Педагогические науки/2.Проблемы подготовки
специалистов
учитель Князева В.А.
Общеобразовательная средняя школа
№61
Вопросы организации работы учебного хора
В
вопросах организации учебного хора немаловажным является практика работы с
хором. Практическая работа будущего хормейстера – проблема первостепенного
значения. Без решения этой проблемы невозможно обеспечить достаточно высокий
уровень профессионального воспитания кадров. Очевидно, что проблема
практической подготовки будущих хормейстеров только силами учебного хора решить
невозможно, так как приобретение прочных навыков профессиональной работы с
хором обеспечивается только путем постоянной работы с хоровым коллективом.
Следовательно, решение этой проблемы надо искать за пределами учебного хора.
Опыт работы ряда учебных заведений показывает, что при правильной постановке
учебно-воспитательного процесса роль решающего фактора в практической
подготовке приобретает хорошо организованная производственная практика
студентов с различными самодеятельными хоровыми коллективами.
«Производственная практика с хором
внеучебного заведения является неотъемлемой частью педагогической работы с
молодыми дирижерами. Она должна быть поставлена со всей строгостью и
требовательностью. Поэтому учащимся необходима практическая работа с хором вне
учебного заведения (самодеятельные, школьные хоры)»[1].
Хор - хорово́й
коллектив, пе́вческий
коллектив, музыкальный ансамбль, состоящий из певцов
(хористов, артистов хора); совместное
звучание человеческих голосов.
Хор отличается от вокального
ансамбля (вокального трио,
квартета, квинтета и т. д.) наличием как минимум двух или
более человек исполняющих одну и ту же партию. Хором руководит дирижёр или хормейстер. Руководителя церковного хора называют регентом.
Чаще всего хор включает в себя
четыре хоровые партии: сопрано, альты,
тенора, басы.
Но количество партий в принципе не ограничено т. к. каждая из этих
основных партий может делиться на несколько относительно самостоятельных
партий. Хор может петь в сопровождении инструментов или без него. Пение без
сопровождения называется пением a cappella.
Инструментальное сопровождение может включать в себя практически любой
инструмент, один или несколько, или целый оркестр. Как правило на репетициях хора в процессе разучивания произведения,
написанного для хора с оркестром, оркестр временно заменяется фортепиано; также фортепиано используется как вспомогательный
инструмент при разучивании хоровых произведений a cappella. [2]
Учебные хоры существуют в музыкальных учебных заведениях
(музыкально-педагогических училищах, колледжах, консерваториях, музыкальных
академиях, институтах искусства и культуры, и пр.), готовящих профессиональные
кадры в области хорового искусства и музыкального воспитания.
Обучение в хоровом классе
основано на постоянном применении единой вокальной техники, приобретаемой
учащимися на групповых теоретико-практических занятиях по методике постановки
голоса и на индивидуальных занятиях сольным пением. Через постоянное применение
теоретических знаний и практических певческих навыков в работе хорового класса
процесс овладения учащимися основами вокальной техники проходит интенсивнее,
что значительно облегчает и упрощает достижение в звучании учебного хора всех
трех элементов хоровой звучности. Кроме того, единая вокальная техника
позволяет более успешно работать над выработкой необходимого качества дикции,
особенно над приемами произношения текста в речитативах ("читке") в
разных темпах (специфическая особенность осмогласных и основанных на древних
роспевах песнопений).
Также очень важна роль самоподготовки учащихся.
Учащимся дается определенное время для самоподготовки к последующим занятиям
хорового класса. Такая необходимость вытекает из того, что учащийся имеет
возможность работать над конкретным заданием. В основном, домашняя работа
складывается из последующих элементов:
·
предварительная
самостоятельная работа учащегося над песнопением (произведением),
предназначенным для разучивания с хором;
·
музыкально-теоретический
и вокально-хоровой анализ хорового произведения;
·
изучение партитуры:
исполнение на фортепиано, максимально отражающее звучание хора, выучивание
наизусть всех хоровых партий, грамотное исполнение их голосом одновременно с
игрой на фортепиано всей партитуры;
·
развитие навыков
стилистического анализа партитуры (умения правильно определить стиль, к
которому относится конкретное песнопение (или хоровое светское сочинение), и, в
связи с результатом, выбрать соответствующую манеру исполнения);
·
расширение музыкального
кругозора;
·
развитие у учащихся
умения реализовывать свои теоретические знания, а также приобретенные умения и
навыки в практической работе хора;
·
дирижирование песнопения
(произведения), исполняемого концертмейстером на фортепиано;
·
выявление трудностей
исполнения данного песнопения (произведения) (вокальные, хоровые, дирижерские);
·
определение методики
преодоления выявленных трудностей;
·
составление плана
разучивания и исполнения произведения;
·
вокальная настройка хора
перед пением (распевание), настройка хора в тональности песнопения (дать тон в
начале, а также в любой другой части произведения);
·
организационная работа,
предшествующая работе с хором (подготовка необходимого количества партий,
раздача их учащимся хорового класса не позднее, чем за неделю до начала работы
с хором);
·
работа учащегося с
хоровым коллективом над строем, ансамблем, культурой звука, фразировкой,
дыханием, дикцией, нюансами, внутренним наполнением при исполнении отдельных
хоровых партий и при исполнении песнопения всем хоровым коллективом;
·
управление исполнением
коллективом выученного песнопения на заключительном занятии хорового класса или
перед комиссией в рамках зачетного мероприятия;
·
упражнение на развитие внутреннего слуха;
·
игра на фортепиано
хоровых партий каждой в отдельности, в различных их сочетаниях и партитуры в
целом;
·
анализ изучаемых произведений.
Решающее значение для приобретения
учащимися вокально-хоровых навыков ансамбля (его видов - ритмического,
темпового, динамического, тембрового, дикционного как внутри хоровой партии,
так и между всеми партиями хора, а при наличии аккомпанемента (или солиста) -
ритмического, темпового и динамического видов ансамбля хора и аккомпанемента), строя (умения чисто интонировать,
удерживать исходную тональность, умения интонационно "пристраиваться"
к другим певцам, составляющим хоровую партию, умения слышать и при пении
правильно интонационно "выстраивать" интервалы и аккорды, возникающие
в одновременном звучании нескольких или всех партий хора), хорового
ансамблевого исполнительства (умения читать и практически
грамотно исполнять все динамические, гармонические, касающиеся штрихов и
способов подачи звука замечания в нотном тексте, владения "цепным"
дыханием, умения различать разнообразные стилевые особенности конкретного
музыкального произведения и при исполнении последнего выполнять связанные с
данным стилем художественные приемы и др.) имеет репетиционный процесс,
т.к. именно на репетициях, в процессе технической и творческой работы
учащиеся постепенно овладевают необходимыми навыками и совершенствуют их
постоянным применением в работе над репертуаром.
Таким образом, вопросы организации работы
учебного хора в условиях
музыкально-педагогического образования должны решаться комплексно. При этом
приобретение навыков практической работы с хором осуществляется, прежде всего,
в процессе систематической работы учащихся со хоровым коллективом. Хоровой
класс должен всегда оставаться учебной дисциплиной и под руководством педагога
последовательно решать иные проблемы на пути профессионального становления
дирижера, главная из которых – формирование хоровой культуры будущего учителя
музыки.
Для достижения этого хоровой класс, должен
представлять собой хороший исполнительский коллектив, принципы работы и
качество звучания которого на многие годы могут стать образцом, для каждого учащегося
в его дальнейшей профессиональной
деятельности.
Литература:
1.
Пигров. К.. Руководство с хором: учебное пособие. – М.: Изд-во «Музгиз», 1964.
– 132с.
2. Дмитревский
Г. Хороведение и управление хором. М.,
1957.