Адаменко А.А. Головачева А.И.

Донецкий государственный университет управления

Место женщины в Исламе

   1400 лет назад  Ислам дал женщине множество прав, которых не было у нее в западных странах до 17 столетия.

   Согласно американской энциклопедии, в английском общественном праве: вся реальная собственность, принадлежавшая женщине в замужестве, становится собственностью ее мужа - он был уполномочен отдавать в аренду землю, и получать доход от ее использования. В исламском законе женщина имеет полное право владеть собственностью, право на которую она не теряет, выйдя замуж. Женщина также свободна в распоряжении своей собственностью - завещать ее, отдать в аренду, продать, вложить - любым выбранным ей способом без консультации с кем-либо еще.Кстати, мусульманка не обязана менять свою девичью фамилию в браке, она оставляет свою,  - символичная демонстрация того факта, что даже в браке Ислам признает ее свободную законную индивидуальность.

   До конца 1870-х, прежде всего в Англии (а уже позже в других европейских странах), не было такого, чтобы замужняя женщина добивалась заключения контрактов или владела собственностью. Во Франции подобное право не было признано до 1938 года.

Доля наследства

   Во времена пророка Мухаммеда женщины лично были объектом наследования, потому что они рассматривались как часть имущества мужчины. Доисламские арабы были не единственным обществом, имевшим такие взгляды. Коран учредил право женщины на долю наследства и реально установил соотношения,  в которых мужчина и женщина должны наследовать у покойного. Эти определенные доли подсчитаны Аллахом по Его мудрости и не могут быть изменены. И все, что ведет к недопущению точной выплаты наследства, незаконно и недействительно. В Коране есть стих, детализирующий исламское положение о наследстве, который был ниспослан в ответ на жалобу мусульманской женщины Пророку: муж ее сестры взял все имущество ее недавно умершего мужа, несмотря на то, что у нее были две дочери. Всевышний ответил на это:

«Myжчинaм - yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, и жeнщинaм - yдeл из тoгo, чтo ocтaвили poдитeли и близкиe, - из тoгo, чтo мaлo или мнoгo, yдeл oпpeдeлeнный» (сура «Женщины», аят 7)

Исламский закон наследования чрезвычайно детализирован, но наиболее заметны следующие его черты:

1) Величина доли наследства зависит от отношений наследника с умершим;

2) В большинстве случаев мужская доля наследства в два раза превышает женскую. Это результат различных финансовых обязательств мужчины и женщины в Исламе. Ясно, что мужчина нуждается в дополнительной доли наследства, исходя из тех обязательств, которые он имеет не только к своей собственной семье, но также и к своим бедным родственникам, которые могут от него зависеть.

3) Доли, выделенные из каждого наследства, определены Аллахом, а не человеком.

Фактически, пользуясь полностью исламским законом, женщина имеет намного больше привилегий, чем мужчина по следующим причинам:

1)     В период помолвки, предшествующий заключению брака, любые подарки со стороны жениха женщины — ее.

2)     Во время заключения брака она должна получать свадебный дар - «махр» (который обычно приносится в денежной форме), и он становится ее имуществом.

3)     Если женщина имеет какую-то собственность до своего замужества, эта собственность продолжает оставаться только в ее распоряжении и после замужества; ее муж не имеет прав на него.

4)     Даже если жена богата, она не обязана тратить ни копейки на домашнее хозяйство; полная ответственность за ее питание, одежду, проживание, медицинское обслуживание, отдых - на ее муже. Любой доход жены - от вложений или работы - целиком ее и должен тратиться только по ее личному желанию.

5)     В случае развода, если осталась невыплаченной какая-то часть махра, она должна быть выплачена, это становится обязательным немедленно.

6)     Разведенная женщина должна финансово поддерживаться на протяжении «периода ожидания», который следует за разводом, и также обязательна поддержка ее детей.

Разрешено ли мусульманке работать?

   Нет легального обоснования ни в Коране, ни в Сунне пророка Мухаммеда, которое бы запрещало женщине делать карьеру или работать. Действительно, в идеальном мусульманском обществе желательно, чтобы женщина лечила и присматривала за женщиной, и дети женского пола обучались женщиной-учителем в начальной и средней школе. Женщины имеют право на равный уровень зарплаты с мужчинами, выполняющими ту же работу.

   В исламском законе, однако, наиболее важная роль женщины - материнство и домашние дела; если возникает конфликты между ними и карьерой, Ислам утверждает, что материнство должно быть прежде из-за его важности для общества.

   Основная проблема современного общества - результат презрения роли матери, хотя никто не может быть столь полезен, сколь она: ее муж мог бы стать банкротом очень быстро, если бы ему пришлось платить ей за всю работу, которую она делает; иногда она "на вызове" 24 часа в день! Нет большего удовольствия, чем счастливый дом со здоровыми и хорошо воспитанными детьми.

Литература:

1.     Николь Д. Мир Ислама.- М.; Мир книги, 2007,- 192

2.     Интернет

3.     Закович И. Релігієзнавство підручник для вузів.- К.; Вища школа, 2000