ОСОБЕННСТИ В ИГРОВОЙ ПОДГОТОВКЕ НАПАДАЮЩИХ ПЕРВОГО ТЕМПА В ВОЛЕЙБОЛЕ.
Лисянский В.К.
Харьковская государственная академия физической
культуры
Ляхова Т.П.
Харьковская государственная академия физической
культуры
Стрельникова
Е.Я.
Харьковская государственная академия физической
культуры
В статье
затронута недавно возникшая проблема, связанная с изменениями в правилах. Речь
идёт о появлении нового амплуа – игрока «либеро», действующего лишь на задней
линии вместо кого-либо из нападающих. Практика показала, что в 90% случаев
замене «подлежат» как раз игроки первого темпа, которых ещё называют и
центральными блокирующими. В этой связи возникли вопросы – как вести себя этим
игрокам в течение краткой передышки, пока не наступит момент возвращения на площадку
на переднюю линию.
Среди
массы новшеств, постигших волейбольные правила, особенно выделить, видимо,
следует два. Первое, кардинальное изменение касалось системы начисления очков
(тай - брэйк) после каждого розыгрыша мяча, а не только команде, владевшей
подачей. Надо признать положительное влияние этого новшества.
Вторая
глобальная новация касалась появления в составах команд игроков - либеро, чьи
игровые функции ограничиваются оборонительными акциями. Не подвергая сомнению,
решение тренеров всегда менять на задней линии именно центральных блокирующих (центров), всё же отметим лишь один логичный резон такой замены - центры, как
правило, самые высокие в команде
волейболисты, а значит, по определению малоэффективны в защите. Так или иначе,
но такое тактическое решение добавило проблем в игровой деятельности двух «темпов». Замены происходят 3-4 раза за
партию. В игре центры находятся в среднем 3,7 минуты, а отдыхают в среднем 3 минуты. Диссонанс во
времени на «работу» и «отдых» объясняется тем, что какую-то часть игры на площадке находятся оба
центральных.
В момент ухода с площадки частота сердечных сокращений
(ЧСС) игрока составляла в среднем 112
ударов в минуту. Относительно низкая
ЧСС объясняется тем, что наблюдаемый игрок перед уходом с площадки выполнял,
как правило, только подачу и никаких других активных действий. Непосредственно
перед возвращением на площадку показания
пульса снижались до 96 ударов. То есть, налицо фактор некоторого
восстановления, а значит и каких-то смен в эмоциональном состоянии
волейболиста.
Увы, каких-либо достоверных данных о функциональном
состоянии игроков, о психологических параметрах их состояния, об эффективности их игровой деятельности
оперативным инструментальным путём получить не удалось. Тем не менее, некоторые
выводы всё же оказались достаточно очевидными.
Видимо, имеет смысл остановиться на некоторых
особенностях влияния эмоций на характер
и эффективность игровой деятельности волейболистов. Всем известна ярко
выраженная и существенно влияющая на качество игры универсализация волейбола. Самыми востребованными
оказываются игроки – универсалы, одинаково успешно действующие как в обороне,
так и в атаке. А вместе с тем, успешность действий в различных компонентах волейбола
во многом зависит от эмоционального состояния
волейболиста. Судите сами –
эффективная игра в защите, кроме
высокой концентрации внимания ещё и требует возбуждённого состояния организма,
требует антиципации, то есть
предугадывания, предвосхищения ожидаемых событий. Готовясь к защите, волейболист
переступает с ноги на ногу, не давая себе успокоиться. Многие игроки
искусственно взвинчивают себя: «удар будет именно в меня», «сейчас я брошусь
под мяч»… А вот, готовясь к приёму подачи,
игрок «призывает» к себе на помощь рассудок, хладнокровие, дабы оценить
подготовительное поведение соперника, готовящегося к подаче. Оценить каковым
будет способ подачи – необходимое
условие для качественного её приёма. То есть,
приём подачи носит явно рефлекторный, ответный характер, а значит, явно
требует оценки деятельности соперника, осмысления действий и принятия решения.
В ещё большей мере сосредоточенность и анализ воспринятой информации о
деятельности нападающих игроков соперника потребуются блокирующему
волейболисту. Ведь перед ним стоит ряд задач, возникших на основании
воспринятой информации, требующей оценки, анализа и принятия решений. Вот перечень объектов,
требующих от блокирующего игрока пристального внимания в первой фазе подготовки к обороне над
сеткой:
- расположение нападающих игроков соперника;
- качество приёма подачи соперником;
- готовность и реальные действия связующего игрока
соперников,
а уже в
заключительной фазе:
- определение реального исполнителя атаки, характер
передачи на удар;
- определение места прыжка на блок по характеру передачи;
- определение времени прыжка в соответствии с
реальными действиями нападающего.
Конечно же, при таких заданиях процессам возбуждения
места быть не должно, нужны уравновешенность и строгий расчёт.
Да и вообще, говоря, о психологических аспектах
проблем блокирования, нужно учитывать сложности в определении и выборе
оптимального момента для прыжка. Многие волейболисты прыгают на блок,
ориентируясь на полёт мяча (высота, скорость, точность). Решающую роль в этой
ориентации играет достаточно устойчивый динамический стереотип, сложившийся ещё
во время начального обучения нападающему удару. Ни для кого, вероятно, не
является секретом ошибочная методика в работе детских тренеров, которые
обычно предпочитают вначале изучать технику и формировать навыки
нападающих ударов, а лишь когда-то
потом приступать к знакомству с секретами блока. Добавьте к этому
колоссальную разницу в количестве выполняемых
в ходе тренировок действий в
атаке и на блоке (в среднем за
тренировку в детской группе юный волейболист выполняет 30 атак и лишь 4
касания мяча блоком), и тогда станут понятными проблемы влияния укоренившегося стереотипа –
сосредотачивать внимание на мяче, а не на игроке.
Никак нельзя обойти вниманием ещё одну существенную
особенность в игре центральных
блокирующих. Более чем половина их игровых действий (55%)
составляют именно действия по
противостоянию атакам соперника, то есть в блокировании.
Вернёмся к вынужденным многоразовым
«заменам» нападающих первого темпа. Если мы согласились с тем, что ощутимая
реституция ЧСС за время короткого
отдыха действительно свидетельствует о
некоем функциональном восстановлении, то логично предположить также и наличие
фактора влияния замены на эмоциональное состояние волейболиста. Следует учитывать
и тот факт, что, возвратившись на
площадку, «центр» в первую очередь должен приступить к оборонительным функциям, к блокированию. Другими
словами мы должны признать благотворное влияние обязательного перерыва, которое
предположительно способствует снятию чрезмерного возбуждения, а значит и
созданию оптимального для успешного блока
эмоционального состояния. Отсюда следует, что краткий отдых
предпочтительно проводить в спокойном состоянии, по-возможности
отключившись от событий, происходящих на площадке. Более того, целесообразно во время паузы обращаться к
методике П.Симонова, точнее к методам его «Информационной теории эмоций». Эти
методы, если попроще, состоят в искусственном регулировании количества
конкретной, установочной информации, связанной с предстоящей игровой
деятельностью. Чем больше такой информации, чем она более конкретна, тем ниже
уровень эмоционального состояния. И наоборот, слишком завышенная, чрезмерная мотивация, отсутствие притом чёткой
установки – как поступить, приводит к часто неуправляемому эмоциональному
взрыву, что в действиях блокирующего
совсем не желательно.
Если говорить о конкретных рекомендациях, причём
весьма условных и не претендующих на
роль безошибочного рецепта, схематичные
действия пребывающего «на отдыхе» игрока должны выглядеть примерно
следующим образом - не глядя на
половину площадки своей команды,
волейболист уже представляет себе, кто
из нападающих соперника окажется у сетки к моменту его возвращения в игру и
составляет в уме для себя «план», как и против кого он будет действовать на блоке. Наибольшей
помехой может явиться чувство сопереживания, эмоциональная оценка действий
своих партнёров. Избежать этого можно как раз мысленным составлением плана
своих вероятных действий после выхода на поле.
Однако никак нельзя не учитывать роль психо - эмоционального настроя центрального блокирующего в моменты
исполнения им атакующих функций. Специфика подавляющего большинства его атак
заключается в стремлении привлечь к себе внимание блокирующих игроков соперника,
пытаясь всем своим видом выказать
намерения опередить атакой их прыжок на блок. Кроме демонстративного ускорения
в разбеге волейболист должен быть ещё и артистичен для убедительности своих намерений. А такие действия без
некоторой эмоциональности вряд ли возможны. Опять же, лишь как повод для
размышлений, в момент перехода права подачи к своей команде, видимо, следует
снова обратиться к мысленной выработке «экспресс - плана» - как и кого блокировать.
Есть ещё, правда, весьма малочисленные ситуации, когда
центральный блокирующий, выполнив подачу, должен проявить себя и как
защитник. И опять же – к
«Информационной теории…». Игрок говорит самому себе: - «атака будет в мою
зону», «я приму мяч», «я обязан его принять».
Целью настоящей статьи следует признать приглашение
волейболистов и специалистов волейбола к широкой дискуссии, предметом которой
следует считать особенности в игре не только нападающих первого темпа, но и
такие же сложности в деятельности игрока - либеро.