Экономические
науки/14. Экономическая теория
Барковская Т.Д.
Марийский государственный технический университет,
Россия
«Капитал» Карла
Маркса: из XIX
в XXI
век
«Капитал» - главный
труд Карла Маркса и одна из самых влиятельных книг в истории человечества. Со
времени своего формирования в середине XIX в. Идеи «Капитала» направляли действия политических лидеров и общественных
движений, стали реальным фактором истории, особенно в XX в.
В современном
общественном сознании идеи Маркса неразрывно слились с историческими событиями,
которые, так или иначе, оказались связанными с его именем.
На рубеже XIX –XX в. в критическую для страны
эпоху, идеи К. Маркса нашли широкий отклик среди интеллигенции и послужили
точкой отсчета в спорах об исторических судьбах России. С тех пор они стали
частью интеллектуального багажа целого спектра российских политических
движений: от либералов и социал-демократов до коммунистов и народников.
Сложилась плеяда крупных мыслителей, строивших свои концепции целиком или в
значительной степени на идеях К. Маркса. Среди них были такие люди, как Г.В.
Плеханов, М.И. Туган-Барановский, В.И. Ленин, П.Б. Струве, А.А. Богданов, Н.И.
Бухарин.
На Западе восприятие
К.Маркса прошло иную, но не менее сложную эволюцию. В конце XIX и самом начале XX в. К. Маркс был известен скорее как идеолог рабочего движения, чем ученый.
Его лучше знали в политических кругах левого спектра, чем в академической
среде; в Германии и Центральной Европе, чем в англосаксонском мире. Лидеры
тогдашней академии науки, за исключением австрийца О.Бём-Баверка и итальянца В.
Парето, полемику с К.Марксом к числу своих актуальных задач не относили.
В «Капитале» К.Маркс
решал необычную научную задачу – выстраивал теорию капитализма как развивающегося
объекта. В сжатом виде метод К.Маркса можно охарактеризовать как построение
системы «встроенных» одна в другую теоретических моделей разного уровня
общности и анализ этих моделей для выявления не только внутренней логики их
функционирования, воспроизводящей относительно устойчивые связи и закономерности
в объекте, но также их внутренних противоречий.
Вклад К.Маркса в
экономическую науку можно мерить разными мерками. Во-первых, он выступил
продолжателем традиции классической школы на этапе «достраивания» ее здания. Он
был, по-видимому, первым, кто отреагировал на ключевую проблему, намеченную
исторической школой, предложив способ сочетания теоретического задела
классической школы с принципом историзма. Во-вторых, К.Маркс заявил о себе как
критике классической школы, что, по Гегелю, означало установку на выявление
границ познания на данной теоретической базе и поиск путей выхода за эти
границы. В-третьих, в своей критической позиции К.Маркс выступал не только как
политэконом, но и как философ экономики.
У него было два
сценария эволюции капитализма и каждый из них имеет прямые выходы на современность.
Самый известный сценарии – предвидение грядущей антикапиталистической
революции, выраженное чеканными строками двадцать четвертой главы I тома «Капитала»:
«Централизация средств
производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они
становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается.
Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов
экспроприируют…Капиталистическое производство порождает…свое собственное
отрицание. Это отрицание отрицания. Оно восстанавливает не частную
собственность, а индивидуальную собственность на основе кооперации и общего
владения землей и производственными самим трудом средствами производства».
Этот сценарий стал
фоном для событий конца XX в., связанных с распадом
Советского Союза и рыночными реформами в странах бывшего соцлагеря, - событий, которые послужили контрпримером,
бросающим вызов философско-исторической концепции К.Маркса и соответственно
поводом для переосмысления его места в истории.
Впрочем, правомерно
или нет «короткое замыкание» этих событий на К.Маркса – вопрос во многом
идеологический и потому имеющий мало шансов на скорое решение. Во всяком случае
респектабельный британский специалист по классической политэкономии С.Холландер
счел нужным наполнить в ходе той же дискуссии, что марксистскому прогнозу
противоречило скорее утверждение советской командной системы в начале XX в., чем ее распад в конце столетия, да и собственно
советский опыт не может свидетельствовать против К.Маркса хотя бы потому, что
никакого проработанного проекта коммунистического общества у него не было.
«Отсутствие портрета Маркса на красной площади, - резюмировал Холландер,- не основание для пересмотра историками
марксистской экономической мысли своих исследовательских программ».
Если об актуальности
сценария из тома I «Капитала» еще можно спорить, то
второй сценарий К.Маркса и его поразительные параллели с экономикой конца XX – начала XXI в. говорят сами за себя. Речь
идет о фрагменте рукописи первоначального варианта «Капитала», написанного в
1858г. и посвященного роли науки в экономическом развитии. Этот удивительный
документ, почти на сто лет опоздавшего к читателю и тем не менее казавшийся
поначалу красивой сказкой, в конце XX – начале XXI в. вдруг стал восприниматься как сбывшееся пророчество,
как очерк той самой экономики, основанной на знаниях, которые олицетворяют
передовой эшелон современной экономики и служит прототипом ее обозримого
будущего.
Литература
1.
Маркс
К.Том I: Критика политической экономии /
К. Маркс, Ф. Энгельс.-Сочинения. Т.23, 773с.
2.
Hollander S.
Comment // History of Political Economy, 1995. Vol.27, No1. 170p.