К.ф.н. Шушарина Г.А.

Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет

Экспликация ценностей жителей регионального города через классификатор «свои»-«чужие»

Оппозиция «свои - чужие» является культурной константой, одним из важнейших противопоставлений в жизни и устройстве общества, сохраняющих свое значение на протяжении веков, наряду с другими концептуальными оппозициями, отражающими архетипные представления об устройстве мира («мужской - женский», «старший - младший», «жизнь – смерть, «свет – тьма» и др.). Как справедливо заметил Ю.С. Степанов, противопоставление  «свои» - «чужие» пронизывает всю культуру и является «одним из главных концептов всякого коллективного, массового, народного, национального мироощущения» [4, с. 126].

В духовной жизни России, которая благодаря географическому положению находится на стыке западной и восточной культур, исторически заложены две основные тенденции: интерес к Востоку и интерес к Западу. По мнению многих исследователей, Запад сегодня переживает цивилизационный кризис, причина которого заключается в утрате духовной основы. Реакцией массового сознания на это стал повышенный интерес к Востоку, особенно к Японии. Интерес к стране восходящего солнца приобрел терминологические обозначения: «японофилия», «японизм», «жапонизм» [1].

При знакомстве с японской культурой российский человек соприкасается с другой системой ценностей, которая во многом отвечает его потребностям и помогает по-другому смотреть на вещи.

      В качестве материала исследования выступают сообщения на форуме одного из самых популярных сайтов города Комсомольска-на-Амуре. Тему анализируемых в данной статье форума составляют недавние события в Японии. Напомним, что 11 марта 2011 г. на острове Хонсю (Япония) произошло сильное землетрясение, которое вызвало цунами. В результате трагедии погибло большое количество людей, были разрушены дома, больницы, школы и т.д. Кроме того, на одной из атомных электростанций в префектуре Фукусима случилась авария, что послужило причиной появления угрозы распространения зараженных радиацией воздушных масс. Анализ показал, что сообщения на форуме, так или иначе, противопоставляют «свой» (российский) народ и «чужой» (японский) народ.

В качестве маркеров «своих» выступают этниконы, т.е. названия мест проживания, тесно связанные с коллективным национальным самосознанием [3]. На анализируемом форуме среди этниконов встречаются такие лексические единицы как Россия, Дальний Восток, Москва, Владик (Владивосток), Владивосток. Актуализируют концепт «свои» и лингвистические единицы со значением «совместности», выраженные личным местоимением «мы» (мы – дальневосточники), притяжательным местоимением «наши» (наши граждане, наши телеканалы, наше правительство, наша власть, наша земля, наши СМИ, у нас, наши ребята) и именами существительными, например,  россияне, правительство РФ.

Маркерами «чужих» в сообщениях комсомольчан также выступают этниконы, напрмер, Япония, Токио. Кроме того встречается имя японского премьер-министра Наото Кана. Личные местоимения первого лица меняются на личные местоимения третьего лица - они (им). В качестве маркера используется указательное местоимение «те» (те люди). Здесь можно отметить использование прецедентных феноменов, под которыми понимаются феномены, известные любому среднестатическому представителю того или иного национально-культурного сообщества. В качестве обозначения «чужих» используется прецедентный феномен - страна восходящего солнца. Всем известно, что под этим названием скрывается Япония.

      Комсомольчан восхищает то спокойствие, которое проявляют граждане страны восходящего солнца: Японцы молодцы, не паникуют, даже интернет СМИ ничего не могут раздуть. Даже в пострадавшей японии люди не паникуют!! Отсутствие паники среди жителей островного государства объясняется поразительной дисциплинированностью японцев, которые регулярно тренируют навыки поведения в чрезвычайных ситуациях.

Япония расположена в достаточно непростых географических условиях, что усугбляется тайфунами, ливнями, цунами и многочисленными землетрясениями. Трудные климатические условия и частые природные катаклизмы способствовали формированию таких черт в японском национальном характере, как терпимость, самообладание, стоицизм и мужество [2, с. 46].

      Т. Г. Орлянская указывает, что такие характерные черты японского народа, как коллективизм, стремление к согласованным действиям в группе, дисциплинированность вырабатывались в результате «способа производства» [2, с. 48]. Япония окружена Тихим океаном и морями. В стране с влажным климатом рыбный промысел и возделывание риса были закономерны. Проникновение буддизма в Японию наложило запрет на истребление животных и употребление мяса. «Возделывание риса в непростых природных условиях с большим количеством осадков требовало коллективных усилий  для регулирования водного режима почвы рисовых полей» [2, с. 48].

      Кроме того, с древних времен для японцев существует внутренний порядок (человек) и естественный (микрокосм), взаимодействующие между собой при помощи правильного выполнения действий – ката (52). Японцы считают, что научиться можно всему при условии правильной и многолетней тренировки. Надлежащее выполнение какого-либо действия предписывается традицией.

Участники форума с удивлением отмечают отсутстие мародерства в Японии: В Яяпонии с 11 марта не зарегистрировано ни ОДНОГО случая мародерства. Никакой паники, люди сдержаны, терпеливы.

В таком поведении японцев ничего удивительного нет. Послушание на всех уровнях – основная этическая норма японского общества. Правильное поведение в определенных обстоятельствах являются эквивалентом морали и нравственности японцев. Отклонение от принятой нормы поведения (в данном случае мародерство) рассматривается как нарушение законов коллектива, что для японской культуры недопустимо. Игнорирование интересов группы и несоответствие общепринятым нормам могут привести к тяжелым последствиям. Именно критерий правильности/неправильности, по мнению Т. Г. Орлянской, выполняет функцию фактора, определяющего национальное самосознание японцев и «принадлежность (либо непринадлежность) человека к «касте» японцев» [2, с. 53].

Комментируя трагические события в Японии, жители регионального города эксплицируют ценностные и идеологические установки, традиции поведения, оценки реакции как «своего» российского народа, так и «чужого» японского. Положительно оценивая особенности поведения японцев в чрезвычайных ситуациях, жители провинциального дальневосточного города тем самым указывают на отсутствие подобных качеств у своего российского народа. И наоборот, подчеркивая свои недостатки, комсомольчане готовы заимствовать ценности, присущие японскому народу.

Литература

1.    Ипатова А.А. Мода на Японию как социокультурный феномен современного российского общества: автореф. дис. … канд. культурологии. М, 2009.

2.    Орлянская Т.Г. Истоки своеобразия японской культуры / / Вестник МГУ. Серия Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2009. №4. С.46 – 57.

3.    Самарина И.В. Коммуникативные стратегии «создание круга чужих» и «создание круга своих» в политической коммуникации (прагмалингвистический аспект): автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2006.

4.    Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Изд-е 3, испр. и доп. М.: Академический проект, 2004.

5.    www.komcity.ru