Заруцкая Нина Николаевна
Западно-Казахстанский государственный университет им. М.Утемисова
Русские акафисты,
посвященные образу Богородицы, в аспекте духовной антропологии
Антропология – концепция, охватившая все социально-гуманитарные науки с
момента своего появления. Представители антропологизма рассматривают в понятии
«человек» основную мировоззренческую категорию и утверждают, что, только исходя
из нее, и можно разработать систему представлений о мире.
Каждый социальный институт стремился по-своему интерпретировать суть
человека. Напомним, что общее возрастание интереса к проблематике человека
началось в конце 19 – начале 20 вв. и было связано с достижениями биологии,
психологии, медицины и других конкретных наук.
Определенное место в трактовке сути человека занимает и религия. В любой
религии уже заложены и философские и эстетические категории. Она призвана
разъяснить человеку, что он собой представляет, к какому идеалу он должен
стремиться.
Религии Писания (ислам, христианство, иудаизм), где сакральные тексты
являются тем главенствующим элементом, в котором содержится откровение Бога,
дают человеку знания, необходимые для жизни, для сохранения духовного идеала.
Рассмотрим концептуальную
антропологию в ключе христианства. Основные принципы христианской антропологии
были намечены и развиты святыми отцами, исходившими в своих построениях, как из
библейской антропологии, так и из духа новозаветного благовестия. А поскольку
мы нас интересует религия Писания, то все категории будем рассматривать на
литературных произведениях, на тех духовных текстах, которые призваны
воздействовать на человека и помочь ему проникнуть в дух формул и идей религии
Христианские положения призваны
воздействовать на всё в человеке: на сознание, на душевное состояние, на
все органы чувств, не делая ставку на что-то одно. Тексты дополняют это
воздействие, поэтому обладают особым характером. Акафисты, тропари, кондаки
являются образцами славянской гимнографии, строились по образцам византийской
песнопевческой традиции. До нас дошли подлинные жемчужины этого творчества,
которые продолжают поражать нас своим великолепием в эстетическом и духовном
плане, как и современников Романа Сладкопевца, который был автором многих
гимнов.
Тексты таких произведений следует рассматривать как креолизованные, т.е.
связанные либо с изображением, либо с мелодией и т.д. В связи с этим выделяем
компоненты креолизации: иконический, (когда текст должен звучать только перед
иконой и в церкви, иначе, по словам отца Павла Флоренского, икона вырывается из
реального контекста своего функционирования. «Икона может созерцаться как
таковая только при свете лампады, свет которой воспринимается как живой,
греющий душу»); временной (когда текст читается в определенный день и час);
ритуальный (по этому поводу Н. Б. Мечковская в книге «Семиотика» пишет:
«Звучащее в храме слово вплетено в ритуальное обращение верующих к Богу и
взаимодействует со всеми остальными компонентами богослужения – звучащими
(разноголосица, музыкальные инструменты), видимыми (интерьер и его
изобразительное решение, особое освещение); осязаемыми (осенение себя крестом,
целование креста); обоняемыми (запах ладана, благовоний); Перейдем непосредственно к анализу конкретных
текстов и раскроем замысел их появления.
Акафист, или «неседальная песнь» - большая поэма, функция которой заключается в
прославлении важных фигур и образов в христианстве. Существует, выражаясь
словами митрополита Киприана, «неисчислимое множество» акафистов, посвященных
Кресту, Страстям, святым; несколько отдельно стоят акафисты, посвященные иконам
Богородицы.
Акафисты имеют кольцевую композицию и
особую ритмическую организацию, состоят из попеременного чередования 12
кондаков (эпическая часть) и 12 икосов (лирическая часть). Инициалы всех строк,
как икосов, так и кондаков при переводе на греческий должны давать акростих,
«краегранесио», в котором кроется имя монаха, слово или фраза.
Особое место в философии и эстетике христианства занимает образ женщины,
который в мировой культуре получает
противоречивую оценку: от низведения к образу коварной искусительницы, «врат
ада», до обожествления в образе Богородицы, как в акафистах.
Женщина в акафистах выступает в нескольких ипостасях: Пречистая Дева,
Мать Сына Божия, Мати Божия, Чистая и Преблагословенная в женах, Царица
Небесная, Утешительница, Наставница, Заступница, Владычица мира.
Необычайно поэтичный текст акафиста иконе Богородицы «Умягчение злых
сердец» создает самый трагический образ в христианстве – образ страдающей
Матери, отдавшей Сына во спасение мира.
В этом небольшом по объему произведении отразились все философские
воззрения христианства. Обратимся к пространственно – временной характеристике
акафиста. Пространственная организация частей акафиста, заключающаяся в
повторах фразы «Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость
претворяющая», с одной стороны делит его на отдельные части, а с другой - указывает на цельность акафиста, его
подчиненность общей идее жертвования самым дорогим во имя спасения людей, во
имя указания им истинного пути.
Пространство в тексте представлено соотносительно с образом Матери,
родившей сына в вертепе, несущей его в Иерусалим, бегущей ради его спасения в
Египет, а после видящей его распятым на кресте и вознесшимся на небеса.
Литературное произведение всегда рассматривается как искусство
временное. Здесь художественное время носит системный характер. Такой способ
организации эстетической действительности произведения, его внутреннего мира и
одновременно образ, связанный с воплощением авторской концепции. Время в
произведении отмечается только в ранние годы младенца Девы Марии: на восьмой
день, на сороковой день, семь лет. Кроме этих упоминаний нет ни одного указания
на время внутри акафиста, зато появляется авторское время, выраженное словами
«вечный», «вечность», «во веки веков», «ныне и присно», которые подчеркивают не
столько краткость человеческой жизни, сколько длительность и главенство жизни
вечной, в памяти поколений. В то же время в акафисте непрерывным потоком идут
чувства Матери, нарастая от волнения за судьбу ребенка до скорбного плача по
умершему при ней сыну, сначала она «мукой сердечной истомленная», а после
«сердце, горем истерзанное имевшая», «слезы о сыне своем проливавшая», «стенящая и рыдающая», «чадо свое возлюбленное уязвленным видевшая»,
«агница, зрящи чадо свое,
яко агнца на заколение ведома», «мертва зрящее
бездыханна сына своего».
Ритмическая организация акафиста несет не просто эстетическую нагрузку,
но и отвечает мелодическим музыкальным требованиям. Прославлением Богородицы, «Владычицы», «Царицы небесной»,
но при этом остающейся «дщерью земли», «земнородной» рисуется идеал человека,
истинного христианина:
«Радуйся, едина Чистая и
Преблагословенная в женах;
Радуйся, Крест Свой, скорбями преукрашенный,
во смирении несшая.
Радуйся, воли Божией николиже преслушавшая;
Радуйся, образ терпения и смирения Собою явившая.
Радуйся, сосуде, исполненный благодати Духа Святаго;
Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая».
Такой идеал человека, способного на прощение тех, кто отнял самое
родное, кто издевался над тобой, а после молящих о помощи; способного на жертву
самым дорогим во имя спасения мира; способного не отречься от этого идеала
после всех перенесенных страданий; способного любить ближнего как самого себя
был полностью воспринят и сохранен в произведениях русских писателей и достиг
своего расцвета у Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, Н.С.Лескова.
Литература
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста
и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных
текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. – М.: Издательский центр «Академия»,
2003. – 128с.
2.Архимандрит Киприан
(Керн). Литургика. Гимнография
и эортология. Крутицкое
Патриаршее Подворье, М.: Издательский Дом «Грааль», 1999. – 220с.
3.Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык.
Природа. Культура: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. филол.,
лингв. и переводовед.фак. высш.
учеб. заведений. / Н.Б.Мечковская. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 432с.
4.Успенский Б.А. История русского
литературного языка (XI – XVII вв). – 3-е изд., испр. и
доп. /Б.А.Успенский. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 558с.
5.Флоренский П.А. Храмовое действо
как синтез искусств.// Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия.,1989.