Педагогические науки/2. Проблемы подготовки специалистов
К.п.н. Жекибаева Б.А.
Карагандинский государственный университет им. академика Е.А. Букетова,
Казахстан
О необходимости развития
эстетических чувств в процессе формирования педагогического мастерства будущих
учителей
Изучение психолого-педагогической
литературы показывает, что разработкой проблемы развития эстетических чувств
будущих учителей занимались многие ученые
Л.И. Божович, А.И. Буров, М.А.Верб, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, О.В. Лармин, Б.Т.
Лихачев, М.Ф. Овсянников, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Рувинский, в научных работах которых прослеживается
мысль о том, что эстетическое чувство, являясь первоначальной ступенью эстетического
сознания, имеет глубокую социальную
обусловленность и направленность [1-10].
Так, в исследованиях Л.С. Рувинского отмечается, что
роль эстетического чувства в жизни человека огромна: чем более оно развито, тем
духовно богаче сам человек и многообразнее, полнее его жизнь, так как эстетическое
чувство и переживание - это сложные, высшие, многосоставные духовные явления,
решительно отличающиеся от элементарных чувств и желаний, связанных с
удовлетворением материальных, физиологических и других потребностей [10].
Определяя эстетическое воспитание, ученые имеют в
виду, прежде всего, развитие эстетических
чувств, развитие и тренировку органов восприятия, в первую очередь зрения и слуха,
деятельность которых является необходимым условием совершенствования
эстетических чувств.
Единство положительных и
отрицательных чувств определяется учеными понятием «эстетические чувства», что в свою очередь позволяет им
утверждать, что, кроме эстетических, других чувств нет. Вместе с тем, сфер,
которые их вызывают, существует множество: труд, искусство, религия,
человеческие отношения и другое, поэтому к положительным эстетическим чувствам
относятся прекрасное и возвышенное: если воспринимаемый мир (природа,
искусство, разные виды творческого действия человека) соответствует идеалам
воспринимающего и вызывает при этом умеренное положительное переживание, то эти
чувства называют прекрасными; если же при этом отмечается интенсивность
положительных переживаний, такие чувства называют возвышенными. К отрицательным – безобразное и низменное: если окружающая действительность
не соответствует идеалам воспринимающего и вызывает отрицательные переживания,
то эти чувства безобразны, а при чрезмерности отрицательных переживаний
возникают низменные чувства. Переходными между ними или промежуточными
являются чувства трагического и комического, связанные с переживанием смерти
близкого по идеалам человека, а переживание духовных недостатков, изъянов людей
- чувство комического [6-7].
Анализ научных трудов
вышеназванных авторов позволил нам сделать вывод о том, что необходимость
развития эстетических чувств будущих учителей в процессе формирования
педагогического мастерства связана с рядом обстоятельств:
-
на
основе эстетических чувств наиболее продуктивно формируются разные
психофизиологические установки, стереотипы поведения и практического действия,
обусловливающие потребности и интересы личности [1].
-
развитие
нравственных качеств личности и приобретение опыта профессиональной
деятельности прямо пропорционально чувственной отзывчивости на ситуации их
передачи и усвоения;
-
в
процессе формирования педагогического мастерства будущих учителей надо учитывать,
что убеждения личности вне чувств не существуют: убеждения тем прочнее, чем более
наполнены такими эстетическими чувствами, как прекрасное и возвышенное [3];
-
на
гармонии мышления и чувственности, «головы» и «сердца» основывается
педагогическое мастерство учителя [9]. Игнорирование этого единства всегда
чревато издержками в педагогическом процессе школы, проявляющимися в инертности,
грубости, жестокости учащихся.
Следовательно, развитие
эстетических чувств в процессе профессиональной подготовки будущих учителей необходимо
потому, что духовный мир личности – это, прежде всего, многообразные и
беспрерывные переживания, целая гамма чувств, связанных с мышлением, волей, нравственностью,
знаниями, культурой, мировоззрением. Чувства пронизывают все мироощущения и
мироотношения человека. По выражению выдающегося русского педагога К.Д.
Ушинского, нигде личность не проявляется так целостно, как в чувствах: «В них
слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания
души нашей и ее строя» [11]. Другими словами, в эстетических чувствах выражается
вся полнота человеческого бытия.
Таким образом, развитие эстетических
чувств будущих учителей в процессе формирования педагогического мастерства важно
и потому, что является необходимым условием развития эстетических чувств учащихся, так как:
-
с
помощью языка чувств учитель вызывает у школьников сопереживание, как бы
заражая их своим собственным отношением к определенным взглядам, поступкам,
нравственным ценностям;
-
для
проявления и передачи своих чувств учитель использует, прежде всего,
интонационно-фонетические средства речи, а также жесты, мимику, выразительную
позу и т. д.
-
добиваясь
чувственной гармонии, учитель получает возможность активно влиять на
чувственный мир ученика – своеобразный катализатор его познавательной и
практической деятельности.
-
эстетические чувства, в
органическом единстве с научным сознанием и эмоциональным отношением, являются
основой формирования мировоззрения школьников;
-
и, наконец, только учитель с развитыми
эстетическими чувствами может правильно организовать эстетическое образование и
воспитание школьников с учетом законов педагогического влияния на их
духовность.
Список использованной литературы
1.
Божович Л.И. Избранные
психологические труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1995. – С.74-79.
2.
Буров А.И. Эстетика:
проблемы и споры. – М., 2003. – 279 с.
3.
Верб М.А. Взаимосвязь
эстетической и педагогической культуры будущего учителя // Проблемы эстетического
образования и воспитания студентов педагогических институтов. – Свердловск,
2008. – С. 3-10.
4.
Выготский Л.С.
Психология искусства. М. – 1996. – С. 467.
5.
Леонтьев А.Н. Проблемы
развития психики. М. – 1959. С. 223 -
224.
6.
Лихачев Б.Т. Теория
эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. – С.19-43..
7.
Лармин О.В. Эстетическое
развитие и воспитание молодежи. – М., 1978. – С. 71-72.
8.
Овсянников М.Ф.
История эстетических учений. – М., 1977. – 201 с.
9.
Рубинштейн С.Л.
Основы общей психологии. В 2-х т. - М., 2000. – 350 с.
10.
Рувинский Л.И. Психолого-педагогические
проблемы нравственно-эстетического воспитания школьников. - Москва: Педагогика,
2001. - 121 с.