Ятусевич Н.Н.

 

Белорусский государственный университет культуры и искусств (г.Минск)

 

Роль объективных факторов в процессе освоения исполнительского мастерства на баритон-горне

 

Современные требования к профессиональному мастерству в любой сфере человеческой деятельности постоянно возрастают. Это в полной мере относится и к музыкально-исполнительскому искусству. Объектом наших исследований является исполнительство на духовых инструментах, а предметом – выявление тех объективных факторов, которые играют существенную роль в процессе совершенствования исполнительского мастерства на баритон-горне. Актуальность данного исследования заключается в том, что экспериментальные  поиски специалистов в области методики преподавания игры на баритон-горне в значительной степени обеспечивают поиск эффективных путей  освоения этого ведущего духового музыкального инструмента. Кроме этого, ряд специалистов акцентирует свое внимание на необходимость в научных исследованиях выявлять даже более частные компоненты исполнительского мастерства на этом инструменте. Благодаря этому, изучение различных аспектов педагогического процесса исполнителей на баритон-горне является более осмысленным, целенаправленным и результативным, а объективное изложение преподавателями основ методики обучающимся в значительной степени способствует овладению исполнительским мастерством в более ускоренном режиме. Значимость проведённого исследования заключается в том, что до этого времени подобные исследования не проводились, а его результаты впервые вводятся в научный оборот.

Анализ специальной литературы позволяет сделать вывод о том, что специалистами духового искусства рассматривались различные вопросы в этой области. Так, Я.Гуревич в своей работе обращается к такой проблеме, как строй и интонация на духовых инструментах [1, с.49-68]. Проблемы усовершенствования моделей музыкального инструментария рассматривает А.Коротеев [2, с. 32-39]. Вопросам технологии освоения исполнительского мастерства игры на духовых инструментах посвящена работа А.Федотова [4], а эту же проблему относительно только трубы рассматривают в своих работах такие специалисты, как Н.Волков [3] и Ю.Усов [5; 6].  Исходя из того, что обозначенная нами тема и предмет исследования не рассматривались в специальной литературе, в ходе проведенного исследования возникла необходимость анализа вопроса о более осмысленном формировании и развитии исполнительских навыков игры на баритон-горне. Мы полагаем, что от решения этого вопроса во многом зависит отношение педагогов не только к использованию накопленных исполнительских приемов обучения игре на инструменте. Специалистам необходимо также обращаться и к результатам, отраженным  в методических работах и  научных материалах в области исполнительства на духовых инструментах, а на основе их изучения и осмысления добиваться активного внедрения полученных результатов в ходе научных и творческо-педагогических изысканий в практику повседневной педагогической работы с исполнителями на баритон-горне.

Обратимся к основным результатам исследования. В ходе изучения обозначенной нами проблемы выяснилось, что лучшим вариантом отношения к экспериментальным исследованиям   педагогов-духовиков является тот, когда в основе педагогического, исполнительского и экспериментально-творческого процессов находится, прежде всего, принцип сознательного отношения ко всем исполнительским трудностям, вплоть до обстоятельного научно-экспериментального изучения этих вопросов. На наш взгляд, большое значение в этом плане имеет целый ряд факторов, которые тем или иным образом оказывают влияние на процесс звукообразования и интонирования при игре на баритон-горне. Среди их многообразия мы дифференцируем две основные группы: 1) группа объективных факторов; 2) группа субъективных факторов. Как бы мы не детализировали составные компоненты целостного процесса исполнительства, очевидным является тот факт, что многочисленные компоненты игры на баритон-горне, как, в прочем, и на других музыкальных инструментах, обязательно находятся в тесном взаимодействии. Однако в данной статье мы хотели бы более детально проанализировать и сконцентрировать внимание на объективных факторах.

Рассмотрим группу данных факторов исполнительского процесса на баритон-горне. К ним мы относим, в первую очередь, качество изготовления самого инструмента (материал, конфигурация модели, механика и т.п.). Оптимальная модель качественного инструмента – это необходимое условие для достижения высокохудожественного исполнения. Однако понятие «хороший инструмент» требует уточнения, так как оно часто носит и субъективный характер, который обусловлен уровнем исполнительской квалификации исполнителя.

В ходе развития духовой музыки идет постоянный процесс улучшение конструкции медных духовых инструментов, об этом ведёт разговор в своей научной публикации А.Коротеев [2, с. 32-39]. Попытки разработать и рассчитать на основании математической теории их строй предпринимались еще в 1920-х –  30-х годах. Особое место здесь занимают работы Я.Гуревича [1, с.49-68], которому удалось теоретически рассчитать влияние на строй расширения звукоряда, развертки раструба, акустического сопротивления входного отверстия, формы мундштука. В экспериментальных исследованиях была подтверждена линейная зависимость возбудителя колебаний (губ) и столба воздуха в канале инструмента.

Важное значение для процесса звукоизвлечения и интонирования имеет мундштук. Из практики известно, какое значение оказывают его размеры, форма и конфигурация на интонацию, тембр, окраску звуков различных регистров, качество и легкость звукоизвлечения, утомляемость губ. В идеальном случае мундштук должен удовлетворять следующим требованиям: производить богатый, полный, хорошо сфокусированный чистый тон, создавать возможность хорошей атаки и плавного перехода от звука к звуку, позволять получать как верхние, так и нижние звуки хорошего качества, обеспечивать точность высоты тона и все это без отрицательных воздействий на амбушюр (франц. еmbouchure- буквально у рта - совокупность мышц лица, губ, языка в момент приведения в действие для извлечения звука [2, с.3]. Но, к сожалению, выполнение всех условий в полном объеме пока невозможно, т.к. интонационная чистота при игре на духовых инструментах в значительной мере зависит от самого исполнителя.

Наряду с этим субъективным фактором существует и объективный: количество вентилей (трех или четырех) баритон-горна, которое облегчает или усложняет продувание инструмента. Важное значение здесь приобретает исполнительское мастерство исполнителя, его артикуляционные навыки, правильное выполнение штрихов, техники языка и вибрато. Умелое использование дыхания является и субъективным фактором (с помощью его можно провести художественную линию исполнения) и объективным фактором (тембровое звучание зависит от качества инструмента).

Таким образом, объективные факторы оказывают важное воздействие на процесс звукоизвлечения на баритон-горне, и, в конечном результате, на исполнительское мастерство баритониста. Качество инструмента и конструкция мундштука - те необходимые объективные компоненты, из которых слагается профессиональное мастерство игры на баритон-горне. Однако нельзя недооценивать значимость субъективных факторов (амбушюр и дыхание исполнителя, владение техникой языка, артикуляцией, штрихами, приемами вибрато, а также управление тембром), которые являются неотъемлемой составной частью убедительного и качественного художественного исполнения, которые будут рассмотрены нами в следующей работе.

 

Литература:

1.     Гуревич, Я. О строе медных духовых инструментов/ Я.Гуревич // Сб. научн. трудов НИИ муз.промышл.- М.; Л.: Гизместпром РСФСР.- 1941.- с.49-68.

2.     Карацееў А.Л. Удасканаленне музычнага iнструментарыя як фактар павышэння мастацка-выканаўчага ўзроўню духавых аркестравых калектываў (гiсторыка-тэарэтычнае асэнсаванне праблемы) / А.Л.Карацееў // Пытаннi культуры i мастацтва Беларусi. –  Мінск: Вышэйшая школа, 1991. – Вып. 11.   С. 32-39.

3.     Техника игры на трубе в верхнем регистре (методические рекомендации) / сост. В.В.Волков// Мн.- 1984.- 25с.

4.     Федотов, А. Методика обучения игре на духовых инструментах/ А.Федотов // М.: Музыка.- 1975.- 159с.

5.     Усов, Ю.Н. Методика обучения игры на трубе /Ю.Н.Усов // М.: Музыка.- 1984.- 216с.

6.     Усов, Ю.А. Труба: Популярный очерк / Ю.Н.Усов //- 2-е. изд.- М.: Музыка, 1989.-64с.: ил.

7.     Why Not TRY the Best. Yamaha Mouthpieces for Woodwind & Brass Instruments. – Printed in Japan [WA-28R2, 01315]. – 38 p.

8.     Yamaha Signature Series Mouthpieces. – 01320 Printed in Japan [W-210R3]. – 30 p.