Хасанов Р.Ф.,

Бирская государственная

социально-педагогическая

академия, Республика

Башкортостан

 

 

Беллетризованная биография в башкирской романистике

 

         Башкирская историческая романистика представлена произведениями, в которых биография той или иной личности играет главенствующую роль во всей художественной структуре, определяет сюжетно-композиционную организацию. Это так называемый «роман-биография» или «романизированная (беллетризованная)  биография».

         По мнению ученых, «основа сюжетного повествования в беллетризованных биографиях документальна, но автор по объективным и субъективным причинам домысливает факты, биограф интерпретирует документ с помощью интуиции и воображения, исторический факт используется автором как средство создания образа персонажа и сам персонаж превращается в художественный образ» [1, 64, 66].

         Подобная организация историко-документального материала характерна романам Г. Ибрагимова «Кинзя», Я.Хамматова «Северные амуры», «Сырдарья», «Салават-батыр», «У истоков Агидели», Б.Рафикова «Карасакал», Г.Хусаинова «Батырша», в которых созданы образы предводителей башкирских восстаний XVII-XVIII веков, деятелей культуры, искусства, поэтов и др. Остановимся на некоторых из них.

         В романе «Кинзя» (1977) отражены события второй половины XVIII  века, на фоне которых воссоздан облик крупного исторического деятеля своего времени, воина и ученого, старшины и абыза (муллы), сподвижника Пугачева Кинзи Арсланова. В первой книге описываются детские и отроческие годы Кинзи. Автор детально рисует процесс его духовного становления, начиная с учебы в медресе и кончая его приходом в  стан восставших крестьян, рассказывает о его учителях-наставниках. Проникновенно рисует писатель внутренний мир героя, в книге много страниц, посвященных монологам Кинзи, его раздумьям о жизни, о своей судьбе. Своего героя автор показывает в различных обстоятельствах: наедине с самим собой, в окружении друзей, в семейном кругу, в бою. Логическим завершением процесса духовного формирования стал его приход в лагерь Пугачева, хотя Кинзя догадывается, что народный царь на самом деле является самозванцем. Так под пером романиста происходит слияние личного и общественного, индивидуальной судьбы с судьбой целого народа, «роман-биография» перерастает в широкое историко-документальное повествование, а его герой обретает черты эпопейного характера.

         Роман Я.Хамматова «Северные амуры» (1983-85) по своей проблематике, образной системе созвучен «Кинзе» Г.Ибрагимова. В основе «Северных амуров» также лежат принципы биографизма и документализма. Незаурядная, легендарная личность одного из ярких представителей башкирского народа начала 19 века - Кахыма Ильмурзина - позволила автору воссоздать социально-политическую, бытовую атмосферу эпохи наполеоновских войн, жизнь народа в разных ее проявлениях. Главный герой романа воспринимается как младший брат Кинзи, как его духовный наследник. Читатель следит за тем, как постепенно из Кахыма формируется национальный герой.

         Как и свой предшественник, Я.Хамматов начальные страницы своей книги посвящает детским и юношеским годам Кахыма. С первых страниц перед читателем предстает «стройный подросток, почти юноша, с нежным пушком на верхней губе», способный защитить и мать от разъяренного отца, и отстоять свое достоинство. Первые жизненные уроки Кахыма связаны с поэтом-сэсэном, кураистом, есаулом Буранбаем Кутусовым. Именно от него слышит герой о Пугачеве и Салавате, о наглости начальников, о поборах  мужиков, о тюрьмах, ссылке, каторге. Дальнейшее знакомство, крепкая дружба с сыном генерал-губернатора Сергеем Волконским, поступление в офицерскую школу в Екатеринбурге, новые знакомства и общение в столице с будущими декабристками и другими прогрессивными деятелями русской  общественности, участие в заграничных походах в составе русской армии и многое другое обогатило Кахыма знанием жизни, научило трезво оценивать реальность и смотреть в будущее. Его образ объединяет все сюжетные линии в один узел, определяет развитие действия, придает роману композиционную целостность, стройность и завершенность. Поэтому с уходом его со страниц книги (герой скоропостижно умирает в пути из заграничного похода) несколько ослабевает интерес к чтению, словно повествование теряет свой стержень.

         Другой роман Я.Хамматова «Сырдарья» посвящен личности, судьбе поэта-просветителя и философа Мифтахетдина Акмуллы. Его облик воссоздается автором традиционно – рассказано о его детстве, юности, зрелых годах, старости. Он показан многогранно – в окружении друзей и близких, в столкновениях с идейными противниками, в состязаниях поэтов, наедине с самим собой, в лично-интимных ситуациях, в процессе духовного роста. Обращение к стихам поэта усиливает жизненную полноту и достоверность его образа. При этом писатель не склонен идеализировать героя. Мы узнаем, что он не всегда остается на высоте своего положения: порой тщеславен, хвастается своими знаниями; не украшают его истории со сватовством к молодым девушкам. Так или иначе, автор строит свою концепцию личности Акмуллы, и мы вправе с этим соглашаться или нет.

         Биографическая тема продолжена Я.Хамматовым и в романе «У истоков Агидели», на страницах которого оживают облики известных деятелей культуры и искусства Башкортостана – народных артистов СССР, композитора Захира Исмагилова, артиста Арслана Мубарякова, его жены Рагиды Янбулатовой, их дочери Гулли Мубаряковой, поэта Баязита Бикбая, драматурга Сагита Мифтахова. Но главное внимание автора при этом сосредоточено на жизни и деятельности Загира Исмагилова. Прослежены основные этапы его биографии, более подробно автор останавливается на зрелом периоде его жизни, когда он достиг творческого совершенства, предан своему любимому делу – музыке. Как видно из романа, труден и тернист был путь его к зениту славы. Целеустремленность, любовь к искусству, упорный труд, помноженные на природный дар, стали залогом успеха.

         Рядом с Исмагиловым предстает другая яркая фигура – Арслан Мубаряков, человек непростой судьбы, противоречивого характера. Автор не скрывает свои симпатии к герою – через весь роман он проходит как человек доброй души, с открытым сердцем, легко ранимый, готовый всегда прийти на помощь, простой, несколько наивный. Накануне смерти он выглядит уставшим, не оправившимся после развода с женой, исчерпавшим свои творческие возможности. Писатель словно подчеркивает, что духовный кризис обусловил и физическую смерть.

         Цельность, полнокровность, убедительность образов героев романа достигнуты благодаря многоплановости их изображения. Мы видим их и в больших залах Московской консерватории, на сценах театров и концертных залов, и в тесной комнате общежития, в кругу друзей и родных за чашкой чая. Не все сложилось у них в личной жизни: неудачная первая женитьба Захира, развод с женой у Арслана после долгих лет совместной жизни. Однако ни отсутствие благоустроенного быта, ни козни завистников, недругов, ни другие житейские неурядицы не смогли сломить этих «неистовых ревнителей искусства».

         Живо и занимательно написаны страницы, повествующие о совместной плодотворной работе поэта Баязита Бикбая и композитора Загира Исмагилова, в результате которой были созданы такие шедевры, как опера «Салават Юлаев», музыкальная комедия «Кудаса».

         В целом роман «У истоков Агидели» можно считать творческой удачей писателя. Ему удалось создать жизненно достоверные, художественно убедительные образы известных деятелей культуры.

Примечания

         1. Казанцева Г.В. Беллетризованная биография: проблема определения жанра и история жанра // Вопросы филологии.- 2007.-№ 3.