Философия/2.Социальная философия
Пророчук Н.Ю.
преп.
Погребная В.Я.
Донецкий национальный университет экономики и
торговли имени Михаила
Туган-Барановского, Украина
Виртуальная
реальность как эстетический феномен ближайшего будущего
Сегодня проблемы виртуальной
реальности привлекают все большее внимание исследователей самых разных
дисциплин, в том числе и философии. Большое значение для современного человека имеют открываемые компьютерными технологиями новые возможности удовлетворения важнейших потребностей человеческого духа, связанных с
прорывом за границы реального. Одну из таких возможностей человеку издавна
давал эстетический опыт, прежде всего, опыт искусства. И хотя вопрос о наличии
в искусстве виртуальной реальности не новый в эстетике, сегодня он ставится и
решается совершенно по-новому.
Виртуальная реальность как
художественный феномен - это сложная самоорганизующаяся система, некая
специфическая чувственно воспринимаемая среда, создаваемая электронными
средствами компьютерной техники и полностью реализующаяся в психике
воспринимающего субъекта; особый, максимально приближенный к реальной
действительности (на уровне восприятия) искусственно моделируемый динамический
мир, возникающий в рамках и по законам компьютерно-сетевого искусства.
Целесообразно классифицировать
всю область виртуальности, так или иначе связанной с искусством и эстетическим
опытом, по четырем типам:
1.
Естественная виртуальность - это изначально присущая
человеку сфера его духовно-психической деятельности, реализующаяся в
сновидениях, грезах, мечтах, детских играх, фантазиях;
2.
Искусство как виртуальная реальность. Весь
образно-символический мир, создаваемый искусством, может быть понят как
своеобразный космос виртуальных миров, каждый из которых уникален и полностью
реализуется только в акте эстетического восприятия конкретного произведения
искусства конкретным человеком. В процессе формирования художественных образов
и символов человек активно переживает возникающие в его внутреннем мире события
и состояния как предельно реальные.
3.
Паравиртуальная реальность. К ней относятся две сферы в
художественной культуре прошлого века: психоделическое искусство и всевозможные
наработки элементов виртуальности в авангардно-модернистско-постмодернистском
искусстве, возникающие на базе традиционных "носителей" искусства,
без применения особой техники, прежде всего, электроники. Эти элементы и даже
целые квазивиртуальные миры создаются отчасти осознанно, но чаще всего
возникают самопроизвольно под влиянием всей современной, техногенно
ориентированной атмосферы в культуре, точнее, уже в пост-культуре.
4.
Протовиртуальная реальность. К этой сфере относятся все
формы и элементы виртуальности, возникающие или сознательно создаваемые на базе
или с применением современной компьютерной техники. Здесь можно выделить три
класса виртуальных наработок:
a)
включение элементов виртуальной реальности в новые виды
"технических" (возникших на технической основе) искусств, в
результате чего возникают начальные формы художественно-эстетической
виртуальной реальности (компьютерные спецэффекты в кино, видео-инсталляции);
b)
создание на основе элементов виртуальной реальности
артефактов массовой культуры и прикладных продуктов, содержащих признаки
художественности (компьютерные игры, видео-компьютерные аттракционы,
лазерно-электронные шоу, компьютерные тренажеры);
c)
возникновение арт-практик внутри сети, транслирующих и
адаптирующих к работе интернета традиционные арт-формы (сетевая литература,
виртуальные выставки, музеи, путешествия по памятникам искусства и т.п.), и
появление принципиально новых сетевых арт-проектов (трансмузыка, компьютерные
объекты и инсталляции, сетевой энвайронмент и т.п.), рассчитанных на
аудиовизуальное восприятие без сенсорного подключения объекта к сети. На
протовиртуальном этапе ощущение условной границы между человеком и артефактом
не утрачивается, чувство дистанции сохраняется, полного погружения в
виртуальную реальность не происходит, т.е. эстетический опыт еще не утрачивает
своей традиционно сложившейся сущности.
Таким образом, с помощью активных экспериментов в сферах пара- и протовиртуальности интенсивно нарабатывается новый эстетический опыт, переформировываются менталитет и структура восприятия современного человека с ориентацией на полноценное принятие виртуальной реальности в качестве эстетического феномена ближайшего будущего.
Виртуальная реальность
предполагает совершенно новый эстетический опыт и требует новых, адекватных
методов его изучения, осмысления, описания. Фактически виртуальная реальность
становится для человека XXI века особой квазидуховной средой, в которой он
ощущает себя, тем не менее, вполне материальным существом в материальном мире.
Развитие виртуальной реальности
не имеет предела. Главная проблема, налагающая существенные и принципиальные
ограничения на развитие виртуальной реальности и основанных на ней арт-практик
и нового эстетического опыта, заключается в реальных возможностях человеческой
психики, допустимых пределах ее функционирования в практически безграничной
квазиреальности электронного виртуального мира. Есть основания предполагать,
что эти возможности далеко не беспредельны и не безопасны для человека, в
частности, для сохранения им своей личности.
1.
Бычков В.В. Феномен неклассического эстетического
сознания //Вопросы философии. – 2003. – № 10. – с. 61-71.
2.
Маньковская Н.Б. Виртуалистика: экзистенциальные и
эпистемологические аспекты. – М.: ЮНИТИ, 2004. – с. 328-341.