Педагогические
науки / 3. Методические основы воспитательного процесса
Чекина Е.В.
Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, Беларусь
Формирование представлений о сущности и структуре
нравственных качеств личности в российской и белоруской педагогике
В истории развития теории
нравственного воспитания как самостоятельной области педагогического знания
прослеживаются два концептуальных подхода: социально и личностно
ориентированный.
Хотя понятие
«нравственное качество личности» в педагогике использовалось довольно часто,
однако его сущность представителями социально ориентированного подхода,
основанного на трактовке личности как совокупности общественных отношений, не
раскрывалась. Данное
понятие употреблялось, скорее, в его лексическом значении, как более или менее
постоянный признак человека, и не рассматривалось как психолого-педагогическая
категория. Однако в середине 60-х Н.И.Болдыревым была
предпринята попытка обозначить его структуру. Он указал, что «моральные
качества представляют собой как бы сплав, органическое единство сознания,
чувств и поведения» [1, с. 70].
Обоснованное
определение психолого-педагогической сущности и структурной организации
личностного качества состоялось в последней четверти ХХ в. в рамках личностно
ориентированного подхода, согласно которому личность рассматривается как
социально-психологическое образование. Данный концептуальный подход получил
интенсивную разработку в исследованиях белорусских ученых. Так, в первом издании
учебного пособия по педагогике И.Ф.Харламов при определении понятия «личностное
качество» использовал его психологическую трактовку, в соответствии с которой
оно раскрывалось как единство устойчиво проявляющихся потребностей и привычных
способов их реализации, которые формируются у учащихся в процессе коллективной
и индивидуальной деятельности. Поэтому в человеке, по мнению ученого, различают
его интеллектуальные качества (гибкость ума, особая сообразительность, хорошая
память и т. д.), нравственные (принципиальность, настойчивость, честность, правдивости,
патриотизм, трудолюбие и т.д.), эстетические (особая эмоциональная
восприимчивость того или иного вида искусства и т.д.), физические качества
(сила, ловкость, выносливость и т. д.). Эти качества как устойчивые
психологические свойства личности, по мнению И.Ф.Харламова, характеризуют
постоянство ее поведения в любых изменяющихся условиях [3, с. 268].
И.Ф.Харламовым
была определена структура нравственных качеств. «Любое качество как
динамическое личностное образование, – писал он, – в психологическом отношении
включает в себя следующие структурные компоненты: во-первых,
сформировавшиеся и ставшие устойчивыми потребности в той или иной деятельности
или сфере поведения; во-вторых, понимание нравственного значения той или
иной деятельности или поведения (сознание, мотивы, убеждения); в-третьих,
закрепленные навыки, умения и привычки поведения; в-четвертых, волевую
стойкость, помогающую преодолевать встречающиеся препятствия и обеспечивающую постоянство
поведения в различных условиях» [2, с. 146].
Рассмотрение
нравственного качества как психологического образования личности позволило В.Т.Чепикову раскрыть его сущность и определить как научное
понятие, в соответствии с чем «нравственное качество есть динамичная интегративная совокупность психических процессов, состояний
и свойств, характеризующих потребностно-мотивационную,
интеллектуально-чувственную и поведенческо-волевую
сферы личности, содержание и структура которых определяют ее субъективные
отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в
поведении и деятельности» [4, с. 55].
Идеи личностно
ориентированной концепции воспитания нашли свое отражение в исследованиях
многих ученых. При этом если для российской педагогики зачастую характерна
трактовка качества личности как закрепившегося социального отношения, в связи с
чем нравственное воспитание рассматривается как целенаправленный процесс помощи
воспитателей формированию положительных качеств личности воспитуемого, который
требует особой организации его жизни и деятельности, где необходимое отношение
должно достаточно длительное время функционировать, чтобы оно сложилось и
закрепилось (И.З.Гликман, Г.Ю.Ксензова и др.), то в
трудах белорусских исследователей эта концепция получила значительно более
глубокую научную разработку. Ими обоснована точка зрения, согласно которой все
внешние проявления нравственности личности опосредованы индивидуальными
изменениями ее внутренней психологической моральной сферы, и именно сформированность определенных качеств личности
обусловливает социальное поведение человека, систему проявляемых им отношений к
действительности. «Если о нравственности ученика, – утверждает В.Т.Чепиков, – как правило, судят по ее внешним
проявлениям, то их предпосылкой выступают внутренние (психологические)
образования моральной сферы его личности» [4, с. 56].
Представление белорусских ученых о
нравственных качествах как психологических образованиях внутренней сферы
школьника позволяет научно разработать теоретические основы концепции личностно
ориентированного воспитания и подойти к решению его практических проблем.
Литература
1. Болдырев Н.И. О качественном своеобразии процесса нравственного воспитания // Советская педагогика. – 1965. – № 8. – С. 70-79.
2.
Харламов,
И.Ф. Нравственное воспитание школьников / И.Ф.Харламов. – М.: Просвещение,
1983. – 160 с.
3.
Харламов,
И.Ф. Педагогика: курс лекций / И.Ф.Харламов. – Минск.: Изд-во БГУ, 1979. – 464
с.
4.
Чепиков, В.Т. Воспитание нравственных качеств младших школьников / В.Т.Чепиков. – Гродно: ГрГУ,
2001. – 189 с.