Мирошниченко
Е.В
Экибастузский колледж Инновационного
Евразийского университета.
К
проблеме подготовки педагогических кадров.
В любом обществе требования к подготовке педагогических
кадров меняется в соответствии с его социально |
экономическими потребностями, что определяет тенденции
развития педагогического образования. Одной тенденций в развитии
педагогического образования в мире является подготовка профессионально компетентного педагога
новой формации, способного творчески подойти к решению проблем становления,
развития личности школьника. Одним из стратегических ориентиров формирования
личности при реформировании педагогического образования должна становится
идея воспитания будущего учителя с инновационным, творческим типом мышления,
характеризующего созданием объективно нового продукта и возникновением
новообразований в ходе самой деятельности.
Творческая направленность педагогической деятельности требует от
будущего учителя овладение не только
необходимой суммой знаний, но и навыками творческого решения вопросов
практики, умениями осваивать и внедрять в учебно |
воспитательный процесс все то новое, что появляется в
науке, постоянно совершенствовать свою квалификацию. В психолого |
педагогической
литературе можно встретить обсуждение вопроса: возможно ли обучение
творчеству? По мнению большинства психологов, такая постановка вопроса не
имеет смысла, ибо в само определение творческой деятельности входит ее
неалгоритмический характер. Но если
прямое обучение творчеству невозможно, то вполне реально косвенное влияние
на него за счет создания условий, стимулирующих или тормозящих творческую
деятельность. |
Для создания данных условий необходимо, как минимум, знание
факторов, которые стимулируют данную деятельность. Факторы, детерминирующие
творческую деятельность студента, условно можно разделить на две группы:
личностные и ситуативные. Рассмотрим более подробно каждую из них. К
личностностной группе факторов, негативно влияющими на процесс творчества,
относится конформизм (соглашательство), неуверенность в себе (часто сопутствует
общей низкой самооценке), слишком сильная уверенность (самоуверенность);
эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций;
отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над
мотивацией стремления к успеху; высокая тревожность; сильные механизмы
личностной защиты и ряд других. Личностные черты, благоприятствующие
творческому мышлению: уверенность в своих силах; доминирование эмоций
радости ( допустима определенная доля
агрессивности); склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и
необычным; отсутствие конформности (приспособленчество, бездумное следование
общим мнениям); хорошо развитое чувство юмора; любовь к фантазированию и
построению планов на будущее.
Вторая группа представлена
следующими факторами, отрицательно
влияющими на творческие возможности человека: лимит времени; состояние
стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение;
слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки
на конкретный способ решения;
неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная
самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь
решения. Факторы, позитивно влияющие на развитие креативности обучающихся:
признание ценности творческого мышления; развитие чувствительности обучающихся
к стимулам окружения; свободное
манипулирование объектами и идеями; умение дать конструктивную информацию о
творческом процессе; умение развивать конструктивную
критику (но не критиканство), умение
поощрять самоуважение,умение рассеивать чувство страха перед оценкой и
т.д. Несомненно, что знание и учет данных факторов поможет активизировать позитивно влияющие
факторы и нейтрализовать негативно влияющие. В свою очередь это
позволит сделать процесс обучения творчеству более сознательным и целенаправленным.
В работе Чернилевского Д. В. « Креативная
педагогика и психология» приводятся некоторые
рекомендации преподавателям,
придерживаясь которых можно уменьшить «антитворческий» или
«творчество-подавляющий» эффект любого обучения. Многие из этих рекомендаций
могут быть напрямую перенесены в условия вузовского обучения, другие
преподаватель может использовать в своей консультационной работе со
студентами.
1. Не подавлять интуицию ученика. Учащегося следует поощрить за попытку
использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой
идеи.
2. Формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою
способность решить задачу. Тот, кто не верит в себя, уже обречен на неуспех.
3. Опираться на положительные эмоции (удивления, радости, симпатии, переживания успеха и т. п.).
Отрицательные эмоции подавляют проявления творческого мышления.
4. Поощрять склонность к рискованному поведению. Исследования показывают, что склонность к риску — одна из
фундаментальных черт творческой личности
5. Стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и
средств их решения (как в больших, так и в частных вопросах). Человек, не
привыкший действовать самостоятельно, брать на себя ответственность за принятые
решения, теряет способность к творческой деятельности.
6. Не допускать формирования конформного мышления, бороться с соглашательством и
ориентацией на мнение большинства.
7. Формировать чувствительность к
противоречиям,
умение обнаруживать и сознательно формулировать их. Основная роль противоречий
в мыслительной деятельности состоит в их способности служить источником новых
вопросов и гипотез.
8. Шире применять
проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на
самостоятельное или с помощью преподавателя открытие нового знания, усиливает
веру учащегося в свою способность к таким открытиям.
9. Важнейшим условием развития
творчества студентов является совместная
с преподавателем исследовательская деятельность. Она возможна лишь в
ситуации, когда решается задача, ответ на которую не знает ни студент, ни
преподаватель.
Одним из эффективных средств развития творческих способностей
будущих педагогов может стать
использование эвристических методов при анализе и решении педагогических задач.
Педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесчисленного
множества стандартных и нестандартных педагогических задач. Педагогическая задача
представляет собой осмысленную педагогическую ситуацию, целью которой является
познание и преобразование действительности.
Творческое
решение предполагает преодоление заложенных в задаче противоречий. И для
понимания проблемы и нахождения путей ее
решения необходимо на базе имеющихся знаний и опыта развивать гибкость
мышления, способность комбинировать и образовывать аналогии и многое другое,
что характеризует творческое педагогическое мышление. Развитое
воображение, способность к генерированию новых идей, оригинальные и неожиданные
суждения, идеи, свойственны
высокоразвитому интуитивному мышлению.
Человека, обладающего таким мышлением,
как правило, называют креативной
(творческой) личностью. В педагогических высших учебных заведениях, к
сожалению, развитию интуиции, способностей к генерированию новых идей уделяют
недостаточное внимание. Педагоги в основном обращают внимание на логические
методы решения задач. В том числе в процессе решения педагогических задач.
Если все известные методы решения педагогических задач разделить
по признаку доминирования логических, эвристических (интуитивных) процедур и
соответствующих им правил деятельности, то можно выделить две большие группы
методов: а) логические методы
- это методы, в которых преобладают логические правила анализа, сравнения,
обобщения, классификации, индукции, дедукции и т.д.;
б) эвристические методы.
Любой метод словесно можно представить в виде некоторой системы правил, то есть
описания того, как нужно действовать и что нужно делать в процессе решения
задач определенного класса. Из разнообразного набора правил деятельности в
решении задач принципиально можно выделить два больших класса предписаний:а)
алгоритмы или алгоритмические предписания;
в) эвристики - эвристические предписания. Алгоритмы жестко детерминируют наши действия
и гарантируют в случае их точного выполнения достижение успеха в решении соответствующего
типа задач. Например, основными этапами алгоритмического решения педагогической
задачи являются: анализ ситуации и осознание проблемы; анализ исходных данных;
выдвижение гипотезы; выбор системы методов. В отличие от алгоритмов эвристические предписания лишь задают
стратегии и тактики наиболее вероятного направления поиска идеи решения, но не
гарантируют успеха решения.
В данной
статье делается попытка рассмотреть использование эвристических методов при решении педагогических задач.
Эвристические методы решения педагогических задач (активные методы
обучения) - это система принципов, которые задают наиболее вероятностные
стратегии и тактики деятельности решающего, стимулирующие его интуитивное
мышление в процессе решения, генерирование новых идей и на этой основе
существенно повышающие эффективность решения определенного класса
педагогических задач.
Эвристические правила в решении педагогических задач часто
в вузе используют стихийно, а это, в свою очередь, чрезвычайно
затрудняет их практическое применение.
Необходимо отметить, что в
работах Г.С. Альтшуллера, Г.Я. Буша
имеются серьезные попытки описать эти методические рекомендации в
применении для изобретателей, например, метод "мозгового штурма",
метод синектики и др.
Автор данной статьи, проанализировав психолого-педагогическую
литературу, делает попытку отбора эвристических методов, которые являются
наиболее эффективными при решении педагогических задач. Эти методы представлены в виде следующей таблицы.
Эвристические
методы решения педагогических задач
Название метода |
Психолого-педагогические и
принципы |
Краткая характеристика |
Достоинства |
Недостатки |
Метод "мозгового штурма"
|
1)принцип
сотворчества в процессе решения творческой задачи; 2)принцип доверия творческим силам и способностям
друг друга; 3)использова- ние оптимального
сочетания интуитивного и логического. |
Метод
коллективного генерирования идей
решения педагогической задачи. Цель - сбор как можно большего количества идей,
освобождение от инерции мышления, преодоление привычного хода мысли в решении
педагогической задачи. Основной принцип этого метода - абсолютный
запрет критики предложенных участниками идей. Требует сравнительно высокого
мастерства преподавателя, способностей к импровизации, чувство юмора |
Уравнивает всех членов группы; активизируется познавательная активность, интуицию,
воображение; создает
доброжелатель- ный психологический микроклимат. |
Применение позволяет выдвинуть, найти
творческую идею только в самом общем виде. Метод не гарантирует тщательную разработку
идеи. |
Метод
эвристических вопросов
|
1)проблем- ности и оптимальности 2)дробления информации; 3)целеполага-ния; |
Целесообразно применять для сбора
дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже
имеющейся информации в самом процессе решения педагогической задачи.
Эвристические вопросы служат дополнительным стимулом, формируют новые
стратегии и тактики решения педагогической задачи. |
Простота и эффективность для решения любых
задач; развивают интуицию мышления; логическую
схему решения педагогических задач. |
Не дает особо
оригинальных идей и решений; не гарантирует абсолютного успеха в решении
творческих задач. |
Метод
инверсии
|
1)принцип диалектического единства
противоположных процедур творческого
мышления; 2)диалектический
подход к анализу объекта
исследования. |
Ориентирован
на поиск идей решения творческой задачи в новых, неожиданных
направлениях ( чаще всего противоположных традиционным взглядам и убеждениям
, которые диктуются формальной логикой и здравым смыслом). |
Развивает диалектику мышления, нахождение оригинальных решений педагогических задач. |
Требует достаточно
высокого уровня творческих способностей , базисных знаний, умений и опыта. |
Эвристические методы могут быть широко применены в
профессиональной деятельности современного преподавателя высшей школы.
Проведение тренингов, деловых игр с использованием эвристических методов дает, как правило, много идей, принципиально
новых подходов к решению различного типа педагогических задач в педагогической
деятельности. Эвристические методы находят сегодня широкое применение в
различных курсах педагогических дисциплин, так как стимулируют развитие
интуитивного мышления, способности к воображению и творчеству.
Таким образом, учет личностных и ситуативных факторов, детерминирующих творческую деятельность студента, применение методических рекомендаций, позволяющих активизировать творческие возможности учащихся, а также интенсивное использование эвристических методов в процессе обучения, в частности при решении педагогических задач, способствует реализации основной цели современной «Концепции высшего педагогического образования» – подготовки профессионально компетентного педагога новой формации, способного творчески подойти к решению проблем становления, развития личности.
Литература:
1.
Концепция
высшего педагогического образования РК // Казахстанская правда. 2005.18
августа.
2.
Стрекалова
Н.О. Развитие творческого мышления студентов УСПО //Философия образования. 2004. № 3
3.
Селевко
Г. К. Современные образовательные технологии. – М.,1998
4.
Чернилевский
Д.В., Морозов А.В. Креативная педагогика
и психология.- М: МГТА, 2001.