Чокан Валиханов о жанровых формах

казахской народной поэзии

 

С.Н. Негимов, доктор филологических наук,

профессор ЕНУ им. Л.Гумилева. г. Астана. Казахстан.  shapau@mail.ru

 

Выдающийся казахский ученный Чокан Валиханов одним из первых высказал мысль о необходимости использования памятников устного поэтического творчества в качестве источника изучение традиционного мировоззрения казахского народа. Это мысль, продемонстрированная во многих публикациях ученного, получила свое более глубокое теоретическое и источниковедческое обоснование в работе «О формах казахской народной поэзии». Небольшое по своему объему исследование примечательно еще и тем, что в нем ученный убедительно доказывает несостоятельность утвердившегося в официальной науке мнения: якобы казахская народная поэзия своей традиционно сложившейся жанровой структуры не имеет.

Детальное знание материала, опыт исследователя, умение четко улавливать ключевые моменты устной поэтической культуры казахов, тонкий художественный вкус – все это присуще небольшой по объему, но весьма содержательной работе о жанровых формах казахской народной поэзии. Главное ее достоинство – последовательный историзм, которым проникнуты и другие исследования ученного. Именно историческая и теоретическая основа придает работе логическую завершенность. Примечательно, что автор со свойственной ему методической ему методологической чуткостью впервые обратил внимание на историческую обусловленность жанрового, рифмического и содержательного оформления традиционного стихотворного наследия кочевников.

Правомерность этой мысли подтверждается результатами современного литературоведения. Известный исследователь казахского стихосложения академик З.Ахметов считает: «Жанровые формы в большей мере связаны с разным аспектом изображения, с характером жизненных ситуаций. Это – наряду со сказками и легендами, пословицами и загадками – героический и социально-бытовой и обрядовые песни…» При этом, как это явствует из контекста работы Чокана Валиханова, развитие традиционной поэтической культуры казахов происходило по двум линиям: эволюция социального содержания, возникновение на определенном историческом этапе новых тем, образов, которым опосредствуется рождение в жанровым отношении более совершенных произведений; жанровые и идейно-художественные, содержательное развитие устного народного творчества базируется на принципе преемственности (преобразование и переосмысление произведений предыдущих этапов происходит под корригирующим воздействием соцкультурной  динамики).

Наиболее ранней, традиционно укоренившейся в кочевой среде жанровой формой стихотворчества казахов ученный по праву считает жыр (джир), типологическими образцами которого являются знаменитые «Едыге»,  «Урак-Мамай» и.т.п., «нет ни одного персидского и арабского слова».

В силу исторических обстоятельств как объективного, так и конъюнктурного порядка джир еще в то время, когда Казахстан активно был включен в орбиту социально-экономического, политического и культурного влияния Российской империи, выходил из массового поэтического употребления. «Форма джиров, как и сам кобыз, осталось теперь только достоянием баксы, - писал в этой связи Чокан, - они только еще сохраняют эту форму стихов, употребляя ее при заклинании джинов». Речитативный характер, т.е. содержательно-текстуальная и песенно-музыкальная сопряженность исполнения джира, являются одной из наиболее отличительных черт этой жанровой формы народного стихотворчества.

Следующие, этнографически более близкие две формы традиционный народной поэзии казахов, - жоктау (надгробная песнь) и каим, который существует в виде поэтических состязаний во время свадьбы и других культовых отправлений. Правда, ученый не идентифицирует типологические черты и особенности этих традиционных жанровых форм устного поэтического творчества. Зато в работе достаточно четко выявлены их наиболее характерные этнографические атрибуты, что само по себе имеет немаловажное значение в изучении этнической истории народа, в особенности традиционной фольклорной культуры казахов.

Удивительную тонкость Чокан проявляет и при характеристике другой жанровой формы казахской народной поэзии – улена (олень), выдающимися сочинителями и исполнителями которого были в ту пору знаменитый Орынбай и слепой певец Шоже. «Форму улена певцы употребляют также для импровизации, как самую удобную и к которой они теперь как бы более привыкли, - подчеркивает Чокан, - известная поэма Козы – Корпеш и Баян Сулу пересказаны мне знаменитым Джанаком в форме улена». В качестве одной из главных черт рифмической структуры этого жанра ученный отмечает его силлабический характер: «Улен состоит из четырех стихов, два первые и четвертый суть силлабические, кончающиеся на одну рифму, третий не рифмуются».

При этом инструментальное исполнение олена, т.е. в сопровождении какого-либо инструмента, чаще всего домбры и кобыза, придает этому относительно новому жанру необычайный эстетический колорит и является наиболее широко распространенной формой передачи поэтического опыта народа.

Особую наблюдательность проявляет ученный и при изучении отдельных культурных лексем и социальных категорий, содержащихся в многочисленных образцах народной поэзии, что чрезвычайно важно в определении ее идейно-художественного содержания и социальной направленности.

Таково вкратце основное содержание этой, к сожалению, далеко не в полном виде дошедшей до нас работы. Даже из неполной характеристики явственно видны необычайная широта научных интересов Ч.Ч.Валиханова, его дарование исследователя.