Шамедько Надежда Владимировна
Калининградский юридический институт МВД РФ, Россия
Педагогическая концепция А.Т. Болотова (1738-1833)
Андрей Тимофеевич
Болотов - русских просветитель, философ, педагог-практик, детский писатель. Педагогическое
наследие А.Т. Болотова представлено семейным воспитанием и образованием,
театральной педагогикой, литературой для детей, организаторской деятельностью в
образовании. А.Т. Болотов – создатель интересной педагогической концепции.
Термин «концепция» определяется
как «система взглядов, выражающая определенный способ видения («точку зрения»).
Концепция - исходный способ оформления дисциплинарного знания, объединяющий в
этом отношении науку, теологию и философию как основные дисциплины, сложившиеся
в европейской культурной традиции [209]. Основанную на научных,
теологических, философских знаниях и мировоззрении совокупность гуманистических
воспитательных и образовательных, теоретических представлений и изысканий А.Т.
Болотова и их разностороннюю практико-ориентированную творческую реализацию, можно
обозначить как его «педагогическую концепцию».
Педагогическая концепция
А.Т. Болотова, представляет собой синтез достижений современной ему
педагогической теории и практики, сочетание традиционных элементов прошлого
опыта и новых знаний, обусловленных общественным и научно-техническим
прогрессом. Её источниками являются:
а)
новое педагогическое мышление, представленное трудами европейских и
отечественных педагогов- просветителей, с которыми ознакомился А.Т. Болотов (в
его воспоминаниях и иных трудах мы находим отзывы о педагогических трудах Ж.-Ж.
Руссо, Л. де Бомонт, С.-Ф. Жанлис, Вольтера, Гельвеция, и др.). Обобщение
педагогического опыта путём чтения, осмысления, конспектирования,
«переделывания на русский лад» прочитанного занимало существенное место в
подготовке А.Т. Болотова - детского писателя и педагога;
б)
общетеоретические знания, сформировавшийся к началу педагогической и
литературной деятельности А.Т. Болотова, уровень развития общественных и
естественных наук, которыми он успел овладеть;
в)
элементы народной педагогики. А.Т. Болотов обращался к педагогическим ресурсам
и потенциалу крестьянского воспитания, к воспитательным возможностям
православной церкви.
Когда А.Т. Болотов
начинал свою педагогическую деятельность, его практическое знакомство с
педагогикой ограничивалось воспоминаниями о собственном образовании. Однако ему
посчастливилось испытать воздействие действительно талантливых и знающих
педагогов, каким был, например, выпускник Лейпцигской академии г. Чаах, обучаться
в пансионе для благородных детей в Петербурге, посещать лекции оппонента И.
Канта магистра Веймана и публичные диспуты в Кёнигсбергском университете. Первичный
недостаток практических умений и навыков не помешали ему с энтузиазмом
приниматься за педагогическую деятельность, реализуя тем самым и параллельно
продолжая развитие своей концепции.
Согласно современным
научным представлениям, любая педагогическая концепция должна состоять из трёх
обязательных компонентов: концептуальной основы, содержательной и
процессуальной частей [205: 21].
Философский фундамент концепции А.Т. Болотова - его мировоззрение, построенное на основе
восприятия догматов православного вероучения и трудов философов немецкого
религиозного Просвещения, в частности, богослова Х.А. Крузиуса. А.Т. Болотов
осознанно построил свою концепцию на позициях теософии, антропософии, гуманизма
и своей собственной философии счастья, достижения жизненного благополучия, и
это отчётливо видно из его трудов.
Содержательная часть обучения в педагогической концепции А.Т. Болотова
– это совокупность целей и содержания обучения. Перед самим собой и своими
воспитанниками он ставил общие (поспешествовать истинной пользе молодых людей)
и частные (овладение определенными учебными предметами, знаниями) цели; кроме
того, выделяются в целеполагании А.Т. Болотова и внешние цели – угодить
родителям обучаемых детей, а в случае с литературными трудами - сделать имя
своё известным в Отечестве.
Содержание учебного
материала, используемого А.Т. Болотовым было авторским, так как из-за
отсутствия каких-либо педагогических и методических изданий он вынужден был
самостоятельно «выбирать из всех наук нужнейшие вещи и предлагать.. приятным и
таким образом, чтоб… дети понимать могли» [4: Т. 2: 46]. В вопросах, касающихся
богословия, устройства Вселенной, физики, ботаники, минералогии, нравоучения и
морали, А.Т. Болотов предлагал учащимся материалы из своей «Детской философии»
(двух опубликованных и восьми оставшихся в рукописи частей). Он обучал детей
также геометрии, географии, рисованию, предметным действиям с различными
инструментами. Содержание конкретного учебного материала он подбирал, используя
различные книги, имеющиеся в его библиотеке, поскольку, изданные к тому времени
немногочисленные детские учебные пособия были ему недоступны.
Процессуальная часть педагогической концепции А.Т. Болотова – это
практическая деятельность по организации учебно-воспитательного процесса,
методы и формы работы его самого и учеников и, возможно, контроль, диагностика,
коррекция всего процесса.
А.Т. Болотов предпочитал
индивидуальные и групповые занятия с детьми в неформальной домашней обстановке:
как правило, он читал им избранные страницы из «Детской философии», устно, с
использованием доступной наглядности и опытов объяснял учебный материал по
физике, географии, геометрии и т.д.
Интуитивно А.Т. Болотов
строил свою практическую педагогическую деятельность на основе принципов
научности и доступности, связи обучения с жизнью, систематичности,
наглядности; сознательности, активности и самостоятельности учащихся;
соединения обучения и воспитания с трудом; эстетизации детской жизни.
Для своих учеников А.Т.
Болотов предусматривал репродуктивные
(часто катехизические) формы работы, поскольку об иных он не знал.
Используя особую
парадигму «цель-средства-результат», предложенную С.И. Брызгаловой [137: 8.]
для оценки и анализа педагогических теорий, систем и технологий, можно обобщить
сущность педагогической концепции А.Т. Болотова. Цель – человек должен
знать и исполнять свои обязанности перед Богом, другими людьми и самим собой.
Иначе говоря, целью воспитания является человек эпохи Просвещения, идеал
которого прописан во всех философских, мемуарных и педагогических сочинениях
А.Т. Болотова. Средства - воспитание и образование через ежедневное общение
и совместную учебно-трудовую деятельность, учебные занятия, нравственные
беседы, чтение с применением специально подобранных (или специально написанных)
педагогических трудов и произведений для детей. Результат – развитая личность,
высокообразованный, культурный, творческий человек, стремящийся к изучению
окружающего мира; убеждённый христианин с твёрдой нравственной и гражданской
позицией. Такой человек сможет служить Отечеству научной, творческой или
государственно-административной деятельностью в соответствии со своими способностями.
Данная концепция
подтверждалась практикой повседневной образовательной, воспитательной,
организаторской, творческой и литературной деятельности А.Т. Болотова.
Литература:
1. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов и др. - Мн.: Книжный Дом, 2003. - 1312 с. URL: http://slovari.yandex.ru/dict/sociology
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии - М.: Нар. образование, 1998. - 255 с.
3. Болотов А.Т. Детская философия, или Нравоучительные разговоры между одною госпожою и её детьми, сочинённые для поспешествования истинной пользе молодых людей. Ч. I, II.– М.: Тип. Моск. ун-та, 1776-1779.
4. Брызгалова С.И. Введение в научно-педагогическое исследование. - Калининград: Изд-во КГУ, 2001. - 149,[1] с.