Гузенина Светлана Валерьевна
аспирант
Кафедра теоретической и прикладной социологии
Академия гуманитарного и социального образования
Тамбовский государственный университет
им.Г.Р.Державина
Одиночество
творческой личности как проблема
междисциплинарных исследований.
Тема человеческого
одиночества находится в постоянном фокусе как теоретических, так и эмпирических
исследований. В целом, традиционные подходы к ней заключаются в попытках
обосновать причины, которые, так или иначе, способствуют такому состоянию и
советы по его преодолению. Прежде всего, проблема интересна
специалистам-психологам, изучающим симптоматику и специфику проявления
одиночества. Здесь речь идет всего о сенсорной депривации; так называемом
«печальном одиночестве», изучавшемся в экспериментах Бека; работах Бехтеревой об устойчиво -
патологическом состоянии (УПС) – пребывании в клинике острого горя. Особого
разговора заслуживает одиночество
«нон-стоп» и крайняя форма выхода из него – суицид.
Иные ракурсы проблемы
раскрывает социальный подход, где одиночество выступает зачастую атрибутом общественной системы, включающей в
себя отчуждение. Одной из гипотез здесь выступает мысль о том,
что само общество генерирует одиночество отдельной личности.
Однако вопросы, встающие перед человеком в состоянии
одиночества гораздо шире специальных рамок. Здесь философские, психологические, социальные,
культурные аспекты иногда соединяются воедино. Сегодня повсеместно речь идет о технотронной эре и информационном обществе. Закономерно может быть
поставлен вопрос о том, является ли дистантное общение собственно общением в
привычном для нас смысле, или же,
попросту человек находит нишу своему экзистенциальному одиночеству, так
и оставаясь одиноким?
И все же, одиночество может выступать не только
тяжелым испытанием для личности, но, порой, необходимым условием на пути человека к духовности.
В русской философской традиции одиночество
часто рассматривают как характеристику
жизни человека-странника, идущего к Богу, который «на земле живет и скитается,
но на небе жительствует» [3;10]. Путь к Богу – всегда путь одиночки.
Русский
философ Н.Бердяев предполагает,
что одиночество человека неизбежно без духовного общения. Он пишет: « «Я»
переживает острое чувство одиночества. В своем одиночестве, в своем
существовании в самом себе я не только остро переживаю и осознаю свою личность,
свою особенность и единственность, но я также тоскую по выходе из одиночества,
тоскую по общению не с объектом, а с другим, с «ты», с «мы» [1] . Н.Бердяев утверждает, что только в духовном общении возможен выход человека за пределы своего одиночества.
Подтверждение такой мысли мы находим и у современных ученых
(П.Клоссовски, М.Бланшо, Э.Левинас). В работе российского социолога
И.А.Федорова, обратившегося к
исследованию этой малоизученной темы,
базовая модель коммуникации представлена как гипотеза «психоворота», а сама
духовная коммуникация между людьми
описывается автором как «бифуркация искреннего общения» [6;9].
Отметим, что тема одиночества очень популярна и в контексте творчества. При этом
речь может идти как о научном творчестве, так и о религиозном, и о
художественном. Дело в том, что, с одной
стороны, творческий человек отражает
интерес к поставленной проблеме у окружающих, с другой – выплескивает субъективные переживания, затрагивающие его
личность, и здесь мы видим пример
двойного совпадения, так как одиночество и
Мастер довольно часто идут рука об руку.
Особенно остро лейтмотив
одиночества звучит в поэзии Дж.
Байрона, М. Лермонтова, творениях поэтов
«серебряного века» (М.Цветаевой, О.Мандельштама, К.Бальмонта, С.Есенина), музыкальных произведениях Л.-В.Бетховена, Ф.Шумана, П.Чайковского,
Г.Малера, прозе Ф.Достоевского, И.Тургенева, Л. Толстого. В изобразительное
искусство рассматриваемая тема нашла
отражение в живописных работах
М.Врубеля, М.Чюрлениса, В. Ван Гога.
Интересно, что творческие
люди довольно часто объединяются в ассоциации, группы, союзы, составляющие
костяк «теневого» социального института
богемы. Среди наиболее ярких характеристик такого института можно
выделить: склонность к эпатажу; новаторство;
толерантность друг к другу; взаимопомощь; духовную сопричастность; тождество
декларируемых ценностей и стиля жизни;
сенсетивность; жертвенность. Однако и здесь одной из основных определяющих характеристик выступает
экзистенциальность, проявляющаяся в одиночестве и постоянном «поиске выбора».
Нельзя утверждать, что творцы ищут одиночества. Напротив, они бегут от него. Но
так как чаще всего эти люди достаточно неординарны и сложны в общении, зачастую
неуравновешенны, иногда психически нездоровы, то одиночество, как водится, является спутником их жизни и биографии.
Таким образом, формирование творческих коллективов, попытки сблизиться
насколько это возможно, хотя бы на уровне профессиональной деятельности – одна из форм бегства талантливых (а порой
и гениальных) людей от собственного одиночества, и, как это ни
парадоксально, от собственной незаурядности.
Особый интерес
представляет существующая в жанре
живописи своеобразная методика по
преодолению одиночества. Речь идет
о феномене автопортрета. По мысли
исследователя художественного творчества Э.П.Юровской, именно в автопортрете «художник себя идентифицирует для явления
перед другими, для диалога с другими, для прямого обращения к другим» [7;321]. Автопортреты иногда бывают и эпатажны, и
сатиричны, и выполнены в не совсем традиционной манере, но это всегда – диалог
с миром. Художник посредством
автопортрета предлагает начало такого диалога, становясь стартовой
точкой коммуницирования, представляя
себя и собственное видение себя на
суд зрителя. С другой стороны, создание
автопортрета, по мысли того же автора, необычайно сложный в психологическом
смысле акт, ибо становится возможным только «благодаря метаморфозе – видящий
становится одновременно и видимым. Для создания автопортрета художник должен
увидеть себя как бы со стороны, как другого, и вступить с ним во внутренний
диалог»[7;320]. Таким образом, очевидно,
как справедливо отмечает социолог О.Н. Козлова, что стоящие перед любым
творческим человеком задачи «решаются лишь при условии максимального душевного
напряжения»[2;138] .
Одиночество творца
является важным фактором еще одной закономерности – любовь творческого человека
зачастую бывает трагична. Выбор творческой личности, даже при безответном чувстве, очень долго не
подвергается им сомнению. Порой художник
впадает в своеобразную зависимость от такого выбора. Если творческий человек
чувствует себя отвергнутым, эта потеря
воспринимается и переживается им гораздо острее, чем что бы то ни было, и может
привести к суицидальному избавлению от
душевного страдания. Ценный вклад в мировую культуру творческих людей стоит им
неустроенной личной жизни, отсутствия друзей, подорванного физического и
психического здоровья. Как следствие этого - лихорадочный поиск другого такого
же или
отдаленно похожего на себя человека.
Выделение перечисленных
особенностей автор считает вполне обоснованным, так как все они – отличительные
черты, характеризующие девиантных творцов – одиночек. Причем чаще всего
творческим людям присущи не одна - две такие характеристики, а их комбинация. Это делает их жизнь особенно
сложной и драматичной. Выводы автора прекрасно иллюстрирует высказывание
французского художника-импрессиониста
Камиля Писсаро (1830-1903): «Я заранее знал, что Ван Гог либо сойдет с
ума, либо оставит нас всех далеко позади. Но я никак не предполагал, что он сделает и то, и другое» [4;49].
Следует отметить, что
одиночество творческой личности усугубляется не только личными качествами, но и
социальными условиями. Довольно нередким оказывается признание творческой
деятельности кого бы то ни было уже
после смерти. Непонимание, чувство собственной заброшенности, ненужности
своей Родине становится причиной глубоких переживаний и личных трагедий в среде
творческой интеллигенции, будь то представители искусства или науки. Кроме
того, творческий человек незащищен социально, да и его духовные ценности не
предполагают крепкой материальной базы.
Другим важным моментом является тот факт, что
человек-Художник зачастую живет в
оппозиции к социуму. Она может проявляться и демонстративным молчанием, и
открытым протестом, и асоциальным поведением (пьянством, наркоманией,
бродяжничеством, хулиганством). Творчество и социум антагональны, ибо творчество
является своеобразной формой девиантного поведения, невыгодной социуму. В таких
условиях творческая личность испытывает двойное давление – и внутреннее, и
извне. По этой причине чувство одиночества у творческого человека - это привычное состояние, в котором проходит
его жизнь. Более того, только в этом состоянии художник способен на выход за
пределы субъективного и на создание
значительного, всеобъемлющего,
общечеловеческого.
Все обозначенные аспекты
подчеркивают значимость и важность междисциплинарных исследований по всем видам
творческой деятельности, а проблемное поле
показывает необходимость внимания
к творческим людям со стороны социальных
служб, общественных организаций. Творчество всегда нуждается в поддержке, а
творческие люди – в опеке и защите. Их
непростой внутренний мир, неустроенность, бесприютность, тяжелое материальное
положение заставляют максимально чувствовать всю тяжесть жизни.
Учитывая, что эти люди
несут на своих плечах духовную жизнь общества, мы обязаны быть бережнее к творцам,
не усугубляя ту громадную пропасть, которая разделяет их духовный мир с миром,
их окружающим. Она и без того огромна.
Но посредством собственного творчества, Художник дает всем нам, вне
зависимости от возраста, профессии и душевной организации, шанс пройти
над пропастью мещанства и серости
по узкому мостику и прикоснуться к красоте, истине и гармонии.
Творческий человек всегда одинок. Он один на один с реальностью.
И реальность требует от художника его классического метода, суть которого - в
жертвенном подвиге. Ведь основной
«метод искусства…строится на том, что человек забывает себя…ради красоты
и справедливости» [5;9].
Список литературы:
1. Бердяев Н. «Я» и мир объектов: Опыт философии одиночества и общения. - М.: АСТ, 2007.-381 с.
2. Козлова О.Н. Социология духовной
жизни. -М., 2004.
3. Откровенные рассказы странника
духовному своему отцу. - К.:
«София», М.: ИД
«София»,2004.-224 с.
4. Ревалд Дж.
Постимпрессионизм.-М.,1962.
5. Фаворский В.А. О художнике, о
творчестве, о книге.- М.,1966.
6. Федоров И.А. Пролегомены социологии
духовных
коммуникаций.- СПб:
Наука,2007.-312 с.
7. Юровская Э.П. Автопортрет как
культурная самоидентификация
художника // Метаморфозы творческого Я художника / Отв. ред .
О.А.Кривцун.- М.: Памятники
исторической мысли, 2005.-376 с.