Соискатель
Васильева Т.Е.1, к.ф.н. проф. Панченко О.Г.2
1ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»,
Лесосибирский
филиал, г. Лесосибирск, Россия
2АПКиППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, г. Москва, Россия
Н.Ф. Фёдоров о смысле
и назначении музея
В статье третьей Устава Международного совета
музеев записано, что музей – постоянное, некоммерческое учреждение, призванное
служить обществу и способствовать его развитию, доступное широкой публике,
занимающееся приобретением, хранением, использованием, популяризацией и
экспонированием свидетельств о человеке и его среде обитания в целях изучения,
образования, а также для удовлетворения духовных потребностей. Если же прибегнуть к краткому выражению,
вбирающему в себя все перечисленные выше понятия (и все, что из них
естественным образом проистекает), то О.Г. Панченко подчеркивает, что «музей
можно определить как хранилище социальной памяти, заключённой в объектах
природы и предметах материальной культуры» [5].
Известный русский философ Н.Ф. Фёдоров писал:
«Всякий человек носит в себе музей, … ибо хранение – закон коренной,
предшествовавший человеку, действовавший до него … музей есть собрание всего
отжившего, но именно поэтому-то он и есть надежда века, ибо существование музея
показывает, что нет дел конченных … Музей есть, высшая инстанция, которая
должна и может возвращать жизнь, а не отнимать её» [7]. Он считал музеи
нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл
человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу,
способствующими формированию духовности и творческих начал. Н.Ф. Фёдоров
указывал, что деятельность музея выражается не только в хранении, но в
собирании, восстановлении и исследовании: таким образом, музей становится между
учеными, производящими работу исследования, и всеми учебными заведениями;
посредством их он собирает всех неучёных и всё младшее поколение, чтобы ввести
их в область исследования, производимого учёными. Иначе сказать, музей есть
исследование, производимое младшим поколением под руководством старшего
поколения. Он может быть открыт для всех только путём учения: вход в него
ведёт через учебные заведения, через
которые только и может производиться собирание, т.к. воспитание, и есть само
собирание. И таким образом музей будет действовать душеобразовательно, делая
всех и каждого музеообразным» [8]. Это не что иное, как обоснование, с
философской точки зрения, необходимости включения музея в образовательный
процесс.
Образовательную сущность музея теоретически
обосновали Н.Ф. Фёдоров, Е.Н. Медынский, М.Ф. Новорусский и другие [3]. Так, М.В. Новорусский называет
музей «могучим образовательным орудием и, хотя кое-кто считает слово «музей»
синонимом чего-то мёртвого, затхлого и консервативного, при желании легко это
мёртвое хранилище можно опять превратить в храм, где будут цвести науки и
поучаться юноши и старцы» [4].
Инициатива создания Исторического музея в Москве
как общественного учреждения принадлежала общественности. В начале 1880-х годов
многие музеи становятся правительственными учреждениями, подчинёнными
Министерству просвещения.
В Императорском Российском историческом музее
проводилась культурно-просветительная работа. С 1889 года в открытой при музее
аудитории на 700 человек действовал лекторий, проводили свои заседания учёные
общества (в 1890 году – VII Археологический съезд, в 1894 году – I
Съезд русских художников, в 1912 году – Предварительный съезд музейных
работников). В музее постоянно проводились тематические экскурсии, велись
исследования, публиковались научные труды; экспозиции служили формированию
патриотического настроя, уважения к
отечественной истории и воспитанию национальной гордости.
Музейная жизнь в те годы, свидетельствует об
активной музейной деятельности, осознании её необходимости и пользы.
В этот период впервые были опубликованы
(посмертно) труды философа Н.Ф. Фёдорова. Понятие «музей» - одно из центральных
в его философской системе. Впервые в отечественной истории представление о
музее было поднято до высокого уровня важнейших общечеловеческих ценностей,
среди которых автор особо подчёркивал значимость историко-мемориальных
объектов; впервые применительно к музею был использован «системный подход»,
последовательно и настойчиво разрабатывались теоретические положения музейного
дела. В отечественной истории – это единственная попытка развёрнутого
методологического и теоретического обоснования сути и природы музейной
деятельности.
Краткий взгляд на философскую систему Н.Ф.
Фёдорова позволяет понять смысл его педагогической теории. Школа для него
слишком оторвана от общества и реальной жизни – он предлагает максимально
приблизить образование к реальной жизни, следовательно, в его теории важное
место занимает музей [2]. Музей, по мнению Н.Ф. Фёдорова, должен считаться
школой, превратиться в неё. Идея музея раскрыта русским мыслителем на имеющихся
образцах. Факт музея в истории свидетельствует для него неистребимое желание
человечества удержать прошлое, запечатлеть бывшее. Потребность сохранить – это
особое свойство человеческой натуры, в котором выражается подсознательная
надежда продлиться, глубокое убеждение всех живущих, что настоящая смерть – это
полная утрата памяти о них. Музей у Н.Ф. Фёдорова понимается самым широким
образом: это всё то, что хранит материализованную память прошлого. В конечном
итоге, вся опредмеченная деятельность человечества есть уже реальный или
потенциальный экспонат такого музея. Ведь сегодняшний день завтра уже
становится прошлым, факт памяти сдаётся в архив истории. Под определённым углом
зрения весь мир выглядит гигантским, всё пополняющимся музеем. По Н.Ф. Фёдорову
такой угол зрения может быть определён как угол зрения памяти, которая в идеале
должна стремиться к удержанию всего. В этом и заключается суть музея у Н.Ф. Фёдорова.
Музей русского мыслителя это, по существу
грандиознейшее предприятие собирания, хранения, изучения всех остатков прошлого, всех малейших
отпечатков ушедших людей на их делах, вещах, документах, дневниках, преданиях,
книгах, произведениях искусства и т.д. Музей, по мнению Н.Ф. Фёдорова, должен
одушевить познание, дать ему направление в качестве практического дела, он
становится своеобразной формой культа предков, но формой не пассивной, а
действенной [1].
Центральная идея новой музейной педагогики
заключается в том, что хранение должно быть дополнено исследованием, а
исследование должно перейти в деятельность. Поэтому музей должен стать местом
работы учёных, должен обладать техникой, современной аппаратурой. Н.Ф. Фёдоров
был убеждён, что музей должен носить характер не столько пассивного,
созерцательного, поучающего учреждения, сколько обладать функциями активного
помощника наблюдению, экспериментам, выводам. В этом и заключается суть
концепции музейной педагогики русского мыслителя XIX столетия. В работах
Н.Ф. Фёдорова впервые даётся разработанное идейно-теоретическое обоснование
культурно-просветительной деятельности музея и на множестве примеров
раскрывается его воспитательный потенциал. Именно в его наследии обнаружены
принципы рационального использования историко-мемориальных ценностей в
нравственно-эстетическом воспитании разных групп населения. Им показаны пути
комплексного подхода к музею как центру духовной жизни. Его теория отвечала
концепции музейной педагогики, была одной из самых передовых теорий своего
времени, выполняющих функцию стабилизирующего социокультурного фактора [6].
Таким образом, Отечественная музейная педагогика
имеет давние традиции, одну из наиболее передовых в мире теоретическую
концепцию Н.Ф. Фёдорова, положения которой были творчески развиты как в нашей
стране, так и за рубежом.
Впервые в отечественной истории представление о
музее было поднято до высокого уровня важнейших общечеловеческих ценностей,
среди которых Н.Ф. Фёдоров особо подчёркивал значимость историко-мемориальных
объектов; впервые применительно к музею был использован «системный подход»,
последовательно и настойчиво разрабатывались теоретические положения музейного
дела.
Н.Ф. Фёдоров считал музеи
нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл
человеческой деятельности, воплощающими в себе собор, хранилище, школу,
способствующими формированию духовности и творческих начал. Он подчёркивал, что
музей есть исследование, производимое младшим поколением под руководством
старшего поколения.
Литература:
1. Дридзе, Т.М. Язык и
социальная психология [Текст]: учебное пособие / под ред. А.А. Леонтьева. – М., 1980. – 224 с.
2. Карамзин, Н.М. Предание
веков [Текст] / Н.М. Карамзин. – М., 1988. – С. 175.
3. Новорусский, М.В. Музеи
и их образовательное значение. В помощь семье и школе [Текст] / сост. Н.Н.
Бахтин и др. – М., 1911. – С. 12.
4. См.: Там же. – С. 38.
5. Панченко, О.Г. Живой
музей – хранилище культурного и природного наследия (по материалам проекта
«Школьный литературно-краеведческий музей как центр культурной жизни
микрорайона») [Текст] / О.Г. Панченко. – М.: АПК и ПРО, 2004. – С. 4.
6. Соловьева, Н.В.
Формирование гуманистической установки у студентов [Текст] / Н.В. Соловьев. –
Воронеж, 1999. – С. 55.
7. Фёдоров, Н.Ф. Музей, его
смысл и назначение [Текст] / под ред. А.В. Гулыга. – М.: Мысль, 1982. – С. 576.
8. См.: Там же. – С. 606.