СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
АРХИТЕКТУРЫ КАЗАХСТАНА НА ВЕЛИКОМ ШЕЛКОВОМ ПУТИ.
Абдыкаримова
Ш..Т.
КАТУ
им.С.Сейфуллина г.Астана
Казахстан был не только особым узлом
этногенетических, но и этнокультурных процессов, как особая зона этногенеза и
разнообразных культурных, хозяйственных, политических, идеологических
связей в базирующемся на ее
климатических особенностях.
В исследовании
истории Казахстана особое место принадлежит изучению материальной культуры на
Великом Шелковом пути.
Период древности возникновения, и формирования Великого Шелкового пути без которого сложно было бы
восстановить общую тенденцию
формирования раннего развития
архитектурных сооружений.
Исследование Великого
Шелкового пути и архитектурных
сооружений, возникновение, развитие, процветание и угасание Великого
Рисунок 1 - мавзолей Бабаджи-хатун
Шелкового пути происходило в тесной взаимосвязи с политической истории и невозможно вычленить из общей
истории Казахстана.
Исследования архитектурных сооружений, в
которых вследствие специфики историко-культурного развития региона была
сосредоточена политическая, экономическая и культурная жизнь.
Казахстан и другие
центрально-азиатские республики постсоветского пространства, взаимосвязаны между ними прослеживается общность с глубокой древности.
На основе источников, археологических и
этнографических материалов показана история консолидации народов Казахстана,
самостоятельное развитие их государственности, возникновения и развития
архитектуры как высокой самобытной культуры. Это очень важный аспект
исследования архитектуры в истории Великого Шелкового пути. Определяет роль и
значение Великого Шелкового пути в
историко-культурном развитии.
Рисунок 2–портал мавзолея Айша- биби
Рисунок 3– фрагмент орнамента мавзолея
Айша-биби
Выявленные общие тенденции историко-культурного развития центрально-азиатского региона позволили нам проводить параллели в развитии архитектуры Казахстана и на основе сравнительно сопоставительного анализа архитектурных сооружений выявить специфику местного развития.
Исследование памятников материальной культуры (Рисунок 1,2,3) приобрело особенно большое значение на современном этапе развития архитектуры на территории в зоне Великого Шелкового пути.
Мотивы художественной
выразительности архитектурных сооружений многочисленны и сохраняют черты разных
эпох и стилей не только по форме, но и
по технике выполнения.
В средневековье монументальностью
форм и капитальностью в строительстве отличались храмы
и монастыри, дворцы правителей и местной знати. Новые привнесенные
традиции архитектуры постепенно начинали формировать художественные вкусы
населения.
С распространением христианства
несторианского толка, появляются христианские церкви и часовни.
Внедрение и влияние буддизма и ислама, которые
в разное время были государственными религиями в особенности ислам, осуществлялось мощным потоком и отразилось на
всех сторонах жизни населения края.
Архитектурный облик сооружений в период
той и другой религии приобретал ярко выраженную специфичность, замешанную на
местном своеобразии.
С буддизмом в регион было привнесено все
многообразие буддийской культуры. Буддийские храмы и монастыри составляют целые
комплексы построек, множества культовых построек получили определение
монастырско-храмовых.
Культовые архитектурные сооружения
буддийского периода это– святилища, храмы и монастыри.
Сохранившиеся архитектурные
сооружения, позволяют проследить этапы
исторического развития страны и ее многосторонние связи.
Архитектура Казахстана представляет собой
единое с другими центрально- азиатскими государствами историко-культурное
пространство. Если архитектурные сооружения домонгольского периода
демонстрируют расцвет градостроительства, архитектурные достижения, ставящие
Казахстан в ряд самых развитых
культурных регионов Центральной Азии, то в последующие века он постепенно
перемещается на уровень культурной периферии.
Богатство архитектурных сооружений в городах на Великом Шелковом Пути актуализирует задачу их углубленного изучения и дает возможность по новому
интерпретировать основное содержание
и роль
исследуемой эпохи в истории культуры и связи на территории Великого Шелкового пути.
Следы
архитектурного творчества запечатлены как в самих архитектурных остатках, так и
в культурных напластованиях, заполняющих покинутые строения.
Рисунок 4-мавзолей Х.А.Ясави
Общий
комплекс наблюдений и привлечения близких аналогий, позволяет воспроизвести объемно-пространственные композиции
здания и его интерьеров, дать зримое представление о красоте архитектуры
древних памятников. (Рисунок 4)
Архитектурные сооружения отличаются меньшей
монументальностью,
более
скромные формы и декор.
Местная архитектура имеет придавшее в
целом определенное
своеобразие памятникам архитектуры.
Современные государственные границы
порой являются непреодолимым препятствием на пути культурного взаимодействия и
отделяют друг от друга части единого целого.
Политика государств, в составе которых
народы Центральной Азии
развивались, целенаправленно
обрекала их на чужеродное влияние.
Исторически сложившийся культурный диалог в
это время не мог развиваться свободно и интенсивно. Исследование показало,
что население Казахстана неразрывно связано историческими судьбами с
родственными народами Центральной Азии, создавшими в процессе культурного
взаимодействия близкую по духу и художественным ценностям архитектуру.
С учетом историко-культурного
взаимодействия, цивилизационных взаимовлияний можно восстановить картину
этнической, политической и архитектурной истории Казахстана на Великом Шелковом
пути.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1
Литвинский Б.А.
Архитектура и строительное дело // Восточный Туркестан в древности и раннем
средневековье. – М.: Восточная литература, 2000. – С. 13-218.
2 Пугаченкова Г.А. Зодчество Центральной Азии. XV в. –
Ташкент: Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1976. – 116 с.
3 Литвинский Б.А. Буддизм и буддийская культура
Центральной Азии (древность). – М.: Наука,
1997. – С. 55-78.
4 Толстов С. П. Города гузов // Советская этнография. –
1947. – № 3. – С. 55-102.
5 Массон М. Е. Старый Сайрам // Известия
Среднеазиатского комитета памятников старины. – Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1928.
– Вып. 3. – 42 с.
6 Якубовский А. Ю. Развалины Сыгнака (Сугнака).
«Сообщения Государственного Института материальной культуры». Отдельный оттиск,
1929. – 37 с.