Журавлева Т.П.

Пятигорский Государственный Лингвистический Университет

Одиночество в этимологическом,

психологическом и историческом аспектах

Мы входим в мир одинокими и одинокими покидаем его.

Зигмунд Фрейд

Одиночество или «один существую» - одна из главных проблем наших дней, можно сказать «чума XXI века».  В наших представлениях – это скорее некое эмоциональное, душевное состояние человека, которое вызвано отсутствием близких ему людей, состояние изолированности субъекта от других индивидов. (Психологический, 2003:305)

По сути - это основа человека, которая пронизывает его всю жизнь. В своих попытках бегства от одиночества он все более углубляется в единственность своего существования, в общение со своим собственным «Я». Целью статьи является анализ данного явления человека с позиций различных аспектов: этимологического, психологического и исторического.

Этимологически слово «одиночество» произошло от греч. «monas» (единица, единое, которое использовалось для обозначения фундаментальных элементов бытия в доклассической и классической философии),  что означало «остаться одному», «быть без других», т.к. они нас покинули, либо мы их покинули, чтобы вести монашескую жизнь.

В латинском языке слово «solitude» означает «покинутость», «быть без кого-то, кого в данный момент не хватает». Это слово произошло от sed-dus, что переводится «оставаться сидящим на одном месте, когда другие ушли». Во французском языке «solitaire (lieu, seul, sentiments, personne)» - «один, одинешенек». 

1.     В русском языке истолкование слова одиночества мы находим у В.В.Виноградова. Это означает человека, живущего совершенно одного или  бессемейного человека (крестьянин, годный в рекруты). (http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov)

В немецком языке «ains» (гот.) «alone»= «allein» (etwa “ganz einzig”), “einsam” (“alleinsam”, etwa “allein und nur allein”). Einsamkeit ist die Leere außer und innerhalb des einzelnen verlassenen Wesens. (www.wiki.de) „Einsamkeit“ – особое состояние одиночества, которое проходит длительный период, например отшельничество, одинокое душевное состояние вдали от оживленного мира.

С точки зрения этимологии в проанализированных языках эти слова имеют приблизительно одно и то же значение.

Проанализируем психологический аспект явления «одиночества».

Что же несет в себе чувство одиночества? Попробуем присмотреться к людям, кого наиболее тяготит это чувство и объяснить, почему это происходит. Каждого из нас когда-то охватывало это мучительное чувство, которое имеет элемент неожиданности своего проявления, затянувшись, перерастает в хроническое переживание отверженности, заброшенности, неприкаянности, уничтожает жизненные силы человека.

Любой из нас как индивид по-своему уникален. Но мы должны признать, что каждый приходит в этот мир один и уходит один как рождение и умирание. Появляясь на свет, единственное к чему мы стремимся и чего мы ищем, и что заложено в каждом из нас самоинстинктивно – так это поиск защиты, защиты от неизвестного нам, т.е. защиты от самой  жизни. (Карасев, 2009:11)

Например, уже в самом акте родов при первоначальном появлении человека на свет заложена возможность одиночества. Потому что нарушение абсолютного единства – внутриутробного единства матери и ребенка, «разрезание пуповины, соединяющей их, приводит к ощущению трагической выброшенности в мир». (Хамитов, 2000:102) Чувство одиночества часто отождествляется  с проявлением чувства страха перед неизвестностью, перед самой жизнью. Человеку жизненно необходима забота и ласка, которые в первые годы жизни у нас ассоциируются с матерью. Она, окружая своей  лаской, готовит нас к дальнейшей жизни.

Следующий и самый основной этап – юность. Она связана с потребностью в близком партнере противоположного пола. В это время проявляется генетически заложенный инстинкт продления рода. Это этап осмысления самопознания себя как личности.  

Абсолютное преодоление одиночества на этом этапе приходит через любовь, не стоит ее отождествлять с подражательным чувством влюбленности. Человек как существо половое, половинчатое стремится к целостности через любовь и дружбу. Социальный институт, соединение полов в семью не всегда является окончательным преодолением одиночества: только через истинную любовь, через полное отражение другого в себе и себя в другом возможно преодоление одиночества (http://www.vehi.net/berdyaev/).

Однако преодоление одиночества познается в целостном единении с Богом, некоторые из нас выбирают для себя именно этот путь: переосмысление своего собственного «я», познание глубины своего существования через общение с «ты» (с Богом).

В более зрелом возрасте быть одиноким не означает обязательно быть одному, можно даже в толпе чувствовать себя покинутым, оторванным, забытым, обделенным, потерянным и ненужным.

Например, писательское творчество, гениальность заведомо обрекает индивидуума на одиночество. Американский  драматург Теннеси Уильямс признался однажды: «Все мы отбываем заключение в одиночной камере своего «Я» (Лабиринты одиночества, 1990:25). Писатель может творить и говорить свободно только наедине с самим собой, запершись в одиночестве и порвав всякий контакт с миром. Только в моменты глубокого одиночества он начинает воспринимать, чувствовать, творить свою культуру, мыслить и жить.

Таким образом, с психологической точки зрения каждый человек проходит этап одиночества от начала до конца жизни независимо от характера деятельности, образования, ценностей и мировоззренческих взглядов.

Обратимся к историческому аспекту феномена одиночества.

Как и когда на самом деле возникло одиночество? Было ли одиночество извечным спутником человечества?

Одиночество, как и любое другое явление, имеет свою историю, которая уходит  корнями в древнегреческую мифологию и философию, где происходят первые попытки осознания человеком своего бытия и предназначения.

 Например, Прометей, Сизиф, Нарцисс и царь Эдип обречены на одиночество. Их обреченность с точки зрения античной ментальности воспринималась как негативный элемент – это рок; кара судьбы; божье возмездие за гордыню, дерзость, мудрость, высокомерие и попытку обмануть богов.

Одиночество того времени несло в себе и положительный заряд. Афины – это было единственное место, где позволялось жить мудрецам-философам. Это обусловливалось необходимостью отдаленности от толпы и уединения и несло в себе положительный заряд. Главный для мудреца-философа девиз: «Познай самого себя!» (Сократ). Мудрец-философ, человек находящийся в постоянном поиске самого себя, восхваляя свою жизнь, он доходит до истинного блаженства, становится подобный Богам.

Дружба обозначала элемент устроенности, сплоченности общества и лекарство от одиночества, «… жажда целостности и стремление к ней …» (Платон, 1993:38). Все творчество Платона было направлено на увековечивание памяти друга и наставника Сократа.

Аристотель же различал два вида дружбы: дружбу, основанную на удовольствии и дружбу взаимной полезности на общее благо. При желании познать себя мы смотрим на другое «Я», на друга. Это увеличивает ценность дружбы. «Праведность и счастье индивида могут иметь место только в контексте разумно устроенного общества» (цит. по: Лабиринты одиночества, 1990:59).

В последующем при эллинском периоде развития греко-римской культуры путь индивида к спасению приобретает индивидуалистический характер, одинокий путь. Это время определяется временем борьбы за самодостаточность, люди «сотворяют души для себя» (там же).

В этот период отчетливо выразились две философские школы: эпикуреизм (стремление человека к независимости от внешнего мира, к внутреннему покою) и скептицизм (настаивание на отрицании реальности, свойственная неудовлетворенность жизнью, тем самым утверждение своего собственного «Я» как реальность, целостность и субъективность, как некое инобытие в отношении отчужденного бытия внешнего мира). «Все лишь кажется», - говорит скептик, противопоставляя друг другу ощущаемое, видимое и мыслимое.

С развитием христианства возрастало щемящее чувство одиночества, покинутости и обездоленности. Осмысление своего собственного "Я", понимание своей покинутости из-за отделенности от Бога, отсутствия Бога в душе (там же, 61).

В эпоху Средневековья в европейской христианизированной культуре господствовала тема смерти. Повальная эпидемия чумы, которая появилась беспричинно из ниоткуда и также исчезла в никуда. Облик одиночества накладывался на прокаженного, изгнанного из церкви, как гнев Божий.

К завершению эпохи Средневековья произошел медленный сдвиг: человек пытался облегчить свое чувство изоляции не через обращение к абсолютному, вечному, к Богу, а к себе лично, как универсальной сущности. Такая направленность интересов не оставила без внимания XV -  XIX века (там же).

XV век ознаменовался у художников развитием жанра автопортрета, проявлением интереса к собственной личности. Раскрепощенная фантазия становится культурным феноменом эпохи. Эту творческую свободу в последующем назовут гениальностью. Гениальность всегда сопутствует безумию  в большей или меньшей степени ее проявления. Гении изначально обречены на одиночество, даже если их любят, понимают и ценят. Идейный стержень эпохи Возрождения – гуманизм, надежды на человеческие силы и способности преобразования мира. Человек рассуждает о самом себе, о смысле и цели своего бытия. Разум определяет человека человеком и закрепляет его закономерное личностное одиночество.

XVII в. – "век гениев" и "век философской мысли". Достаточно лишь упомянуть философов того времени: Декарт, Паскаль, Спиноза, Лейбниц. Этот век, унаследовав от эпохи Возрождения поклонение разуму, гуманизму и духу вольнодумства, внес свой вклад в становление "личности".

У Р.Декарта чувствуются эгоцентрические предпосылки абсолютной субъективности и метафизического одиночества. Отсутствие Бога в душе обрекает на одиночество.

Блез Паскаль был великим ученым, математиком, физиком. Увидев величие звездного неба, Вселенной, он осознал две бесконечности – большую и малую и ощутил насколько ограничен и недостаточен человек  в своих возможностях: он всего лишь пришелец и одиночка в этом мире (Лабиринты одиночества, 1990:87). Человек по его мнению: «Ничто в сравнении с бесконечным, все в сравнении с ничтожеством, средина между ничем и всем…» (цит. по Покровский, 2008:74)

Спиноза находит ответ для Паскаля: пространственную, бесконечную субстанцию он называет «Богом», который любит себя и все что находится в нем (малое пространство), т.е. человека.

Другой выдающийся философ и математик Гольфрид Вильгельм Лейбниц, чья философия строилась на самосознании собственного «Я» и его знаниях о внешнем мире. В основе всех его работ лежит учение о монадах. Монады – абсолютно индивидуальные, единичные духовные субстанции, которые лежат в основе мира. По мнению Лейбница монады довольно самодостаточны, замкнуты в себе и им не нужны внешние влияния  от других субстанций (там же:75).  В последующем эти монады будут отождествлять с личностью. 

В эпоху Просвещения  особое место отводилось человеческой природе: чувствам, страстям, эмоциям и интуиции. И Кант отдает большое предпочтение  цивилизации, которая позволила человеку выбраться из животного состояния, научила  владеть своими чувствами и эмоциями, дала возможность увидеть себя как существо общественное, которое принимает во внимание и другое человеческое существо.

Романтики XVIII века находятся в своем уединении от общества, что помогает им сохранить свою индивидуальность. Исходя из данной исторической хронологии, мы можем сказать, что полная физическая изоляция от общества перестает быть единственным условием возникновения одиночества.

Извечный вопрос Канта: «Что есть человек?» становится определяющим эпохи XIX века. Система Г.В.Гегеля оказала значительное влияние на образ мышления эпохи. Гегель разгадал диалектику вещей, как универсальную теорию развития всего сущего в мире.

По Гегелю, человек  прокладывает свой надежный путь в истории и этим определяется его самопознание, даже если большое и малое пространства ему не рады. В его представлениях человек  выступает как субъект духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума. Негативную проблему одиночества Гегель рассматривает как проблему не в самом человеке, а как социальную «болезнь» системы (Лабиринты одиночества, 1990:92-100)

Л.А.Фейербах в своих учениях видит человека как высший предмет философии. Считает, что сущность человека заключается в общности, в единстве человека с человеком, в единстве «Я и ТЫ», где также возможно  преодоление одиночества или отчужденности.

По мнению Ф.Ницше, каждый человек «эмбрион человека будущего, настоящего представителя истинной породы» (там же:103). Сверхчеловек, в его трактовке, это не истинно замкнутый одиночка, это человек, который себя может назвать истинно великим. Он возвышается над «базарной толпой» и не нуждается в поддержке и понимании. Это будущая элита, творческая натура, которая в своих духовных исканиях не находит понимания. Впрочем, если мы оглянемся на нашу сегодняшнюю ситуацию, то столкнемся с растущим количеством таких людей. Но мы не должны забывать также, что с развитием урбанизации с конца XIX века переселение огромных масс населения в большие города привело к обезличиванию людей. Одиночество стало сопутствующих символом. Именно это мы и наблюдаем сегодня в нашем обществе.

 Исходя из вышесказанного, выясняется, что происхождение  и значение слова «одиночество» совпадает в проанализированных языках, что данное явление характерно для любого человека. История феномена одиночества - это история и вместе с ней философия всего человечества, истоки которой можно найти уже в античности и проследить ее развитие до наших дней. Каждая эпоха человечества имела свои характерные черты и особенности этого феномена.

В дальнейшем планируется провести семиологический анализ феномену одиночества со стороны семантики, синтаксиса, прагматики  и его (феномена) бытования в тексте.

Закончить статью хотелось бы словами Н.Гумилева:

Есть Бог, есть мир;

Они живут вовек.

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Почему-то только в трудную минуту, в минуту отчаяния или переживания одиночества мы вспоминаем о Боге.

Литература

1. Карасев Ю.//Знамя Майтрейи – Томск, 2009 №3, с.11

2.     Лабиринты одиночества под ред. Н.Е.Покровского. М., 1990

3.     Платон. Собр.соч. В 4 т. Т.2.- М.: Мысль, 1993.- 528с.  

4.     Покровский Н.Е. Универсум одиночества: социологический и психологические очерки/ Н.Е.Покровский, Г.В.Иванченко.–М.: Университетская книга, Логос, 2008, с.63-75, 189-192

5.     Психологический словарь под ред. Ю.Неймера - Р-н-Д.:«Феникс» 2003

6.     Хамитов Н. Философия и психология пола, Киев «Ника-центр», 2001

7.     http://www.vehi.net/berdyaev/mirobj/03.html/31.03.09

8.     http://azbyka.ru/stihi/gumilev/gumilev_est_bog_est_mir.shtml/14.04.09

9.     http://etymolog.ruslang.ru/vinogradov.php?id=odinotschestvo/05.01.09

10. www.wiki.de