Ятусевич Н.Н.
Белорусский
государственный университет культуры и искусств (г.Минск)
Краткий исторический обзор становления баритон-горна в
зарубежном музыкальном искусстве
В последнее время возрастает интерес к духовому
музыкальному искусству, которое является одним из источников пополнения
духовных ценностей человека и формирования мировоззренческой позиции.
Наблюдается динамика роста учащихся, обучающихся на духовых (как медных, так и
деревянных) инструментах, количество региональных, республиканских и
международных конкурсов и фестивалей, организованных для данной группы
исполнителей.
Однако, наряду с положительными моментами, есть и проблемные стороны в изучаемом поле:
мало известно о таком духовом музыкальном инструменте, как баритон-горн, о его
истории создания и развития; использования в оркестровой и ансамблевой практике.
Поэтому, мы хотели бы акцентировать внимание на эволюционном процессе развития баритон-горна
и определить его как объект нашего
исследования. В рамках предмета
– определение терминологически-смысловых характеристик понятий «баритон-гор» и
«эуфониум».
История баритон-горна (относящегося к семье саксгорнов) отсчитывается
с начала XVIII столетия, когда большинство струнных инструментов достигли
своего совершенства, а многие духовые находились на этапе первоначального
развития и внедрения. Предшественника
семьи саксгорнов, стали использовать для поддержки басовых оркестровых
голосов в военных оркестрах и церковных хорах. Среди исполнителей данный
инструмент получил название «змея», так как форма была подобна змее. Изготавливали
его из латуни или серебра, с шестью отверстиями для пальцев. Мундштук обычно
изготавливался из кости или слоновой кости с глубокой чашкой. Исполнители
должны были обладать хорошим музыкальным слухом, правильным исполнительским
дыханием и способностью передавать
смысл музыкального произведения, поскольку интонация на инструменте была
серьезной проблемой [2].
В 1842 году Адольф Сакс открыл фабрику по производству
духовых инструментов в Париже, где он
получил высокое признание как изобретатель и проектировщик духовых инструментов.
Он создал полную семью однородных медных духовых инструментов от сопрано до
баса, которые являются прямыми антецедентами многих медных инструментов,
используемых сегодня. Эти инструменты применялись, главным образом, в военном
оркестре. Активное распространение данной медной духовой группы повлекло за
собой написание зарубежными композиторами новых музыкальных произведений. В
Германии Вагнер ввёл в оркестр две теноровых тубы, две басовых и одну
контрабасовую тубу. Также для теноровой тубы писали такие композиторы как
Штраус, Холст, Равель. Теноровая туба была схожа по звучанию с тенор-горном, применяемом
в военном духовом оркестре. Тенор-горн в Англии был тем же самым инструментом
как альт-горн в Германии. Тенор-горн в Германии стал баритон-горном в Англии и
баритон-горном во Франции. Баритон-горн в Германии стал эуфониумом в Англии. Хотя
небольшие отличия присутствовали у всех этих инструментов, но диапазон и подача были приблизительно одинаковые.
Многие исследователи не разграничивают понятия
«баритон-горн» и «эуфониум», зачастую взаимозаменяя их. Мы согласны с данной точкой зрения, однако в
Англии духовые и военные оркестры использовали два различных инструмента.
Баритон-горн меньше по мензуре и имеет более яркое звучание. Эуфониум – больше
по мензуре и обладает более сильным и
более богатым качеством звучания. Американские изготовители инструмента предприняли
попытку скомбинировать лучшие качества этих двух инструментов, и результат – баритон-горн
и эуфониум стали взаимозаменяемыми, независимо от используемого инструмента. Много
раз зрители были введены в заблуждение в соответствии с распечаткой программы «солист
баритона», путая инструмент с голосом баритона. Чтобы избежать этого
беспорядка, солиста начали представлять как «солист эуфониума».
Слово Эуфониум получено из греческого «euphonia» - «хорошо
звучащего», точно характеризуя инструмент. Выдающееся качество эуфониума – это глубокое,
богатое качество звучания. Благодаря дополнению 4-ого клапана (квартвентиль)
[1, с.35] появилась возможность не только расширить диапазон инструмента, но и улучшить
интонацию, облегчить определенные технические приемы. При использовании 4-ого
клапана в соединении с другими 3 клапанами можно играть произведения, диапазон
которых ниже фа# малой октавы с легкостью и непринужденностью, и улучшить
интонацию в более низких и в верхних регистрах. Технические аспекты работы были
решены наряду с тональными аспектами так, чтобы солист мог выполнить с непринужденностью
самое требовательное техническое соло
или прием, поддерживая богатое звучание более мелодичных частей. Также для
улучшения качества звучания на баритон-горне используют вибрато, скорость и
глубина которого зависели всегда от исторического периода и музыкального стиля.
Есть произведения, в которых использование вибрато не желательно. Средняя
скорость для исполнения нормального вибрато на баритон-горне - составляет 5-7
ударов в секунду; более частое и преувеличенное, искажает качество звучания [2].
Данное средство музыкальной выразительности должно увеличивать музыкальный
эффект и украшать исполнение. Может быть поэтому, эуфониум до сих пор
сравнивается с коллегой в оркестре - виолончелью.
Баритон-горн быстро получил свое распространение в зарубежном
музыкальном мире и как сольный инструмент. Однако существенной проблемой оставалась
проблема методической литературы и репертуара. Наиболее распространенной нотной
литературой являлись транскрипции и переложения. Исполнители были вынуждены
заимствовать литературу других духовых и
струнных инструментов, а также вокальную литературу. Благодаря этому, репертуар
для баритон-горна приобрел свой особый колорит.
Таким образом, рассматривая проблему становления
баритон-горна как самостоятельного музыкального духового инструмента в контексте
общего музыкального зарубежного искусства, мы предприняли попытку не только
проследить значимость инструмента, но и определить тезаурус основных понятий.
Литература:
1.
Инструменты
духового оркестра / Сост. Б.Т.Кожевников. – М.: Музыка.- 1984.- 140с.