисповедание» всегда рассматривались как тесно взаимосвязанные и
взаимообусловленные.[2]
В
социологическом плане свобода совести — духовная ценность, важное социальное
благо, созданное обществом в результате исторического развития. В данном случае
она рассматривается как социальный институт либо фактическое состояние,
разновидность поведения людей в области мировоззренческих и религиозных
отношений.
В
политологическом плане осуществление свободы совести — один из аспектов
демократии. Ее социально-политическое содержание определяется природой
общественного строя, характером государственной власти, политическим режимом,
уровнем развития науки и культуры, ролью религии в политической и духовной
жизни общества, историческими традициями, существующими в данной стране,
другими факторами.
Ключевым
термином, раскрывающим содержание свободы совести, является категория
«совести». С точки зрения философии совесть выступает в качестве внутреннего
нравственного критерия оценки собственных действий, регулирующего высказываемые
мысли и действия, и тем самым ограничивающего свободу моральными рамками
поведения. В философском смысле свобода совести рассматривается как
философско-этическая категория, как возможность для каждого человека совершать
поступки в соответствии со своими представлениями, как право людей мыслить о
мире так, как они хотят, в том числе и с религиозных позиций, а также
действовать в соответствии со своими представлениями о мире. Иными словами,
совесть есть нравственное сознание, чувство или знание того, что хорошо и что
плохо, справедливо или несправедливо.
В
юридической науке свобода совести и вероисповедания рассматривается как
правовой институт, т. е. как совокупность норм права, регулирующих общественные
отношения, которые возникают в процессе осуществления этой свободы.
Теоретико-правовая
модель свободы совести включает понимание свободы совести в объективном и
субъективном смыслах. Свободу совести в объективном смысле можно
охарактеризовать как систему юридических норм, составляющих законодательство о
свободе совести определенного исторического периода в конкретной стране.
Свобода совести в субъективном смысле есть конкретные возможности, права,
притязания, возникающие на основе и в пределах законодательства о свободе
совести, то есть это конкретные правомочия субъектов, вытекающие из указанных
актов, принадлежащие им от рождения и зависящие в известных пределах от их воли
и сознания, особенно в процессе использования. Субъективное право на свободу
совести — гарантированная законом мера возможного (дозволенного, разрешенного)
поведения гражданина в рамках указанной системы (человек — религия —
религиозное объединение — государство), очерчивающая юридические рамки
индивидуальной свободы личности.
Таким
образом, в правовом аспекте под свободой совести понимается право человека, как
верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им
религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна
в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно,
существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту
религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для
атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались
официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода
вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и
беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением.
В субъективном смысле, оно означает, и право на существование всех религий и
возможность каждой их них беспрепятственно проповедовать вероучение. Впервые
она была провозглашена в ходе Французской революции в «Декларации прав и свобод
гражданина» (1789 г.), которая затем стала образцом для конституций большинства
демократических стран. Главное достояние свободы вероисповедания – юридическое
равенство разных конфессий и их приверженцев.[3]
Ближайшим полем функционирования прав, свобод
и обязанностей человека в области свободы совести является система высших прав
человека в отношении выбора, придерживания и проявления мировоззрения. Именно в
таком контексте свобода совести провозглашена во Всеобщей декларации прав человека (Принята и провозглашена
резолюцией 217а (III) Генеральной Ассамблеей
ООН от 10 декабря 1948 года). В статье 18 этой Декларации свобода совести
поставлена в ряд со свободой мысли и свободой религии. Свобода вероисповедания включает в свободу менять свою религию или убеждения и свободу
исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими,
публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных
и ритуальных обрядов. Аналогичное содержание свободы вероисповедания закреплено
в Международном пакте о гражданских и политических правах (далее МПГПП), где
право каждого человека на свободу мысли, совести и религии (включая свободу
убеждений) является весьма широким и глубоким; оно охватывает свободу мысли по
всем вопросам, а также воззрения человека и приверженность религии или
убеждениям, исповедуемым как единолично, так и сообща с другими, публичным или
частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных
обрядов и учении.
В
последующих Международных актах (Европейская
конвенция о защите прав человека и основных свобод – подписана 4.11.1950
года представителями государств – первоначальных членов Совета Европы, является
основополагающим документом Совета Европы; Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
– Хельсинки, 30 июля – 1 августа 1975 года и других) содержание
мировоззренческих прав и свобод было расширено и уточнено в такой формулировке:
«Свобода мысли, совести, религии и убеждений». Таким образом, в сфере
вероисповедания согласно международным актам можно
выделить 4 свободы, это такие свободы как: свобода совести, свобода мысли,
свобода религии и свобода убеждений.
Можно
констатировать, что свобода совести соотносится со свободой вероисповедания
(свободой религии) как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Иными
словами, свобода совести и вероисповедания означает с одной стороны право
верить, а с другой — право не верить. Свобода вероисповедания есть лишь элемент
свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора
религии и свободы отправления религиозных обрядов. Исповедовать веру — означает
открыто признавать ее, следовать ей, т.е. жить согласно ее канонам и догмам,
вести личную, семейную и общественную жизнь в соответствии со своим религиозным
мировоззрением. Религия есть частное дело каждого человека, дело его личного
внутреннего чувства и разума. Свобода совести и вероисповедания предполагает,
что никакая власть — ни государство, ни духовенство той или иной религии — не
вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.[4]
При
этом важно отметить, что свобода совести и вероисповедания — составная часть
правового статуса человека и гражданина, одна из его неотъемлемых
индивидуальных свобод получающих правовое закрепление в любом демократическом
обществе. Правовой статус индивида — одна из важнейших политико-юридических
категорий, которая неразрывно связана с социальной структурой общества, уровнем
демократии и состоянием законности. В общем виде правовой статус определяется в
правовой науке как юридически закрепленное положение личности в обществе,
совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности личности,
признаваемых и гарантируемых государством. В основе правового статуса лежит
фактический социальный статус, то есть реальное положение человека в данной
системе общественных отношений. Право лишь закрепляет это положение, вводит его
в законодательные рамки. Правовой статус личности фиксируется государством в
конституциях, законах и иных нормативных правовых актах. Таким образом, постановка вопроса о свободе совести
означает постановку вопроса о духовной свободе человека, о возможности
существования для индивида такой области духовной жизни, куда не вправе
вторгаться никакая власть, никакие общественные или иные организации.
Реализация
принципа свободы совести и вероисповедания означает признание необходимости
установления в социальном взаимодействии социальных институтов государства и
религии, а также в отношениях верующих и неверующих граждан принципа
толерантности.
В
современном определении толерантности предлагается четыре возможных способа ее
понимания. Первый — толерантность как безразличие —
предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть
доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и т.д.). Второй — толерантность как невозможность
взаимопонимания — ограничивает проявление терпимости уважением к другому,
которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно
взаимодействовать. Третий — толерантность как
снисхождение — подразумевает привилегированное положение своей собственной
культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но
при этом одновременно и презирать. Четвертый
— терпимость как расширение собственного опыта и критический диалог, что
позволяет не только уважать чужую позицию, но и изменять свою в процессе
критического диалога.
В Казахстане толерантность
рассматривается как уважение и
признание равенства, многомерности и многообразия человеческой культуры, норм,
верований и отказ от доминирования и насилия. Религиозная толерантность – одно из важных условий
укрепления казахстанского поликонфессионального многонационального государства,
необходимое условие предотвращения религиозно-этнических конфликтов.
При
рассмотрении принципа религиозной толерантности необходимо учитывать и то, что
более или менее негативное отношение к другим религиозным воззрениям, всякому
инаковерию присуще практически любой религиозной идентификации. Однако
притязание на религиозную исключительность может на практике, в реальном
поведении варьировать в широких пределах: от религиозной нетерпимости до
религиозной толерантности. Там, где в основе социальных образований
(конфессиональных, политических) лежит притязание на монопольное владение
истиной, толерантность является не только необходимым, но и единственным
возможным способом, позволяющим поддерживать сосуществование, избегая крайних проявлений
конфронтации.
В
настоящее время в Казахстане происходит формирование гражданского общества,
закладываются основы демократических общественных отношений. В связи с этим
большое значение для будущего Казахстана приобретает характер взаимоотношений
между людьми, которые придерживаются различных мировоззренческих ориентаций,
между верующими и неверующими, между различными религиозными
вероисповедованиями и государством в лице законодательной и исполнительной
власти, между государством и неверующими.
Вопрос свободы вероисповедания является для Республики Казахстан актуальным, так как она
является многоконфессиональной страной. В Казахстане постоянно уделяется
внимание вопросам соблюдения прав человека на свободу вероисповедания.
Религиозная сфера регулируется рядом законодательных актов, в частности
Конституцией, Гражданским кодексом (по вопросам осуществления деятельности
религиозных объединений), Законом «О свободе вероисповедания и религиозных
объединениях» и другими нормативными правовыми актами.
Литература:
1.
Лобазова
О.Ф. Религиоведение. М., 2007. - с.317.
2.
Пчелинцев
А.В. Свобода религии и права верующих в современной России. М., 2007. – с.
12.
3.
Веремчук
В.И. Социология религии. М., 2004. - с.95.
4.
Вишнякова
И.Н. Конституционно-правовое регулирование свободы вероисповедания. Автореф.
дис. ... канд. юрид. наук. М., 2000. – с. 5-6.