"Понятие
креативности как психолого-педагогический феномен".
На современном этапе развития существует множество подходов, направлений и
теорий креативности, вследствие отсутствия единого, четко сформулированного
определения сути креативности, её структуры и механизмов развития.
В научной литературе, выходящей на русском
языке, традиционно принято переводить англоязычный термин «creative» как
«творческий», а «creative personality» как «творческая личность». Большой
ошибки в этом нет, однако следует отметить, что понятия «креативность» и
«творчество» все же не полностью идентичны. По смысловому содержанию они более
совпадают, чем различаются, но поскольку у каждого из них помимо общего имеется
еще и собственный, самостоятельный, частный смысл, иногда могут возникать
ситуации, когда использование одного понятия вместо другого приведет к
искажению смысла. С логической точки зрения они относятся к перекрещивающимся
понятиям. Креативность можно рассматривать, с одной стороны как одну из
основных сторон психики, а с другой стороны - способность центральной нервной
системы создавать (creation - создавать, творить) субъективную модель мира с
помощью сенсорных, когнитивных и аффективных систем в целях максимально гибкой
адаптации индивида к окружающей среде. В большинстве работ, посвященных
проблеме креативности, содержатся указания на особые свойства креативной
психической деятельности, на особый способ восприятия и преломления объективной
реальности, особенность личностного функционирования, связанного со
способностью глубже мыслить, глубже вникать, глубже смотреть, гибче действовать.
Понятие «творчество» предполагает не
только особый психический процесс, но и результат организованного восприятия,
переработки и воспроизведения различных сторон объективной реальности.
Творчество – это стиль (качественная
характеристика) деятельности, а креативность – это совокупность индивидуальных
психологических характеристик творческой личности.[1, с.22]
Психическая деятельность ребенка,
познающего окружающий мир, носит креативный характер, но мы не всегда назовем
ее творческой. Деятельность ребенка, изобретающего с товарищами новую игру,
первые детские рисунки, самостоятельно сделанный домик из кубиков, мы уже можем
назвать творчеством (детским творчеством), потому что в этом случае мы имеем перед
собой оригинальный результат креативной и творческой деятельности, совпадающих
в этом случае по смысловому содержанию. Практически всегда, когда мы говорим о
творческой деятельности, мы подразумеваем и определенный продукт этой
деятельности, будь то рисунок, стихотворение или самостоятельная идея. При этом
в русском языке принято также и продукты творчества называть «творчеством». То
есть данный термин выходит за пределы сферы личности и переходит на результаты
деятельности личности. В отношении термина «креативность» подобный переход
невозможен. Когда мы говорим о креативности, мы имеем в виду процесс
субъективного познания индивидом феноменальной и смысловой сущности окружающего
мира, объективной реальности. Результатом креативного процесса является само
формирование личности, создание уникального микрокосмоса - человеческой индивидуальной
психики. Процесс этот зависит как от биологических, так и от социальных факторов.
Поэтому ставить знак равенства между этими двумя понятиями не совсем верно.
Креативность с научной точки зрения
рассматривается как сложное, многоплановое, неоднородное явление, что
выражается в многообразии теоретических и экспериментальных направлений ее
изучения. За период от первых попыток изучения творческих способностей до
настоящего времени исследователями создана обширная детальная картина
феноменологии креативности.
Исследования, посвященные изучению
креативности, можно разделить на две области. Первая из них составляют
исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной
познавательной творческой способности. Представители «познавательного»
направления исследуют взаимосвязи между креативностью, интеллектом,
когнитивными способностями и реальными достижениями. Наиболее яркими
представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд, С. Тэйлор, Е.
Торренс, А. Я. Пономарев, С. Медник и д.р. В их работах представлено, в
основном, влияние интеллектуальных познавательных характеристик на способность
продуцировать новые идеи. По мнению Е. Торренса, креативность включает в себя
повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости
знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе
выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию
результата решения.
Другое направление исследований
рассматривает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей
креативов. Многие экспериментальные исследования посвящены созданию «портрета
творческой личности», выявлению присущих ей характеристик, определению
личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности. Наиболее
яркими представителями этого направления являются: Ф. Баррон, А. Маслоу, Д. Б.
Богоявленская. Согласно А.Маслоу, кpеативность - фундаментальнейшая
хаpактеpистика человеческой пpиpоды, это потенциал, данный каждому человеку от
pождения. Кpеативность - унивеpсальная хаpактеpистика всех
самоактуализиpованных людей. Креативность включает способность порождать необычные
идеи, отклоняться от традиционных схем, нестандартно решать проблемные
ситуации, находить оригинальные решения возникающих проблем [3,c.4], это всегда принятие оригинального, нового,
неповторимого решения, это процесс практического разрешения актуальной
проблемы.
В психологическом словаре креативность трактуется как «уровень творческой
одарённости, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую
характеристику личности, несводимая к интеллекту функция целостной личности,
зависимая от целого комплекса её психологических характеристик». [5, с.173]
Креативность – это не единичная
способность, а комплекс особенностей интеллекта и качеств личности, а также
общая жизненная позиция человека. Необходимо рассматривать креативность как
процесс и комплекс интеллектуальных и личностных особенностей индивида,
присущих многим личностям. [6,c.13] Она не
сводится ни к какому-то единичному психологическому качеству, ни к специальным
творческим способностям (художественным, музыкальным, хореографическим).
Таким образом, креативность можно
определить как комплекс интеллектуальных и личностных характеристик,
позволяющих человеку продуктивно действовать в ситуациях новизны,
неопределённости, неполноты исходных данных и отсутствия чёткого алгоритма
решения проблем.
Литература:
1.
Малахова И.А. Развитие
личности Способность к творчеству, одарённость, талант: Пособие для педагогов,
кл. рук., психологов общеобразоват. шк., педагогов-организаторов внешк.
учреждений: В 2 ч. Ч.1. / И.А.Малахова. – Мн.: Бел.навука, 2002. – 158 с.
2.
Малахова И.А. Развитие
креативности личности в социокультурной сфере: педагогический аспект. – Мн.:
Бел. гос. ун-т культуры и искусств, 2006. – 327 с.
3.
Ожиганова Г.В. Метод пролонгированной диагностики и формирования
креативности у детей младшего школьного возраста. – М.: Институт психологии
РАН – 135 с.
4.
Петрушин В.И. Психология
и педагогика художественного творчества : Учебное пособие для вузов. – 2-е изд.
– М.: Академический проект; Гаудеамус, 2008. – 490 с.
5.
Краткий психологический словарь. Под общ. Ред.
А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов и/Д:
Феникс, 1998. – 512 с.
6.
Чавро Т.В. Развитие
креативности младших школьников в условиях музыкального воспитания:
Методические рекомендации. – Могилёв: МГУ им. А.А.Кулешова, 2002. – 56 с.