Михайленко М.В.
Некоторые моменты
теории насилия
Центр социальных и правовых исследований
Договорная
теория возникновения государства сегодня считается основной. Хотя каких-то сверхубедительных, исторических доказательств ее
адекватности не существует, к договорной теории, в силу доминирования в
современном мире Соединенных Штатов, относятся как к общепринятой.
В этой статье мы обратимся к условно экзотическим теориям
происхождения государства, с тем, чтобы несколько разнообразить наше
идеологическое настроение.
Теория насилия
принадлежит к числу относительно старых теорий государства и права. Идейные
истоки этой теории зародились еще в эпоху рабовладения. Ее представители
считали, что государство возникает в результате насилия и завоевания. Более
развернутое научное обоснование теория насилия получает в XIX-XX веках.
Ее смысл состоит в том, что возникновение частной собственности, классов и
государства является результатом внутреннего и внешнего насилия, то есть путем
прямого политического действия. Государство продолжает быть органом угнетения
только в тех странах, где еще не стерлись юридические различия между
победителями и побежденными. Наиболее характерные черты теории насилия изложены
в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича и К. Каутского.
Дюринг считал,
что основой общественного развития являются формы политических отношений, а
экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор
возникновения государства следует искать в непосредственной политической силе.
Общество, по мнению Дюринга, состоит, по меньшей мере
из двух человек. Две человеческие воли как таковые вполне равны друг другу, и
ни одна из них не может предъявить другой никаких положительных требований. При
таком положении дела, когда общество состоит из двух равных лиц, неравенство и
рабство невозможны. Для объяснения происхождения государства Дюринг образно
привлекает третьего человека, так как без него нельзя принимать решение
большинством голосов, а без подобных решений, то есть без господства
большинства над меньшинством, не может возникнуть государства. По его мнению,
собственность, классы и государство возникают как результат насилия одной части
общества над другой.
Австрийский
социолог и государствовед Гумплович
является представителем теории внешнего насилия. Согласно этой теории
государство образуется вследствие завоевания сильным племенем более слабого. В
итоге завоевания возникает рабство: одно племя, победившее в борьбе, становится
господствующим; другое, потерпевшее поражение, теряет свободу и оказывается в
положении рабов. Рабство в свою очередь ведет к появлению частной собственности
и классов. С частной же собственностью связан и ею обусловлен
переход от кочевого быта к земледельческому оседлому быту. Государственная
власть, по Гумпловичу, возникает из физической силы:
господство племени, основанное вначале только на физическом преобладании над
другим племенем, постепенно превращается в государство класса, опирающегося на
экономическое могущество последнего.
Каутский также
видит источник государства во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по
его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого
племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань
или подати. В результате такого завоевания возникает деление на классы, а
принудительный аппарат, создаваемый победителями для
управления побежденными, превращается в государство. Лишь там, пишет Каутский,
где имеет место внешнее насилие, 'возникает деление на классы, но не вследствие
деления общины на различные подразделения, но вследствие соединения в одно двух
общин, из которых одна делается господствующим и эксплуатирующим, другая- угнетенным и эксплуатируемым классом'. Ссылаясь
на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые возникали, по мнению
ученого, не иначе, как путем насилия, Л. Гумплович
делал окончательный вывод, согласно которому 'вследствие подчинения одного
класса людей другому образуется государство', а из потребности победителей
обладать 'живыми орудиями' возникали экономическая основа античной семьи,
отношения властвования, существовавшие между господином и его слугою. По
мнению автора, 'не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек,
создается государство. Не отдельные личности и не семейства являются его
основными частями'. Только из различных 'человеческих групп, из различных
племен возникает государство и из них лишь состоит'.
Победители
образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные - 'класс рабочих и
служащих'. Очень похоже на нынешние отношения между ядром и периферией нашей
планеты – «туземные» жители в соседних с Украиной странах «Новой Европы»
максимум доползают до высше-среднего класса. Гумплович провокационно считает, что во внутренней и
внешней вражде племен и заключается все дело, а не в чем-то ином. Именно в
племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л.Гумплович,
а вместе с ним и его сподвижники, мы можем признать 'главные основные части,
действительные краеугольные камни государства, - в племенах, которые
'мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается
государство. Они предшествуют государству'. Таким образом, ни
общественный договор, ни Божественное провидение, ни 'высшие' идеи, ни
'известные потребности' или 'рационалистические и нравственные мотивы', как это
следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая
сила, борьба, покорение одних племен другими - одним словом, прямое насилие -
'вот родители и повивальная бабка государства' - являются основной причиной,
согласно теории насилия, возникновения данных источников. При этом
насилие рассматривается не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное,
к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих
друг другу 'элементов' государства -победителей и
побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие
социально-экономические последствия.
Какие последствия имеются в виду? Прежде всего, те, которые
ассоциируются с появлением рабства. Последнее возникает, по мнению Л. Гумпловича, не в силу прежде всего
внутренних причин, а затем уже внешних, как это имеет место в истории, а,
наоборот, исключительно в силу воздействия на общество (племя, народ, нацию)
извне, со стороны других сообществ, племен, народов, в результате войн,
порабощения и закабаления одних племен или народов другими. Во
всех подобных случаях, подчеркивают сторонники теории насилия, появляется
военное превосходство того или иного народа (племени) над другим - 'над
жителями завоеванной страны'. При этом ведущиеся войны, с одной стороны,
производят 'разрушительное действие', а с другой - в них обнаруживается и
'некоторая положительная, известным образом созидающая государства сила'. Пока
не было института рабства, пишет по этому поводу Л. Гумплович,
пока не хватало этого первого условия для продолжительной жизни, до тех пор
развитие государства было невозможно. О государственной жизни, о ее
хозяйственных основах племя тогда лишь могло думать, когда оно приобретало
необходимые для этого 'живые орудия', т.е. когда оно 'покоряло себе другое
племя, порабощало и эту порабощенную массу разделяло между отдельными своими
членами, когда оно таким образом создало первую
государственную организацию...'.
Сторонники
теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из 'схожих
между собой единоплеменников', т.к. из 'личностей, родившихся и воспитавшихся в
одном и том же социальном обществе', между ними нет вражды, войн, а следовательно, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое,
то тут же как неизбежный спутник вс6х завоеваний
появляются рабы, возникает и развивается институт рабства. Таким образом,
согласно теории насилия, войны, насилие одних племен над другими
рассматривается и в качестве основных причин рабства. Что же касается
естественноисторического процесса зарождения и развития данного института, то
он или вообще игнорируется, или же отодвигается на второй план. Остается
открытым также вопрос о причинах и природе закабаления. Захватнические войны,
влекущие за собой порабощение одних племен другими, или, наоборот, расслоения
общества институт рабства порождал захватнические войны? Ведь не следует
забывать о том, что сам характер захватнических войн, порабощение одних племен
и народов другими практически стали возможными лишь тогда, когда процесс
развития орудий труда и производства в обществе достиг такого уровня, когда
экономически стало возможным и выгодным закабалять побежденные племена и
народы, эксплуатировать их, превращая в рабов.
Другим далеко
идущим социальным последствием, которое ассоциируется, по мнению сторонников
теории насилия, непосредственно с завоеванием и порабощением, является
возникновением возникновение частной собственности. Насилие порождает рабство и
ведет к появлению частной собственности. С последней же связан, согласно теории
насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому
земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается
исключительно на физическую силу. Это - государство племени. Его основа – физическое
преобладание одного племени над другим. По мере развития общества государство
племени перерастает в государство класса. Основой последнего
является экономическое господство власть имущих. Л. Гумплович
отмечает, что одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия,
а также эволюции государства протекает процесс развития сознания. Марксисты, не оспаривая процесс эволюции
общества, государства и собственности, в своей критике теории насилия, обращают
внимание на спорность решения вопроса о соотношении собственности и власти.
Исторический опыт не подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории
насилия, о том, что государственная власть порождает частную собственность, а
не наоборот. Не подтверждается тезис и о том, что собственность является
орудием государственной власти. По мнению марксистов, все обстоит как раз
наоборот. Собственность, в конечном счете, обусловливает как само появление
государственной власти, так и ее характер. Собственность в марксистской теории
в основном определяет ее служебную роль.
Известен вывод
Маркса и Энгельса, сделанный на примере Англии (хотя сама Англия несколько девиантна, по мнению многих исследователей – например, в
силу изоляции, в Англии сохранились «ментальные» структуры прямой демократии),
о том, что собственность 'правит аристократией'. Именно она 'дает возможность
купцам и фабрикантам намечать депутатов для больших, а частью и для мелких
городов; собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью
подкупа'. Почему это происходит? Потому, считали основатели марксистской
теории, что 'народ еще не осознал ясно существо собственности, потому, что он
вообще еще, - по крайней мере в деревне, - духовно
мертв и потому мирится с тиранией собственности'.
Говоря о теории
насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в
частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют
исторически первые и современные государство и право. Если раннее государство и
право Л. Гумплович считал инструментами насилия,
господства одних над другими, закабаления и угнетения, то более поздние и
современные ему капиталистические он, во многом противореча самому себе, не
считал таковыми. У марксистов, склонных к поляризации, такой подход вызывал
недоумение. Развитие, по Гумпловичу, идет по
направлению все более возрастающего 'равноправия низших слоев с высшими, подвластных с властвующими'. Все больше
смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется 'современное
культурное государство'. Складываются такие его черты и особенности, как режим
парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению
делами общества и государства и др. Исходными причинами и условиями становления
такого либерального государства считается, однако, насилие. Теория насилия,
равно как ранее рассмотренная естественно правовая теория, отражают взгляды
лишь некоторых слоев общества и их представителей на природу государства и на
его происхождение.
Отвергать
полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на
основании исторического опыта, который подтверждает, что завоевание одних
народов другими являлось реальным фактором существования государственности
исторически длительное время (например,
Золотая Орда). Элемент насилия, как внутреннего, так и внешность,
объективно присутствовали и сопровождали процесс создания любого государства (римское, древнегерманские государства, Киевская Русь). В
более позднее время непосредственное насилие сыграло решающую роль в
образовании американского государства: борьба между Севером и рабовладельческим
Югом в итоге привела к образованию США в их современном «демократическом» виде.
Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично
подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют игнорировать ее научные
положения. Абсолютизируя роль насилия в истории, данная теория не учитывает
того, что очень многие государства и правовые системы раньше и сейчас создаются
и развиваются отнюдь не в результате завоевания извне или иным насильственным
путем.
Литература
1. Алексеев С.С. Государство и право. М.,
2. Алексеев С.С. Общая теория права.
т.1. М.,
3. Гумплович Л. Общее учение о
государстве. СПб., 1910.
4. Лившиц Р.З. Теория права - М.: БЕК, 1994 - 224 С.7.
Марченко М.Н. Основы 5. государства и права - М. 1992 с. 6.
6. Общая теория права и государства: Учебник. Под ред.
Лазарева В. В., М.1994, с.23