Руднева Н.И.

Нестерова Н.А.

Мичуринский государственный

 аграрный университет

Путь к гармонии: быть терпимым

         Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур, религий. В настоящее же время в обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость.

         Важность формирования толерантных отношений у молодежи обусловливается тем, что вопрос об уровне толерантности российского общества является сегодня актуальным. Обострение межнациональных конфликтов – животрепещущая проблема современной России. На общественное мнение в области межэтнических отношений влияют сложная социально – экономическая обстановка, геополитические изменения и значительные миграционные потоки.

         В отечественных словарях иностранных слов «толерантность» переводится с латинского как «терпимость, снисходительность к кому – или чему – либо». Однако в современном русском языке слова «терпимость» и «снисходительность» имеют оттенок вынужденности, неравноправности отношений. Такое толкование понятия «толерантности» узко и не отражает всего богатства его смыслового содержания.

         Наши предки были мудрее, и сами глаголы «терпеть» и «снисходить» несли в их понимании более широкое общечеловеческое содержание. Так, у В.Даля глагол «терпеть» имеет, наряду со значением «сносить, страдать, крепиться», еще значение - «не изнемогая, не унывая ожидать; надеяться, снисходить, допускать, послаблять, потакать, поноравливать; давать повадку».

         Исходя из вышесказанного, толерантность в ее современном содержательном наполнении можно истолковать как уживчивость, неконфликтность, принятие другого таковым, каков он есть. В этом смысле толерантность и рассматривается нами как социально – образовательная ценность. Но ценностные ориентации людей не возникают одномоментно. Прежде чем стать таковыми, они проходят долгий путь жизни в культуре и сознании людей до каких – то поворотных событий, которые позволяют социуму известное понятие осмыслить как ценность.

         Проблема толерантности массового сознания, удержания на некритических отметинах бытовой агрессивности, непримиримости, неприятии чужого стиля поведении – это, конечно, проблема социальной политики, проблема смены всех в воспитании и формировании гуманистических ценностных ориентаций. Но реализация политики, особенно долгосрочной, начинается уже в школе, учителем. Поэтому толерантность общества напрямую

зависит от того, насколько для учителя эта позиция обретет свою социально- образовательную ценность, наряду с такими понятиями, как жизнь, свобода, демократия, гуманизм, ответственность.

         К сожалению, нетерпимость через средства массовой информации, через достаточно агрессивно настроенное социальное окружение проникает в детскую среду, находя в ней живой отклик. Одна из важнейших целей воспитания – ориентация ребенка на общечеловеческие ценности. Расистские и националистические предрассудки не только не соответствуют им, но и таят в себе огромный антигуманистический человеконенавистнический потенциал. Поэтому сегодня так важно найти эффективные механизмы воспитания детей в духе терпимости (толерантности), уважения прав людей всех рас и народов.

         Однако наряду с потребностью общества в воспитании толерантных граждан существуют факторы, препятствующие этому.

         К такого рода социально - политическим факторам отнесем отсутствие устойчивых традиций свободы, плюрализма, уважение прав и свобод других.

         К социально – психологическим факторам отнесем развившееся в последнее время в российском обществе чувство «национального унижения», связанное с поражением в холодной войне, распадом СССР, финансовой зависимостью от других стран. Следствием чего и стал рост популярности экстремистских идей, особенно среди молодежи. Играют свою роль и весьма распространенные в массовом сознании стереотипы по отношению к представителям других культур. Они довольно устойчивы, усваиваются уже в детском возрасте и используются детьми задолго до появления их собственных мнений о тех или иных культурных группах.

         К собственно психологическим барьерам отнесем характерные для подростков эгоцентричные установки сознания. Эгоцентризм – это видение мира через призму только своих интересов. Эгоцентристу свойственно:  считать свои взгляды и свой образ жизни единственно верным; он осуждает, может быть агрессивен по отношению к тем, кто живет иначе; он не желает понимать других, принимать их точку зрения, менять собственные убеждения. Дети часто испытывают трудности, связанные с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять другого именно как другого. В большинстве своем они не могут даже представить себе, что перед ними другой человек с иной, своей собственной логикой мышления и поведения. И часто пытаются проецировать на других собственные мысли и качества.

         Какой возраст наиболее удобен для воспитания толерантного отношения к другому? Воспитывать в школьнике толерантность целесообразно уже в подростковом  возрасте. 

         Именно в этом возрасте начинает формироваться чувство культурной идентичности человека, а соответственно повышается интерес к вопросам культурной принадлежности.

         В этот период развития начинает закладываться  поиск приемлемых социальных ролей, интерес к общению за рамками ближайшего социума, потребность во взаимопризнании и взаимопонимании с окружающим миром, и  это заставляет подростка впервые заинтересованно столкнуться с иными культурами.

         Именно в подростковом возрасте закладываются основы дальнейшего социального поведения личности, в том числе: способность к эмпатии или конфликтность, социальная изолированность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому.

         Именно в этом возрасте, по мнению психологов, особое значение для ребенка приобретает его собственная жизненная позиция. Предпосылка этого – повышенный интерес к себе, своему внутреннему миру, развитие рефлексии, стремление к отстаиванию собственного мнения.

         Но все это не означает, что формирование межкультурной толерантности подростка – простая и легкая для педагога задача. Подростковый возраст, как известно, всегда – возраст трудный. 

         Существует четыре уровня сформированности толерантности (или нетолерантности):

         Высокий уровень интолерантности (нетолерантности) выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отношения от некой нормы, как девиантность, в нежелании придавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким обличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Молодые люди, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.

         Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декламируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение, аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп, личный неудачный опыт взаимодействия с ними.    Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в неприятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок. К сожалению, часто эти проявления нетолерантного отношения к людям в школе не замечают.

         Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социо – культурным группам, но при этом склонностью человека разделять некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства,  мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

         Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов  самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

По определению академика В.А. Тишкова, толерантность – это «личностная или общественная характеристика, которая предполагает осознание того, что мир и социальная среда являются многомерными, а значит, и взгляды на этот мир различны и не могут, не должны сводиться к единообразию или в чью – то пользу.

         Сегодня, когда объективная реальность заставляет более пристальное внимание уделять развитию культуры межнациональных отношений у школьников, студентов мы говорим о необходимости этнической толерантности, понимая под ней внутреннюю установку личности относительно ценностей, культурных особенностей других этнических групп, готовность к межэтническим контактам. Развивать этническую толерантность как направленность личности следует в процессе образования. В преподавании гуманитарных предметов во всех учебных заведениях следует опираться прежде всего на восстановление культурных и моральных ценностей, формирование жизненной ориентации молодежи в сложившейся общественно – политической ситуации. В этих условиях должна вестись непрерывная работа по расширению знаний о представителях иных народов, формированию взаимной терпимости и готовности к продуктивному межнациональному и межкультурному сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         ЛИТЕРАТУРА

1.     Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников: Учебно-методическое пособие.- Ярославль: Академия развития; Академия Холдинг, 2003

2.     Степанов П.В. Феномен толерантности// Классный руководитель. - 2004.- №3 – с. 5 - 14

3.     Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности в России.- М.: Наука, 1997

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАЯВКА

         Руднева Нина Ивановна – заведующая кафедрой филологии и педагогики Мичуринского государственного аграрного университета, кандидат филологических наук, доцент.

Адрес:  393760,Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Марата 126 а, кв.58

 

         Нестерова Наталья Александровна – аспирантка кафедры филологии и педагогики Мичуринского государственного аграрного университета

Адрес: 393760, Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Обводная 2

         Электронный адрес: corpion61@rambler.ru