Е.В.
Серова
Алтайский
государственный университет
Идеологическое
структурирование аксиологии общества
Аксиология общества базируется
прежде всего на традициях, свойственных этносу, и символических системах, в
которых осуществляется дистрибуция этих традиций. С одной стороны, аксиология
имеет вневременной характер, поскольку выполняет роль дифференциального
признака в жизнедеятельности этноса, с другой стороны, аксиология
модифицируется, претерпевая изменения, обусловленные общечеловеческими
тенденциями и векторами информационно-семиотического развития.
Одной из тенденций XX века
является взаимовлияние языка и политики, что неизбежно модифицирует этническую аксиолгию.
В
лингвистических исследованиях последних лет выделяется особый феномен – язык
политики, который истолковывается как система коммуникативных средств
кодирования политической информации, провоцирования политических действий и
управления ими.
Язык политики
влияет не только на систему литературного языка, но и на этническую аксиологию.
Современная политическая практика показывает, что употребление властью
определенных языковых стилей нередко оказывается более четким индикатором
фактических политических функций государственных органов, чем традиционное
различие между исполнительной, законодательной и судебными властями.
Статус государственных органов
в функциональном плане оформляется не только в физической-социальной-реальности,
но и в реальности виртуальной, существование (пребывание) в которой связано с
ситуациями восприятия.
Различаются ситуации с пассивным восприятием,
с активным участием и с сопротивлением внушению со
стороны адресата. При пассивном восприятии внушения адресаты ожидают,
что уровень опасений, глубина затрагиваемых мнений и интенсивность речевого
внушения будут соответствовать норме. В ситуации с активным восприятием
внушения реципиент как бы помогает убедить себя, особенно если он надеется, что
все происходит в его интересах, наблюдается прямое соотношение между
интенсивностью используемых речевых средств в активно осуществляемой атаке и
преодолением сопротивления, являющегося результатом поддерживающей,
опровергающей или смешанной предподготовки.
Формируя контекстно-ориентированную культуру
восприятия слова как знака, язык политики создает тенденции для культивации
децентрированной дискурсивной аксиологии. Существо ее состоит в том, что центр
– точка – первознак – дискурса может факультативно «заполняться»: у
создаваемого нарратива, представляющего положение дел
исторической реальности, нет постоянного автора. Функции «автора» могут
присваивать себе как отдельные личности, так их совокупности – партии, чему
способствуют параметры языка политики, вырабатывающий в том числе и стилевые
«штандарты».
Личность, в
терминологии языка политики, - политик, оперирует символами, моделируя особую
форму языкового существования, сопряженную с определенной идеологией.
Успех
речи политика предопределяется тем,
насколько эти символы созвучны массовому сознанию: политик должен уметь
затронуть нужную струну в этом сознании; высказывания политика должны
укладываться во «вселенную» мнений и оценок (то есть, во все множество
внутренних миров) его адресатов, «потребителей» политического дискурса.
Далеко не
всегда такое внушение выглядит как аргументация: пытаясь привлечь слушателей на
свою сторону, не всегда прибегают к логически связным аргументам. Иногда
достаточно просто дать понять, что позиция, в пользу которой выступает
пропонент, лежит в интересах адресата. Защищая эти интересы, можно еще
воздействовать на эмоции, играть на чувстве долга, на других моральных
установках. (Впрочем, все это может так и не найти отзыва в душе недостаточно
подготовленного интерпретатора.) Еще более хитрый ход – когда, выдвигая доводы
в присутствии кого-либо, вовсе не рассчитывают прямолинейно воздействовать на
чье-либо сознание, а просто размышляют вслух при свидетелях (тогда
имплицированный адресат не совпадает со сценическим); или, скажем, выдвигая
доводы в пользу того или иного положения, пытаются – от противного – убедить в
том, что совершенно противоположно тезису, и т.п.
Любой
дискурс, не только политический, по своему характеру направленный на внушение,
учитывает систему взглядов потенциального
интерпретатора с целью модифицировать намерения, мнения и мотивировку
действий аудитории.
Каждая партия
также обладает своим стилем и типом общения. Например, в России
партия ЛДПР – представляет собой активный тип восприятия, так как интенсивно
воздействует на аудиторию, партия «Единая Россия» тоже является активно
воспринимающейся, так как интересует общество.
Идеологическое
структурирование аксиологии общества – это особая символическая культура, это
особый язык.