ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНЫХ
ИЛЛЮЗИЙ
Шукшина Л.В., ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный университет
им. Н.П. Огарева»
Наиболее часто встречаются три основных подхода, объясняющих природу социальных иллюзий: биологический, психологический и социальный. Характеристика биологического подхода к природе иллюзий не является предметом нашего исследования. Следует отметить, что в связи с расшифровкой генома человека наиболее актуальными становятся исследования, связанные с наследственной предрасположенностью к различным патологиям, таким, как суицидальное поведение, психопатологические расстройства личности и др. (Л.А. Пирузян, Л.А.Радкевич, Е.В. Барановская). Доказано, что эта предрасположенность наследственно обусловлена и во многом определяется биохимическими, ферментными сочетаниями, «метаболическим паспортом» человека. На основе научных исследований в дальнейшем можно разработать биологические механизмы возникновения и развития социальных иллюзий, так как можно предположить, что биологический механизм также является важным фактором их развития и существования. Мы же считаем необходимым остановиться на характеристике социального и психологического компонентов, поскольку именно они, на наш взгляд, наиболее полно характеризуют механизм возникновения и развития социальных иллюзий.
Факторы, влияющие на развитие социальных иллюзий, до сих пор до конца не раскрыты, не ясны механизмы их развития и формирования. Поиск регуляторов социального поведения человека в сфере его субъективных личностных отношений к миру, иллюзорного отражения действительности, несомненно, является направлением социально-психологических исследований, поэтому рассмотрение механизма развития и формирования социальных иллюзий мы связываем с философскими и психологическими категориями, такими как: аттитюд, социальная установка, потребности, ценностные ориентации, социальное самочувствие, парадоксальность личности, а также гендерные, возрастные особенности личности, уровень образованности субъекта. Мы не имеем возможности остановиться на характеристике всех этих категорий, не претендуем на законченность. Остановимся лишь на самых важных с нашей точки зрения:
– парадоксальности личности;
– аттитюда, социальной установки;
– потребностей, ценностных ориентаций и направленности личности. Рассмотрим также феномен социального самочувствия, эмоций, стереотипов, влияние слухов и толпы.
Внутренняя близость этих понятий состоит в том, что независимо от исходных ориентаций их создателей, все они созданы для объяснения и изучения тех промежуточных переменных (факторов, призм), которые сложным образом опосредуют связь личности, социума и иллюзий. По своей природе они двойственны, так как обязаны происхождением и содержанием как особенностям внутреннего мира человека, так и свойствам его социального окружения.
Проблема парадоксальности сознания и поведения человека тесно связана с феноменом возникновения социальных иллюзий, так как, на наш взгляд, во многом именно социум, общественная, социальная парадоксальность влияют на механизмы их возникновения. Парадоксы сознания и личности, общности и общества имеют глубокие культурно-психологические основания. У каждого народа, общества есть свои, особые и характерные только для них парадоксальные явления, процессы, ситуации, которые формируют только их «собственные» иллюзии. В возникновении иллюзий, помимо сознания, большая роль отводится бессознательным инстинктам, чувствам, влечениям, эмоциям, а также национальному характеру и ментальности народа.
Н. А. Бердяев считал парадоксальность основной характеристикой русского национального характера и сознания. Именно этим качеством он объясняет то, что сама история России подчас приобретала фантастический оттенок, причудливое сочетание двух противоположных, взаимоисключающих начал: «Русский народ – самый аполитичный народ, никогда не умевший устраивать свою землю». Вместе с тем «Россия – самая государственная и самая бюрократическая страна в мире, все в России превращается в оружие политики». «Россия – самая не шовинистическая страна в мире… в русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность… ». И одновременно: «Россия – страна национальных эксцессов, национализма… обратной стороной русского смирения является небывалое русское самомнение». С одной стороны, «русская душа сгорает в пламени искания правды, абсолютной, божественной правды… она вечно печалится о горе и страдании народов всего мира…», с другой же, «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так как она отяжелела, так инертна, так ленива» и т. д. Подобный парадокс ведет к тому, что Россия живет «неорганической жизнью», «в ней отсутствует целостность и единство» [1, с.9].
Парадоксальность крайности и сегодня является важной, если не главной характеристикой и особенностью общественной жизни России, во многом формирующей иллюзии. С одной стороны, Россия по своим природным ресурсам, богатствам и доходам является ведущей страной мира, с другой – в ней проживает народ бедный, уступающий по уровню жизни даже многим странам бывшего колониального и полуколониального мира. С одной стороны, земля в России окружена ореолом святости, ассоциируется с Родиной-матерью, с другой – земля дичает, огромные просторы зарастают, она никому не нужна. Провинция, города, поселки, деревни вымирают. Необъятные просторы страны все еще стимулируют экстенсивное развитие, а природные богатства – развращающе влияют на экономическую политику.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. О назначении человека / Н. А. Бердяев. – М. : Республика, 1993. – 382 с.