Шамрова О. А.,
преподаватель кафедры хореографии Белорусского государственного университета
культуры и искусств
Сущность индивидуального стиля
профессиональной деятельности хореографа
Активные
процессы демократизации и гуманизации, дифференциации и индивидуализации общественной
жизни, сферы искусства и образования выдвинули на первое место личность,
необходимость создания условий для ее всестороннего развития и творческой
самореализации. Тенденции индивидуализации деятельности и приоритета
самосовершенствующейся личности получили развитие в сфере отечественного
образования, реализуясь в принципе гуманизации высшей школы, установлении
субъект-субъектных отношений в учебном процессе, принятии концепции
личностно-ориентированного образования. Под влиянием вышеуказанных тенденций в
сфере образования актуальной для многочисленных психолого-педагогических
исследований (Лапиной О.А, Звонаревой Н.А., Измайлова С.Г., Торховой А.В. и
др.) стала проблема формирования, развития и совершенствования индивидуального
стиля деятельности педагога, как индивидуально-неповторимого проявления
личности в ней.
Разработанная
теоретическая база исследования индивидуального стиля деятельности в педагогике (работы И.А. Зимней, В.А.
Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, А.К. Марковой, Л.Н. Макаровой и др.) и психологии (Е.П.Ильин,
Е.А.Климов, В.С.Мерлин, В.А. Толочек и др.) позволяет, опираясь на их основные
теоретические положения и практические достижения, рассмотреть стиль
профессиональной деятельности в хореографической педагогике, в области которой
научные исследования данного понятия ранее не проводились.
В
отечественной психологии, теоретические положения которой являются основой
изучения стиля в области педагогики, под влиянием деятельностного подхода
(Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, А.Н.Леонтьев, В.Д.Небылицын, И.П.Павлов,
Б.М.Теплов и др.), выделенного В.А. Толочеком [2], была сформирована концепция
индивидуального стиля деятельности, где стиль рассматривался как деятельностная
характеристика: «индивидуальный стиль деятельности (далее - ИСД) –
обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов,
которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной
деятельности» [1, с.143]. Данное определение стиля деятельности, предложенное
Е.А. Климовым, являясь классическим в отечественной психологии, отражает
основное содержание отечественной концепции ИСД.
Как
известно, теоретической основой данной концепции в отечественной
психологической науке являются интегрированные идеи Л.С.Выготского,
П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, В.С.Мерлина, В.Д.Небылицына, И.П.Павлова,
Б.М.Теплова и др. о том, что: 1) каждый человек обладает стойкими личностными
качествами, влияющими на успешность выполнения деятельности; 2) каждая личность
имеет собственные варианты приспособления к деятельности; 3) слабо выраженные
способности личности компенсируются доминирующими; 4) разные приемы выполнения
деятельности могут давать одинаково высокий результат; 5) стиль является
организующим началом, служит средством приспособления личности к требованиям деятельности; 6) существенными
признаками ИСД являются адаптивность, компенсаторность и оптимальность.
Индивидуально-психологические особенности субъекта
являются доминирующими, но не единственными детерминантами стиля его
профессиональной деятельности. Профессионально-деятельностные детерминанты,
выражающиеся в объективных условиях и требованиях профессиональной деятельности
хореографа, во многом определяют особенности, специфику и вариативность стиля.
Поскольку индивидуальный стиль деятельности является характеристикой
деятельности и проявления личности в рамках ее объективных условий и требований,
очевидной становится необходимость уточнения содержания данного понятия в сфере
хореографического искусства.
Стиль занимает связующее
положение между индивидуальностью личности и деятельностью. Толковый словарь русского
языка под ред. Ожигова делает акцент на деятельностной природе стиля, определяя
его как совокупность приемов
какой-нибудь работы, деятельности. С одной стороны, стиль формируется человеком
на основе его индивидуально-психологических особенностей, с другой – с учетом
требований сферы деятельности; двойственная природа формирования стиля
обуславливает, соответственно, два подхода в изучении данного понятия - личностного и деятельностного, синтез которых
позволяет осуществить более цельное исследование.
С
позиций деятельностного подхода, принятого нами исходным, индивидуальный стиль
профессиональной деятельности (далее - ИСПД) хореографа можно определить как
обусловленную индивидуально-психологическими особенностями и устойчиво предпочитаемую
хореографом систему приемов и средств деятельности, с помощью которых он
успешно решает поставленные профессиональные задачи, создавая условия для
проявления и развития индивидуальности всех ее субъектов.
Исходя
из основной особенности профессиональной хореографической деятельности – ее
многогранности, - мы выделяем три основных аспекта работы хореографа - исполнительский, педагогический, балетмейстерский,
- определяющих главные составляющие индивидуального стиля деятельности хореографа:
·
Индивидуальный
стиль педагогической деятельности;
·
Индивидуальный
стиль исполнительской деятельности;
·
Индивидуальный
стиль балетмейстерской деятельности.
ИСПД
руководителя хореографического коллектива, деятельность которого включает в себя педагогический,
балетмейстерский, организационно-управленческий и др. компоненты, является
сложным интегрирующим понятием, при изучении которого необходимо принимать во
внимание закономерности и принципы
социокультурной деятельности, многофункциональность данного аспекта
хореографической профессии. Обозначенная сущность понятия «ИСПД хореографа»,
многоаспектность, определяющая полифункциональность деятельности руководителя
хореографического коллектива, понимание ценности личностного проявления
субъектов в ней, позволяют определить ИСПД руководителя хореографического
коллектива как обусловленную индивидуально-психологическими особенностями и
устойчиво предпочитаемую хореографом систему приемов и средств деятельности, с
помощью которых он успешно решает организационно-управленческие,
обучающе-воспитательные, развивающие, балетмейстерские и репетиционные задачи,
создавая максимальные условия для проявления и развития индивидуальности всех
ее субъектов.
Традиции хореографической
школы, основанные на требовательности, систематичности, выносливости и четкой
самоорганизации, определяют использование в профессиональной деятельности
хореографа авторитарных подходов и методов воздействия. Традиционно применяемые
на практике директивные принципы и приемы обучения хореографическому искусству
являются педагогически нецелесообразными в рамках личностно-ориентированного образования
и гуманистической педагогики, противоречат главным принципам
социально-культурной деятельности, в рамках которой предстоит работать будущим
специалистам, актуализируют проблему педагогически целесообразного -
оптимального стиля профессиональной деятельности хореографа.
Опираясь
на концепцию Климова-Мерлина и основные детерминанты ИСПД хореографа -
индивидуально-психологические особенности личности хореографа,
индивидуально-психологические особенности
личности исполнителей, особенности профессиональной хореографической
деятельности, - мы определяем следующие необходимые для оптимального,
педагогически целесообразного, следовательно, эффективного стиля деятельности
условия: 1)ИСПД должен соответствовать требованиям выбранной сферы
профессиональной деятельности; 2)ИСПД должен учитывать
индивидуально-психологические особенности всех ее субъектов (ИСПД должен быть
удобным не только для хореографа, но и для исполнителей).
Частичное
невыполнение одного из условий ведет к возникновению педагогически
нецелесообразного стиля. В данных случаях необходима коррекция ИСПД, которая
осуществляется хореографом путем самоанализа и саморазвития. Исходя из
основного свойства ИСПД – его вариативности, -
можно утверждать, что любой стиль деятельности возможно скорректировать
до оптимального. Кроме того, вариативность ИСПД позволяет хореографу быстро
адаптироваться к быстро меняющимся условиям и требованиям профессиональной
деятельности.
Исходя
из вышеизложенного оптимальный стиль профессиональной деятельности хореографа можно
определить следующим образом: это стиль деятельности, при котором совпадение
объективных требований профессиональной деятельности и наиболее выраженных
индивидуальных особенностей субъектов имеет максимально возможное значение,
определяя высокую эффективность выполняемой работы. Хореограф с оптимальным
стилем деятельности испытывает удовлетворенность от работы, ощущает субъективный
комфорт, достигает высоких результатов с наименьшими затратами, т.к. совпадение
объективных требований профессиональной деятельности и его индивидуальных
особенностей максимально. Нецелесообразный ИСПД хореографа ведет к негативному
влиянию стиля на субъектов деятельности, ее непродуктивности и эмоциональной
негармоничности.
Литература:
1.Климов Е.А. Индивидуальный стиль
деятельности в зависимости от типологических свойств нервной деятельности. –
Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969.- 278 с.
2.Толочек С.А. Стили профессиональной деятельности.-
М.: Смысл, 2000.- 199с.