Педагогические науки/социальная педагогика

 

К.п.н., доцент Гордина О.В.

Восточно-Сибирская государственная академия образования, Россия

Высшая народная школа как модель

педагогического сопровождения и поддержки пожилого человека

 

В современной педагогической теории и практике социально-педагогическое сопровождение как процесс мобилизации внутренних ресурсов личности для перехода в позицию субъекта своей жизни активно рассматривается в контексте воспитания подростка или юноши. В центре внимания оказывается молодой человек, находящийся в трудной жизненной ситуации и нуждающегося в поддержке специалистов.  Полагая, что человек любого возраста может оказаться в аналогичной ситуации, и априори, оказывается в ней, становясь пенсионером, обратимся к Высшей народной школе (ВНШ) как модели андрагогического взаимодействия, представляющей эвристическую значимость для решения проблемы кризиса предпенсионного и пенсионного возраста. Очевидно, что человек, переживающий кризис идентичности, смену социальных ролей, физические изменения, оказывается в трудной жизненной ситуации. Люди переживают эту ситуацию по-разному. Формируются два альтернативных подхода. Первый предполагает активную жизненную позицию, поиск путей самореализации на новом этапе жизни. Представители второго подхода пассивно несут свой крест, переживая состояние невостребованности и одиночества.

Опыт некоторых российских регионов, скандинавских стран показывает, что развитие сети доступного неформального образования взрослых способствует самореализации человека,  снятию социальной напряженности, оптимизации культурной среды. Пространством самореализации,  развития человека предпенсионного и пенсионного возраста на данном жизненном этапе может стать неформальное образование взрослых. А Высшая народная школа является одной из конкретных форм педагогического сопровождения и поддержки человека, оказавшегося в трудной жизненной ситуации в силу субъективных и объективных причин. Как известно, образование не имеет временных и пространственных рамок. Это процесс, который, протекая в условиях разных институциональных форм (образовательные учреждения во всем их многообразии), тем не менее, на них не замыкается. В современном понимании, признанном и поддержанном европейским сообществом, границы образования значительно расширены, оно рассматривается как процесс изменения установок, моделей поведения личности, осуществляемый под воздействием социальной практики, в течение всей жизни человека. В современных условиях миссией образования становится создание условий для формирования и дальнейшего развития жизненной активности человека независимо от его возраста. Очевидно, что в этой ситуации формальное образование, являя собой жестко структурированную систему получения знаний, а в последнее время и формирования ключевых компетентностей, используя свои ресурсы, должно направить усилия на создание условий для становления субъектной образовательной позиции личности ученика, его готовности учиться на протяжении всей жизни. Образование должно быть непрерывным как сама жизнь, сопровождать человека на всех возрастных этапах, поскольку оно во многом определяет и даже предопределяет качественные характеристики жизни. Существенно, что образованность, уровень образования современной социологией образования рассматриваются как составляющие жизненных сил человека и общества [2].  С одной стороны, общество, создавая систему стимулов, побуждает человека к непрерывности процесса образования, с другой стороны, как отмечает С.Г. Вершловский, «….подлинно непрерывным оно становится только тогда, когда приобретает для него личностный смысл, когда оно способно удовлетворить потребности субъектов, т.е. становиться ценностью» [1].  Следует обратить внимание на то, что образование способно сочетать в себе решение  как прагматических, так и духовных, глубоко личностных задач. Чем бескорыстнее относится человек к образованию, чем значительнее для него сам процесс познания,  тем выше его ценность. Такова позиция  учащегося в пространстве неформального образования.

Неформальное образование взрослых, в отличие от формального,  не имеет четко выраженных структурных и содержательных границ. Эта сфера жизнедеятельности взрослого человека никак не финансируется на уровне государства и даже не рассматривается как элемент структуры современного Российского образования. Модернизация российского образования ориентирует на развитие системы профессионального непрерывного образования [3].  Государство, декларируя гуманистический, личностный подход к человеку, по-прежнему видит в нем только некую функцию, социальную роль и никак не желает увидеть личность в ее целостности. Тем не менее, неформальное образование существует и, пожалуй, является одной из наиболее перспективных и динамично развивающихся сфер жизни общества. Неформальное образование взрослых вовсе не является детищем нашего постиндустриального или постперестроечного общества. Народная инициатива всегда вызревала в самых порой сложных, даже экстремальных жизненных условиях и творила свои формы взаимодействия людей, воплощая в них свои ценности и представления о человеке и человечности. Неформальное образование взрослых, облекая в формы любительских объединений, клубов по интересам, кружков, народных университетов естественное движение человека к человеку (и в том числе к самому себе), выполняло свою собственную человекотворческую миссию.

Автономность и  неангажированность этой деятельности позволяют говорить не только о финансовых проблемах и правовой неустроенности, но и об абсолютной гибкости, открытости нововведениям, творческой свободе. Потому-то процессы, протекающие в сфере неформального образования взрослых так привлекательны для исследования.

Социальная практика создает разнообразные модели объединения людей для общественной деятельности. Устойчивой тенденцией последнего десятилетия является создание общественных организаций, социальных институтов, занимающиеся неформальным образованием взрослых.

Как правило, эта деятельность носит цикличный характер и предполагает проведение краткосрочных курсов, семинаров, тренингов. В этой ситуации ставятся и решаются задачи сугубо прагматичного характера. Продукт этой деятельности должен быть осязаем. Новые знания должны быть применимы в реальной практике (профессиональной, социальной, личностной…). Важнейшей задачей является большой охват слушателей, и здесь речь идет о постоянно меняющейся, временной учебной группе. Эти образовательные услуги обычно платные и они не доступны подавляющему числу взрослого населения, особенно людям пенсионного возраста. Между тем, это именно та категория взрослого населения, которая нуждается в устойчивых социальных контактах, в получении новых знаний и располагает для этого большим запасом времени. Думается, что на фоне этих проблем и предложений, продиктованных вызовами нашего времени, особое место занимают Высшие народные школы, которые с трудом, но все же укрепляют свои позиции в российском образовательном пространстве. Они являют собой целостную образовательную модель, прошедшую испытание временем и хорошо зарекомендовавшую себя как в России, так и в ряде европейских стран. Высшая народная школа как самобытная модель андрагогического взаимодействия, ориентированная на саморазвитие личности взрослого человека, наряду с решением узко прагматических задач (например, овладеть компьютерной, правовой, экономической грамотностью и др.), ориентируется, прежде всего, на создание коллектива единомышленников, на сам процесс познания как непреходящую ценность[1].  Первая Высшая народная школа в современной России была открыта в 1998 г. в Санкт-Петербурге при РОО «Дом Европы в Санкт-Петербурге».  Питерская ВНШ, являясь очевидным лидером в этом инновационном движении, инициирует и поддерживает создание народных школ в разных регионах России и ближнего зарубежья. В 2005 г. они объединились в ассоциацию «Обучающийся регион». Основной целевой социальной группой, на которую ориентированы действующие в современной России Высшие народные школы, являются пожилые люди.

ВНШ исключительно добровольное объединение людей, целью которого является получение новых знаний, расширение социальных контактов, самореализация слушателей в интересующей их сфере деятельности. Это добровольчество  оказывает влияние и на формирование содержания образовательной деятельности ВНШ. В каждой народной школе, действующей в современной России, взрослым учащимся предлагается большой выбор программ. В расписание входят как общие лекции, так и групповые и индивидуальные занятия. Все по выбору слушателей. Например, в образовательном процессе каждой школы представлены программы, направленные на общекультурное развитие. Как правило, это курсы, посвященные литературе, культурологи, философии, истории искусства, истории России и т.д. Гуманитарное ядро представлено мощно во всех школах. Подчеркнем, в ВНШ реализуются только востребованные программы. Этот «гуманитарный голод», вероятно, обусловлен недостаточным вниманием сферы формального образования к человековедческим знаниям. Технократическая школа, основанная на идеологической доктрине среднестатистического человека, всегда стремилась вытеснить из своего пространства индивидуальное, яркое, выразительное. Именно эту школу прошли слушатели сегодняшних российских Высших народных школ.  Жизненный опыт, период зрелости, мудрости отнюдь не сокращает количество вопросов, которые человек задает на пути к самому себе - новому, меняющемуся в силу возраста и смены социального статуса. Появившееся свободное время делает процесс познания более доступным, позволяет погрузиться в него полностью. Еще одной причиной устойчивого интереса к гуманитарным знаниям может быть появление новых подходов к пониманию социальных процессов и новой информации о нашей истории, открывшейся в последние годы. Не менее популярны в образовательном пространстве ВНШ  курсы, ориентированные на компенсацию образования. Слушатели просят организовать для них курсы, позволяющие наверстать упущенное или освоить новое, т.е. погрузиться в ту сферу знаний, которой в период их ученичества просто еще не существовало. В современных российских условиях школа позволяет человеку осуществить разумный, осознанный переход к новому этапу своего развития. Это принципиально. Установка слушателя ВНШ – не доживать, а жить и развиваться. Для пожилого человека  это уникальный шанс заниматься любимым делом, на которое, возможно, не было времени в период активной трудовой деятельности.

Важно, что  Высшая народная школа является пространством синтеза научных знаний и социального опыта. Она предоставляет возможности  для осознанного продвижения взрослого человека на пути приобретения новых знаний, создания новой коммуникативной сети, творческой самореализации, а в итоге - изменения качества жизни в целом. Обучение здесь, как правило, бесплатное, и оно доступно каждому. Поскольку школа пробуждает и развивает внутренние ресурсы личности, выводит каждого слушателя на позицию субъекта собственной жизни, позволяет ему находиться в постоянном контакте с ведущими специалистами в сфере образования, она действительно является моделью педагогического сопровождения и поддержки пожилого человека. Думается, что сегодня стратегической задачей является теоретическое осмысление Высшей народной школы как социального феномена, наблюдаемого в жизненной практике и определение особенностей, барьеров и перспектив ее развития в современной России.

Опыт Высших народных школ России чрезвычайно интересен, изучение его продуктивно для педагогов, занимающихся образованием взрослых. Первая волна стремительного распространения народных школ в России приходится на конец 19 века. Пути возвращения народных школ в Россию на новом витке ее истории  только обозначаются. Это может быть и создание школы при общественной организации, на базе центра социальной защиты населения. Получает распространение и опыт создания ВНШ на базе вуза (Барнаул, Владивосток, Иркутск). Сегодня каждый из этих путей осваивается практиками и ждет глубокого осмысления специалистов  и поддержки общества.

Кто является союзником и мог бы курировать образовательную деятельность с пожилыми людьми? Наверное, это ветеранские организации, Центры дневного пребывания при соцзащите, творческие союзы… К сожалению, эти организации решают задачи утилитарного характера, не видя в пожилом человеке личность с духовными, познавательными потребностями. И еще важное замечание. Идея учения на протяжении всей жизни персонифицируется в том случае, если человек занимает активную позицию в отношении собственной жизни, если он готов меняться. Такая позиция формируется в результате определенного жизненного опыта и присуща далеко не каждому. Но для тех, кто активен, Высшая народная школа – оптимальная модель сопровождения и поддержки в трудный переходный жизненный период. Вероятно, открытиям в образовательном пространстве Высших народных школ еще предстоит продолжаться, процесс познания неисчерпаем и, что не менее ценно, в неформальном образовании совершенно отсутствует его конечная характеристика.

Литература:

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: Монография – СПб: СПб АППО, 2008 – 155 с.

2.Григорьев С.И., Матвеева И.А. Неклассическая социология образования: начало ХХI века. – Барнаул: изд-во АРНЦ СО РАО, 2000. – 159 с.

3. Документы Министерства образования и науки Российской Федерации (2005 год) www.mon.gov.ru