К.п.н. Невлев В.К.
Белгородский университет кооперации, экономики и
права, Россия
ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА ТВОРЧЕСКОГО
ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ
Триада «отражение – познание –
преобразование» характеризует общие функции мышления, в котором проявляются
творческие способности человека. Особое направление в исследовании природы
высшей психической деятельности, непосредственно проявляющей себя в процессе
создания или восприятия художественного произведения, представляют работы,
изучающие феномен бифункциональной асимметрии головного мозга. В научном
исследовании данного феномена находит разрешение вопрос о природе творчества,
его психо-физиологических основах.
Например, чтобы выявить функции полушарий,
А.Р. Лурия и другие исследователи на материале расстройства речи у композиторов
изучали соотношение языка и музыки. Оказалось, что при поражении речевых
функций музыкальные творческие способности могут вполне сохраниться. Как
отмечают исследователи, музыка, в особенности опознание новых музыкальных форм
и их создание, относится к сфере генетических функций правого полушария.
Экспериментальным путем было показано, что младенец уже в первые часы после
своего рождения реагирует на музыку правым полушарием, а на речь матери –
левым. Музыка и слово отражаются в восприятии человека, но способность
осмысленного воспроизводства звука есть процесс интегральный. Настоящий вывод
имеет важное значение для раскрытия поставленной проблемы творчества как
продуктивной формы деятельности аналитического и образного мышления.
Важный аспект, переводящий тему творчества
с уровня общефилософских и психологических исследований в плоскость
педагогических задач. Он определен ситуацией в современной системе образования,
которая нацелена на развитие формально-логического мышления, на овладение
способами построения однозначного решения проблемы по схеме «накопление –
воспроизводство информации», а иногда и на механическое запоминание фактов, что
закрепляется тестовой системой проверки знаний. Умения и навыки, развивающиеся
в данном типе обучения, отличаются малой вариативностью, негибкостью,
отсутствием потенциала развития, лишая возможности быстро ориентироваться в
ситуации и переносить приобретенные знания и способы работы с ним на новые
учебно-познавательные или жизненные реалии. Однако процесс обучения не может
быть сведен к воспроизводству готовых
знаний. Сложность современной социальной жизни,
значительное возрастание объемов информации, быстрая устареваемость последней
требует иных качественных способностей и навыков мышления, другой парадигмы
знания – креативной, и, следовательно, иных педагогических методик.
В психолого-педагогической науке принято
различать репродуктивный, исполнительский и творческий уровни в процессе
обучения. С точки зрения психологической науки и основанной на ней теории
обучения репродуктивная деятельность предшествует творческой, являясь
необходимой ступенью познания. Но остановка на этой ступени лишает субъекта
учения широких познавательных возможностей, сужая как горизонт самого знания,
так и набор инструментальных способов его приобретения и освоения. Подобная
психолого-педагогическая парадигма не способствует развитию творческого
мышления и творческого потенциала личности, которые должны затем быть
реализованы в социально-профессиональной и культурно-творческой сферах жизни.
Замечено, что чем больше усилий
приложено в процессе воспитания для того, чтобы добиться доминирования
логико-знакового мышления, тем больше усилий потребуется в дальнейшем для
преодоления его ограниченности. При этом, если у людей с низкими творческими
способностями дополнительная мозговая активация нужна для раскрепощения
образного мышления, то усилия творческих людей направлены, наоборот, на
некоторое ограничение потенциальных возможностей образного мышления. Главная
задача здесь формулируется как упорядочивание многообразных идей, превращение
замыслов в законченные произведения.
Творчество есть поступок, аксиологически
детерминированный акт сознания и свободной воли человека, в котором
прочитывается глубинная координата личности, ее высших ценностных ориентиров,
мотиваций, целей и ценностей. Поэтому теория творчества должна рассматриваться
не только в психологическом аспекте, но и в духовно-культурном, личностном, что
особенно важно для педагогики. Следует подчеркнуть, что именно целостное
постижение и проникновение в суть внутренних связей между предметами и
явлениями, видение их в онтологической перспективе лежит в основе любого
творчества – технического или духовного. Процесс творчества состоит в изменении
и расширении ранее полученной (сложившейся) модели, в том числе и модели
знания, за счет включения в нее не прошлых связей и отношений. Разработка этой
проблемы положена в основание креативной психологии и педагогики, которая
наряду с акмеологией берет на себя функции теории и методологии творчества.
Универсальная программа творчества,
характерна, для всех типов интеллектуальной деятельности: если творческое
открытие художника завершается созданием образа, то ученый продолжает
развертывать образ до превращения его в понятие.
Для формулирования основных аспектов
теории творчества необходимо рассмотреть креативный потенциал педагогики как
универсальной системы трансляции духовно-культурного опыта.
Рассмотрим роль педагогики, теории и
методика в творческом развитии личности. Педагогика является универсальным
инструментом саморазвития культуры. В ней непосредственно ставятся и решаются
самые важные проблемы человека, его личности. В определенном смысле педагогика
– самая насущная и актуальная гуманитарная наука. Ее следует считать духовным
индикатором культуры. По тем целям, которые она преследует, и по тем средствам,
которые педагогика использует, создавая человека в согласии со своими
идеальными представлениями о нем, можно судить о ценностных и смысловых установках самой культуры. При этом культура и
педагогика совпадают по исходным задачам, у них общие функции. Как культура,
так и педагогика по отношению к человеку
выполняет важнейшую функцию – человекотворческую.
Культура раскрывается перед человеком в
многообразии форм своего исторического бытия. Человек является наследником ее
материальных и духовных богатств. В процессе овладения духовно-социальными
практиками происходит приобщение к национально-историческим традициям. В этом
контексте система воспитания и образования в культуре выполняет функцию
воспроизводства человека и собственно культуры. В условиях профессионализации
различных сфер деятельности в современной общественной практике система
воспитания и образования всецело является трудом и заботой педагога. Педагогу
принадлежит особая культурная миссия как человеку, хранящему и передающему
духовный и жизненный опыт человечества.
Значение педагога не исчерпываются
функцией посредника и коммуникатора в системе знания, которая в наиболее чистом
и завершенном виде аккумулирует духовно-практический опыт человечества. Педагогика перестает быть только
профессией и ремеслом, приобретая иной духовный статус, – статус творчества.
Она становится духовной целью.
Жизнеспособность и эффективность
педагогики в процессе трансляции знания и формирования личности человека
зависит от духовных целей образования и от умения организовать диалогическую
ситуацию в общении
Высшие целеценностные установки педагогики
как способа созидания культуры необходимым образом реализуются на уровне
научных теорий, на основе которых разрабатываются конкретные педагогические
методики. В центре научно-педагогического поиска находится теория обучения.
Характерно, что и зарубежная, и отечественная наука пытаются найти некий
универсальный принцип обучения, на основе обеспечивающей его базовой
психолого-педагогической теории. Так, отечественные психологи (Д.Б.
Богоявленская, Н.А Менчинская) разрабатывали теорию развивающего обучения. Они
привлекли внимание педагога к тому, что надо оценивать итоги обучения не только
по знаниям (которые являются результатом), но и по мыслительным процессам и
качествам мыслительной деятельности. Такая постановка проблемы ставила перед
педагогом задачу развития мышления как основы продуктивной творческой
деятельности.
Главными принципами развивающего обучения,
которое можно рассматривать в качестве универсального подхода в развитии общих
и творческих способностей личности, выступают проблемность, диалогичность и
индивидуализация. Проблемность связана с пониманием центрального звена
усвоения как процесса, в некоторой степени сходного с процессом открытия нового
знания (A.M.Матюшкин). Согласно A.M. Матюшкину, психологические предпосылки развития и
становления творческой личности включают следующие компоненты:
1) доминирование познавательной мотивации;
2) исследовательская направленность
мыследеятельностной активности;
3) возможность достижения нестандартных
решений;
4) возможность прогнозирования и
предвосхищения результата поиска (творчества, исследования);
5) способность к созданию идеальных
эталонов, которые могли обеспечить высокие эстетические, этические и
интеллектуальные оценки. В психолого-педагогической теории А. Матюшкина
проблемный подход обеспечивает активизацию поисково-исследовательского
мышления, переводя усвоения материала с репродуктивного на продуктивный
уровень.
Психолого-педагогический принцип назван
Е.А. Яковлевой принципом трансформации когнитивного содержания в эмоциональное.
Воспитание эмоциональной сферы, согласно авторской концепции, позволит в
будущем выстроить гармоничные отношения с миром и не потерять эмоционально-творческого
отношения к нему в процессе профессиональной деятельности.
Систему развивающего обучения,
предложенную Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым, можно определить как
психолого-педагогическую методику формирования познавательного интереса и
моделирования умственных процессов, адекватных подлинному творчеству.
Результатом здесь оказывается выработка навыков поискового исследовательского
подхода к решению теоретических или практических проблем, что позволяет
рассматривать познание как творческий процесс приобретения знаний в процессе
обучения. Проблемный метод Эльконина – Давыдова вполне отвечает задачам
креативной педагогики. Во-первых, он раскрывает творческий потенциал личности,
совершенствуя ее интеллектуальные способности; во-вторых, синтезирует два
уровня постижения действительности – эмпирический и теоретический, которые
неразрывно присутствуют в процессе постижения текстов культуры
Основополагающим теоретическим принципом
успешного развития творческих способностей и мыслительной деятельности учащихся
вслед за принципом развивающего обучения может быть названа программа
формирования мотивации учения. Мотивация как совокупность причин
психологического характера, объясняющих поведение человека, его начала,
направленности и активности является одной из центральных проблем
педагогической психологии. В мотивационную сферу человека входят собственно
мотивы (диспозиции), которые можно дополнить потребностями (органическими,
материальными, социальными, духовными). Согласно взглядам современных
психологов (К. Роджерс, Р. Мей, А. Маслоу, А.Н. Леонтьев), мотивация составляет
важнейший элемент психологической структуры личности. Потребность к
самореализации лежит в основе творческой деятельности. Задействуя данную
психологическую установку личности, педагог актуализирует собственно
человеческое начало в своем ученике. Становление человека как личности в первую
очередь связано с его потребностью в творческой самореализации.
Важным принципом решения задачи успешного
развития продуктивного мышления является коммуникативный метод, реализуемый в
процессе обучения. Он призван решить проблемы
не только активизации интеллектуальной деятельности, но и связать
учебные цели и задачи с воспитательным процессом. В таком взаимообогащающем общении только и возможно
становление человека – художника,
профессионала, исследовате-ля –
человека творческой мысли, наследующего духовно-интеллектуальную традицию
русской культуры.
Коммуникативный метод способен воплотить и
высокие принципы гуманистической педагогики, которые в свое время были
сформулированы К. Роджерсом.
Перечисленные теоретические принципы,
являются базовыми при решении научной и профессиональной проблемы реализации
творческой стратегии педагогической деятельности.
Реализовать социальные ожидания
современного общества может человек творчески-продуктивного типа. Теория
творчества выступает здесь как базовая теория междисциплинарного свойства,
объединяющая разработки социо-гуманитарных и педагогических наук вокруг
проблемы человека как человека культуры, актуальным бытием которого становится
творчество – продуктивная программа и способ жизни.
Литература
1.
Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов н/Д: РТУ,
1983. – 250 с.
2.
ГрэйсКрайг.
Психология развития. – СПб.: Издательство «Питер», 2008. – 300 с.
3.
Лук Л.И. Мышление и творчество. – М.:
Педагогика, 1976. – 250 с.
4.
Матюшкин
А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М., 2002. – 280 с.
5.
Мэй Р.
Мужество творить: Очерк психологии творчества. – Львов: Инициатива; М.:
Институт общегуманитарных исследований, 2008. – 432 с.
6.
Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. – М., 1991. – 300 с.