Кочетова Г.Н., Сидоренко В.

Карагандинский государственный университет им.А.Букетова

Определение уровня музыкально-ритмического развития детей со сложными нарушениями в развитии в условиях реабилитационного центра.

 

Тенденция роста количества детей с нарушениями в развитии настораживает специалистов в области специального образования и мобилизует их на создание новых коррекционных учреждений, одним из которых является реабилитационный центр. Реабилитационный центр - новый тип учреждения призванный оказывать медицинскую, социальную, психолого-педагогическую и коррекционную помощь детям разных возрастов и различными нарушениями в умственном, психическом и физическом развитии.

    Реабилитационный центр отличается от других учреждений специального образования  принципиально новыми задачами, особым контингентом детей и подростков, спецификой организации коррекционного процесса.

Организация такого учреждения представляет собой недостающее звено в структуре специального образования, которое восполняет существенный пробел в имеющейся системе оказания специализированной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. 

Особый контингент детей реабилитационного центра это дети с тяжелыми аномалиями развития (с тяжелой  умственной отсталостью и речевыми нарушениями, с наследственными дегенеративными заболеваниями нервной системы, с задержкой психического развития, ДЦП, бисенсорными нарушениями, детской шизофренией, аутизмом), которые в силу своих психофизических нарушений не получали коррекционной помощи. Дети со сложными нарушениями, не способны к самостоятельной жизни, они нуждаются в постоянной опеке, получающее надомное обучение социальными работниками очень ограниченно по времени. Находясь, в обычных классах специального образовательного учреждения, для них требуются разработки индивидуальной программы обучения. Отсутствие или недостаточность необходимой помощи ведет к тяжелым последствиям. Сложные дефекты и ограниченная обучаемость этих детей в ряде случаев приводят к тому, что они выпадают из системы специального образования. Они не могут получить коррекционную помощь в существующих учреждениях дифференцированной сети специального образования (8 типов) которые, как правило, специализированы  на определенном виде дефекта, что исключает возможность коррекции множественных нарушений развития ребенка. Имеющиеся у этих детей тяжелые психофизические нарушения выражены в такой степени, что образование в соответствии с государственными (в том числе специальными) образовательными стандартами являются для них недоступными. Этого можно в значительной мере избежать, если создать для них специальные условия, адекватную систему коррекционного обучения и воспитания. Дети со сложными нарушениями в развитии представляют собой достаточно малоизученную проблему специальной педагогики. До недавнего времени многие из таких детей вообще не получали какой-либо реальной педагогической помощи, так как они считались необучаемыми. Однако положение изменилось. Все возрастающее внимание к проблеме обучения детей со сложными дефектами стало одной из тенденций развития современной педагогики.

С первого момента знакомства с детьми, многое  может сказать их внешний вид. Это осанка, нарушения точности и координации движении при ходьбе. При наличии сложных дефектов внешний вид детей неблагоприятен: невыразительное амимичное лицо, отсутствие фиксаций взора (блуждающий взор), высунутый язык, косоглазие.

Наблюдая за детьми с проблемами в развитии на музыкальных занятиях, видно, что их музыкальные способности отличаются определенной спецификой. Так дети, впервые поступившие в реабилитационный центр, не умеют слушать музыку, делать соответствующие прослушанному выводы. У них наблюдаются неадекватные реакции при восприятии музыкального произведения, слабая концентрация внимания, не умение дослушать музыку до конца. Жанровую принадлежность музыки определяют при словесной и наглядной поддержке взрослого. Затрудняются в запоминании музыкальных произведений.

Наблюдается несовершенство певческой деятельности, прерывистое дыхание, вялая, размытая дикция, отсутствие правильного голосоведения мелодии, интонирования, что является показателем нарушения слухоречевой координации.

С опорой на зрительно-игровую основу определяют звуки по высоте, затрудняются в различении звуков по силе (динамике), длительности.

Ограниченные возможности детей препятствуют дифференциации восприятия  характера музыки, выражению своих мыслей и переживаний. Слабость музыкального восприятия тормозит установление причинно-следственных, временных соотношений между образами,  изображенными в музыке.

С помощью педагога дети пытаются преодолеть трудности ориентации в пространстве зала, менять движение с изменением музыки, передавать элементарными имитационными движениями музыкальный образ в игре.

Произвольность движений снижена. Наблюдается моторная неловкость, дискоординации движений при ходьбе, сложности самостоятельного согласования движений с музыкой.

Причинно-следственные отношения по ходу выполнения предложенного задания устанавливаются детьми с трудом, действия выполняются по показу музыкального руководителя неосознанно, механически. После выполнения задания у детей отсутствует оценка результатов собственной музыкальной деятельности. Особенности выполнения задания не осознаются детьми даже в процессе практических действий.

Ограниченность знаний об окружающем и патология развития личности ребенка оказывают негативное воздействие на возникновение внемузыкальных представлений, воображаемых ситуаций.

В подготовке проведения командной оценки можно выделить несколько основных этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи.

Первый этап - организационный, он посвящен проведению первичной консультации с родителями детей, направленными в реабилитационный центр, по вопросам организации и порядка проведения коррекционной работы с их ребенком. Собирается анамнез ребенка, выясняется запрос родителей, заключается договор об оказании коррекционных услуг. Медицинский персонал проводит клинический осмотр пациента, заполняется медицинская документация, даются рекомендации по лечению и реабилитации. После этого ребенок направляется на командную оценку.

Второй этап -  специалисты знакомятся с медицинским профилем, проводят тестирование семьи, изучают документацию. Детально обдумывают проведение командной оценки, обсуждается методика и план проведения обследования ребенка.

Третий этап - проведение командной оценки.

Решение образовательных, воспитательных и коррекционных задач средствами музыкального искусства с детьми с проблемами в развитии невозможно без проведения диагностического обследования и определения уровня музыкального развития детей. Выявление особенностей музыкального развития детей с проблемами дает возможность определить организационные, дидактические, коррекционные технологии музыкального воспитания, адекватные характеру нарушения в развитии ребенка. Результаты диагностики возможностей детей в музыкальной деятельности всегда соотносятся с данными клинико-психолого-педагогического обследования детей, поскольку только мультидисциплинарный подход в диагностике может способствовать успешному процессу музыкального воспитания детей с проблемами в развитии. Особенностью детей в музыкальной деятельности с проблемами в развитии, является недостаточность моторно-двигательной функций, эмоциональной отзывчивости к музыке.

Учитывая особую восприимчивость детей с особыми проблемами развития к музыке, отмеченную еще Э. Сегеном, Ж. Демором, А.Н. Граборовым, мы ставили задачу определить уровень их музыкально-ритмического развития.

За основу проведения  эксперимента была взята методика А.А. Айдарбековой.

Методика эксперимента включала в себя выполнение детьми трех типов заданий:

·        Воспроизведения ритмических рисунков, воспринятых на слух:

           а) отхлопывание;

           б) оттопывание.

·        Музыкально-оценочное отношение к музыке.

    Задание предполагало прослушивание музыки, определение характера, темпа и выполнение движений под заданную музыку.

    С целью определения начального уровня музыкально-ритмического развития испытуемым предлагались два вида простых ритмических рисунка.

·        Первый ритм- два длинных и три коротких;

·        Второй ритм - три коротких и два длинных.

Каждый ритмический рисунок ребенок исполнял после показа экспериментатора. Причем, если испытуемый не мог с первого раза усвоить нужный ритм, экспериментатор повторял показ. Оттопывание  рисунков для детей предлагалось выполнить аналогично ритмическим хлопкам.

При проведении второго эксперимента, наша задача заключалась в выявлении умении детей с особыми проблемами в развитии определении  характера, темпа музыкальных произведений («Полька» муз. Д. Кабалавский и «Колыбельная» муз. М. Раухвергер)  и выражения своего отношения к звучащей музыке посредством движений.

Для удобства подведения результатов и их оптимальной объективности  мы посчитали возможным определять начальный уровень музыкально-ритмического развития детей с проблемами в развитии с помощью шкалы в баллах.

В основу экспериментальной методики была положена модифицированная    нами шкала, разработанная в Ч. Осгудом (1972), с учетом проблем исследования музыкально - ритмического развития детей с проблемами в развитии. Каждое задание оценивается по отдельной 10- бальной шкале, в интервале от « 0 до 10». Общая шкала содержит среднюю оценку по подшкалам.

Шкала в баллах для первого задания

«0-1»  -    ребенок отражает полное непонимание обращения к нему,

                характеризуется полным отсутствием выполнения задания;

«2»   -     характеризуется беспорядочностью выполнения ритмических

               движений, не соответствует цели задания;

«3»  -      ребенок испытывает сложности в передаче первого ритмического

               рисунка;

«4»  -     ребенок допускает незначительные ошибки при выполнении первого

              ритмического рисунка, испытывает затруднения при выполнении

             второго ритмического рисунка;

«5»   -    ребенок правильно выполняет первый ритмический рисунок,

              допускает незначительные ошибки при выполнении второго

              ритмического рисунка;

«6-7»  - оценка в этих пределах ставится в том случае, если все задания

             выполняются достаточно правильно;

«8»   -    оценка ставится, если ребенок выполнил все задания правильно;

«9-10» - оценки ни актуальны для «особого» ребенка.

Для удобства интерпретации каждая шкала разделена на четыре оценочных уровня.

Оценочный уровень первого задания

Нулевой оценочный уровень  « от 0 до 2»

Уровень отражает полное непонимание обращенной речи, характеризуется беспорядочностью выполнения ритмических движений, не соответствует цели задания.

Низкий оценочный уровень  « от 3 до 5»

При таком уровне ребенок испытывает сложности при передаче ритмического рисунка, наблюдаются случаи персеверации.

Средний оценочный уровень  «от 6 до 7»

Уровень соответствует достаточно правильности выполнения всех ритмических заданий.

Высокий оценочный уровень « 8»

Уровень соответствует правильности выполнения всех заданий.

«9-10» оценки не актуальны для «особого» ребенка.

Шкала в баллах для второго задания

«0-1»  -   отражает полное непонимания обращенной речи, характеризуется полным отсутствием выполнения задания;

«2»  -  проявление неадекватной реакции на звучание музыки;

«3»   -   проявляется кратковременное, поверхностное восприятие, слабая концентрация внимания, неумение дослушивать музыкальное произведение до конца;

«4»  -  ребенок проявляет внешне эмоционально-поведенческое (двигательное, мимическое) движения, элементарные высказывания не соответствуют характеру услышанного. Произвольность движения снижена.

«5»  -  ребенок адекватно воспринимает музыку, бедные и примитивные высказывания о музыке. Качество импровизации недостаточно своеобразно.

«6-7»  -   ребенок достаточно эмоционального воспринимает музыку, правильно дифференцирует характер музыкальных произведении, темповые оттенки. Движения соответствуют характеру музыки.

«8»   -    оценка ставится, если ребенок выполнил все задания правильно.

«9-10» - оценки не актуальны для «особого» ребенка.

Оценочный уровень второго задания

Нулевой оценочный уровень  «от 0 до 2»

Уровень соответствует эмоциональному равнодушию, полному отсутствию выполнения задания.

Низкий оценочный уровень  « от 3 до 5»

Уровень соответствует кратковременному, поверхностному восприятию. Элементарные высказывания не соответствуют характеру услышанного. Качество импровизации недостаточно своеобразно.

Средний оценочный уровень  «от 6 до 7»

Уровень соответствует достаточно правильной дифференциации характера, темпа музыкального произведения. Движения соответствуют характеру музыки.

Высокий оценочный уровень  « 8»

Уровень соответствует правильности выполнения всех заданий.

«9-10» оценки не актуальны для «особого» ребенка.

коррекционного воспитания и особых технологий обучения.

Диагностика музыкального развития детей с проблемами в развитии покажет их особенности в данном виде деятельности, на основе которой в дальнейшем будет определена содержательная сторона процесса музыкальной деятельности.

 

 

Литература

1.Артпедагогика и арттерапия в специальной образовании: Учебник для студентов средних и высших учебных заведений. /Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова. – М., 2001 г.

2.Ветлугина Н. А., Кетман А. В.

Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности. «Дошкольная педагогика и психология». – М.: Просвещение, 1983 г.

3.Евтушенко И. В.

Музыкальное воспитание умственно отсталых детей: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003 г.

 

4.Сулейменова Р. А., Ковалёва И. Н.

Организационные основы разработки индивидуальной развивающей программы (ИРП). Инструктивно-методическое письмо. – Алматы: ОАО «Алматыкiтап», 2002 г.