Соискатель Васильева Т.Е.1, к.ф.н. проф. Панченко
О.Г.2
1ГОУ ВПО «Сибирский государственный технологический
университет»,
Лесосибирский филиал, г. Лесосибирск, Россия
2АПКиППРО «Академия повышения квалификации и профессиональной
переподготовки работников образования, г. Москва, Россия
Ретроспективный анализ возникновения и развития музееведения как науки
Развитие общества
осуществляется параллельно с возрастанием значения науки во всех сферах жизни.
В эпоху перехода от одной общественно-экономической формации к другой
многократно усиливается воздействие этой закономерности. Без теоретического
осмысления всего накопленного опыта, познания его сущностных характеристик,
закономерностей, иначе говоря, без науки этого добиться невозможно.
Под музееведением понимается
«наука о музейном деле», «наука о музеях» или более узко – «музейная теория».
Музееведение начало осмысливать свою теоретическую систему, понятия, методы и
место среди наук, пройдя долгий путь обобщения практики, систематизации
материала с XVI века. Но только в последние десятилетия формирование
основных понятий, создание элементов общей теории дисциплины стало важнейшим
направлением в ее развитии [3].
Возникновение музеев
следует связывать с общественной музейной потребностью, появляющейся, как это подтверждает
исторический и этнографический материал уже в первобытном строе.
Древнейшие цивилизации,
прежде всего восточные, а затем и античность, имели достаточно развитые
коллекции музейного типа: древнеегипетские «дома жизни», коллекции Ура
(государства шумеров), античные музейоны.
В средние века собрания
предметов особенно активно использовались церковью в виде реликвий для
доказательства истинности религиозных мифов.
С эпохи Возрождения
музейные собрания всё больше рассматривались и как первоисточники науки,
предметные исторические доказательства, используемые для образования и
удовлетворения любознательности, эстетических потребностей: кунсткамеры,
натуралиенкамеры, мюнцкабинеты, муземумы.
В более позднее время
появилось понимание значений музейных собраний для предметной фиксации
общественного исторического опыта, передаваемого от поколения к поколению, а
музея – как хранителя этого опыта, учреждения, сокращающего путь и расширяющего
границы познания [2].
Бурное развитие музеев в
социалистическом обществе потребовало теоретического осмысления природы этого
учреждения, с тем, чтобы полнее использовать его объективные возможности [4].
В советском музееведении
получало всё более широкое признание определение музея как
научно-исследовательского и научно-просветительского учреждения. Эта форма была
закреплена нормативными документами.
Музей характеризовался
как информационное и коммуникативное учреждение, своеобразная периодическая
система [5]. Объект музееведения, это музей, музейное дело как общественное явление.
Предметом музееведения согласно взглядам чеха
И. Бенеша, является совокупность специализированной деятельности, с помощью
которой музейное дело реализует свои социальные функции. Сюда включается как
его «рабочее средство» - музейный предмет, так и вся его институциональная
система [9].
Развернутое
теоретическое обоснование музееведения и предмета его исследования содержится в
работах З. Странского. Он полагал, что предметом музееведения является не музей
как учреждение, а сфера музейной деятельности.
Познание этой
«музейности» в её исторической обусловленности и определялось как предмет
музееведения. При этом «музейностью» считалось свойство предметов быть ценными
для документирования природы, общества [10].
В новейших исследованиях
продолжают развиваться все концепции: конституциональная, предметная и
комплексная.
По мнению поляка В.
Глузиньского, в основе предмета исследования лежит музей «как структура
определённых функций», специфичность предмета исследования он видит, в теории
музейного предмета и теории экспозиции [8].
И. Бенеш, А. Разгон, К.
Шрайнер и другие продолжают развивать подход к предмету исследования,
включающий закономерности музейного дела, разносторонней деятельности музеев, в
основе которой лежат музейные предметы [6].
К. Шрайнер формулирует
предмет музееведения как совокупность свойств, законов структуры и законов
развития, определяющую комплексный процесс комплектования, хранения, изучения,
экспонирования, коммуникации отобранных движимых аутентичных источников
рационального и эмоционального познания.
В XVII
веке И.Д. Майер рассматривал предметы, находящиеся в музее, как реальные,
истинные, могущие сохраняться длительный период. Позднее в характеристике
музейных предметов подчёркивалось курьёзность, раритетность, т.е. редкость.
В «Основах советского
музееведения» под «музейным предметом», понимается подлинник, первоисточник
знаний, несомненное вещественное доказательство существования, как данного
предмета, так и ему подобных. Это определение не потеряло своей основательности
и сейчас. Предметы приобретают музейное значение в связи со своей необычностью
или исчезновением им подобных, важна редкость предмета и применение научных
критериев при отборе предметов.
Для построения
теоретической системы музееведения привлекаются понятия кибернетики,
психологии, педагогики, теории информации, документалистики и других профильных
наук, изучаются проблемы музейной педагогики, психолого-педагогические проблемы
восприятия музейной формы коммуникации.
Музееведение
представляет собой систему знаний, обладает определённой структурной
организацией и включает исторические, теоретические, и прикладные элементы:
- историю и историографию музееведения;
- теорию;
- музейное источниковедение;
- прикладное музееведение.
Для них всех характерна
тесная связь и взаимодействие. Соотношение теории и истории предмета
определяется, по мнению Н.Г. Чернышевского тем, что «… Без истории предмета нет
теории, но и без теории предмета нет даже мысли о его истории, потому что нет
понятия о предмете, его значении и границах» [7].
Коммуникация в музее
происходит посредством распространения информации с помощью литературной
продукции (научные исследования, публикация музейных материалов – изобразительных,
текстовых и др.), с помощью аудиовизуальных средств и через средства массовой
коммуникации.
Деятельность музеев
строится на методических принципах экспозиции как особой формы демонстрационной
коммуникации, на принципах экскурсионной работы, опирающейся на
психолого-педагогические основы.
Предметом исследования
музееведения являются закономерности, связанные с такими объектами, которые
относятся к развитию и природы и общества и в то же время существуют объекты,
работать с которыми без знания других смежных наук невозможно. Из-за
многозначности предмета музееведение следует отнести к разряду
интердисциплинарных, общественных наук, т.к. основным его элементом являются
закономерности, относящиеся к процессам познания и передаче знаний посредством
музейных предметов.
Междисциплинарные связи
носят характер интеграции, взаимопроникновения при котором соединение различных
музееведческих элементов создаёт новое качество. В музееведении взаимодействуют
профильные дисциплины, имеющие совпадающий с ними объект исследования, а также
педагогика, психология, теория информации, документалистика и другие [6].
Термин «музейная
педагогика» возник в 30-е годы в Германии и по истечении времени менял своё
назначение. Первоначально он обозначал определённое направление поля деятельности
немецких музеев, связанное с их участием в школьном учебно-вопитательном
процессе, практикой воспитания в музее.
Музейная педагогика
представляет собой одно из перспективных направлений современной не только
школьной, но и вузовской педагогики, как один из альтернативных подходов к
предъявлению посетителям культурного содержания. Особую значимость музейной
педагогике придаёт то, что в музее культура и история представлены в зримой
«вещной» форме, и они непосредственно связаны с деятельностью направленной на
просвещение населения и повышение его культуры. Сегодня музейная педагогика
значима как носитель воспитательного потенциала, формирующая чувство
патриотизма и любви к Родине.
Образовательно-воспитательня
работа музеев, её ещё называют музейной педагогикой, весьма обширна, так как
некоторые её разделы направлены на занятия историко-познавательными
исследованиями [1]. Таким образом, музеи вносят свой специфический вклад в
научные исследования профильной дисциплины и в соответствии с уровнем музееведческих
знаний ведут актуальные музееведческие, и в том числе теоретические
исследования.
Реализуя свою
образовательно-воспитательную общественную функции, музей участвует в решении
задач распространения гуманизации и демократизации. А задачи музеев по образованию
и воспитанию неотделимы друг от друга.
Литература:
1.
Актуальные
проблемы музейного строительства [Текст]: сборник научных трудов / НИИ
культуры. – М., 1979. – Т. 85. – 159 с.
2.
Музееведение.
На пути к музею XXI века [Текст] / М.: Изд-во НИИК, 1989. – 224 с.
3.
Музееведение.
Музеи исторического профиля [Текст]: учебное пособие для вузов по специальности
«История» / под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста. – М., 1998. – 272 с.
4.
Музеи
России: поиски, исследования, опыт работы [Текст]: сборник научных трудов. Вып.
4. – СПб., 1998. – 172 c.
5.
Научно-просветительская
работа музеев [Текст]: сборник научных статей / НИИ культуры. – М., 1975. – Т.
31 – 163 с.
6.
Ордуханян,
Л.И. Формирование патриотизма у студентов средствами музейной педагогики
[Текст]: дис. … канд. пед. наук / Л.И. Ордуханян. – Владикавказ, 2004. – 191 с.
7.
Рождественская,
Р.П. Патриотическое воспитание подрастающего поколения в истории отечественной
педагогики XIX-XX вв. [Текст]: дис. … канд. пед. наук / Р.П. Рождественская. –
Белгород, 1997. – 208 с.
8.
Чернышевский,
Н.Г. Пропилеи [Текст] / Н.Г. Чернышевский // Полное собрание сочинений. В 15 т.
– М., 1949. – Т. 2. – С. 546.
9. Gluzinski, W. Upod stav muzeologii / W. Gluzinski. – Warszawa, 1980.
10. Museology
– science or just practical museum work // MuWoP, 1981. – S. 11-12.
11.
Stransky, Z. Der Begriff der мuseologie / Z. Stransky. – Brno, 1971. – S. 11.