Педагогические науки
К.пед.н. Курманбаева
М.Ж.
Директор ИПК и ПКСО г.Астаны
Республика Казахстан
РОЛЬ
ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ОБРАЗОВАНИИ
Этнопедагогику можно было бы в общем и
целом представить как историю и теорию народного (естественного, обыденного,
неформального, нешкольного, традиционного) воспитания. Этнопедагогика - наука
об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о
морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода,
племени, народности, нации. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и
предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует
опыт этнических групп, основанный на многовековом, естественно развивающемся
соединении народных традиций. Предметная область этнопедагогики не остается
неизменной: задачи формируются и уточняются в зависимости от изменений
социального заказа, связанного с движением общественного самосознания.
Этнопедагогика изучает процесс
социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого
воспитывается, развивается личность, усваивающая социальные нормы, ценности,
опыт; собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей,
народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, сказках, сказаниях,
былинах притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх, игрушках и
пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также
философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь
педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного
формирования личности.
Выдающиеся педагоги прошлого много
внимания уделяли изучению педагогических воззрений народа и его педагогического
опыта. Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о
воспитании, служит ее опорой и основой. Я.А. Коменский на основе обобщения
опыта домашнего воспитания в трудовых семьях выдвинул и разработал идею
«материнской школы», цель которой - все семьи поднять до уровня лучших семей,
где разумнее всего поставлено воспитание. При обосновании принципа
природосообразности великий педагог также учитывал народный опыт. Некоторые
дидактические правила даны им в форме народных афоризмов, а в ряде случаев
народные афоризмы составляют какой-то элемент дидактических положений.
Этнопедагогика выясняет педагогические
возможности старых обычаев в современных условиях и определяет целесообразность
новых обычаев, содействующих воспитанию человека. Она делает достоянием
педагогов воспитательный опыт многих народов. Сравнительный анализ
педагогических достижений позволяет выделять наиболее рациональное, наиболее
объективное и ценное для педагогической теории и практики. Таким образом,
этнопедагогика обращена лицом к практике, она служит ей, вооружая учителей
педагогическими средствами, проверенными многовековой воспитательной практикой.
Предмет этнопедагогики включает следующие
проблемы:
- педагогика семейного быта;
- поговорки и пословицы народов мира и их
значение и передаче нравственного опыта подрастающим поколениям, загадки как
средство умственного воспитания;
- народные песни и их роль в эстетическом
воспитании детей и молодежи, самодельные игрушки и творчество детей; детская и
молодежная среда, ее педагогические функции;
- колыбельные песни народов мира как
выдающиеся достижения материнской поэзии, материнской школы и материнской
педагогики;
- общность педагогических культур разных
народов и национальная их самобытность и др.
Общность педагогических культур
объясняется многими факторами:
а) общностью исторических условий развития
разных народов;
б)общностью целей и интересов народов всех
стран, их общечеловеческими духовно-нравственными ценностями;
в) общностью основ народной психологии;
г) общностью географических условий;
д) взаимовлиянием педагогических традиций
разных народов.
Эта общность проявляется в представлениях
народа. Например, в представлении о единстве трудящихся. Поговорка «В единении
- сила» на многих языках звучит как афоризм. Пословицы и поговорки разных
народов, призывающие трудящихся к объединению своих усилий, звучат по-разному,
но имеют одинаковый смысл: в них показывается всесильность сплоченных людей и
обреченность человека, оказавшегося вне общества. Вот примеры: «Громада -
великий человек», «Мир по слюнке плюнет, так - море», «Если весь мир плюнет,
сделается озеро», «Деревня плюнет, озеро образуется», «Один плюнет - высохнет,
народ плюнет - получится озеро», «Если вздохнуть всем народом - ветер будет»,
«Народ вздохнет разом - будет буря, топнет ногой разом - будет землетрясение».
У многих африканских народов в разных вариантах встречается поговорка: «Когда в
реку войдешь дружной толпой, крокодил никого не тронет». Мысль о силе
солидарности ярко подчеркивается народами следующим образом: «Сноп без
перевясла - солома», «Когда прутья в метле - богатырь не сломит, развязали
метлу - по прутику переломает ребенок», «Витая мочалка - веревка, невитая -
сор», «Муравьиная рать льва одолеет», «Мал муравей, а большую гору строит»,
«Мал муравей, а роет склон горы», «Сплоченность людей - нерушимая крепость»,
«Слабые вместе - сила, сильные в одиночку - слабость».
В народных афоризмах ярко подчеркивается
обреченность одиночки. Убедительность достигается посредством сравнения
слабости одиночки с силой сплоченных людей: «Тысяча человек сразу не умирает»,
«Одинокий умрет - никого не останется, один из ста умрет - девяносто девять
останется», «Семьдесят семь одному скорей помогут, чем один - семидесяти семи»,
«Одним пальцем иголку не удержишь», «Одна пчела мало меду наносит», «Одной
рукой узел не развяжешь», «Одной рукой узел не завяжешь», «Лучше один день с
друзьями, чем сто дней одному» и др. Приведенные примеры свидетельствуют о
духовной общности не только того или иного народа, но и всех народов -
человечество едино своими устремлениями. Духовная общность подчеркивается
необходимостью солидарных действий: узел надо и завязывать, и развязывать -
народы должны действовать так же согласованно, как две руки одного человека,
как пять пальцев одной руки.