Карчевская
Н.В., Власенко С.Ю., Дорофеев А.С.
Украинская
инженерно-педагогическая академия
СОВРЕМЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
К ИНЖЕНЕРУ-ПЕДАГОГУ
Заданием|изменчивых| социально-экономических условиях и
способного продолжать образование в любом отечественном или зарубежном учебном заведении стран Европы.
Инновационный путь развития общества можно обеспечить, сформировав поколения
людей, которые мыслят и
работают по-новому.
Поэтому большое
внимание должно уделяться общему развитию личности, ее культурологической и
коммуникативной подготовленности, стремлению самостоятельно добывать и развивать знание в
течение всей
жизни, формированию информационных и социальных навыков. Современный специалист должен питать чувство ответственности за знание современной
тенденции в своей отрасли; стремиться осваивать и применять в своей профессиональной
деятельности новейшую информационную и коммуникационную технологию. Это
особенно касается
инженерно-педагогических
кадров, потому что по
спецификой свои деятельности они должны непрерывно в течение всей свей трудовой
деятельности приобретать новые знания, умения, навыки, осваивать большой объем информации из самой
разнообразной области знаний, быть осведомленным со всеми нововведениями в соответствующей отрасли
промышленности и образовательной отрасли, потому что
их профессиональный долг готовить рабочих, способных работать в нынешних быстро изменяемых условиях производства,
экономики, стремительного научно-технического прогресса.
Педагогические и информационные технологии
способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных
целей в области образования. Педагог использует их в своей профессиональной
деятельности. У каждого педагога за многие годы практики накоплен собственный
опыт преподавания и выработан свой стиль взаимодействия с учащимися. В соответствии
с меняющимися запросами общества изменяются цели обучения. В рамках той или с
иной концепции образования используются разные стили обучения. Педагогу очень
трудно бывает изменить привычный стиль преподавания. Это всегда определенная
ломка представлений о способах взаимодействия с учащимися. Поэтому попробуем
охарактеризовать собственный стиль такого взаимодействия, чтобы в дальнейшем
было легче понять, над чем стоит подумать в новых условиях развития образования
в нашей стране, от чего, может быть, отказаться, а что взять на вооружение.
Специфика современного подхода к организации системы образования во многих странах мира обусловлена своеобразием развития информационного общества, общества высоких технологий. Основными ценностями информационного общества, ориентированного на широкое использование новейших информационных технологий, становятся знания, квалификация, самостоятельность мышления, умение работать с информацией и принять аргументированное решение, осведомленность не только в узкой профессиональной области, но и в смежных областях.
Овладевая нормами компетентных
предметных действий и отношений людей в ходе индивидуального и совместного
анализа и разрешения «профессионально подобных» ситуаций, инженер-педагог
развивается и как специалист, и как член общества. Материалом для такого
комплекса могу служить как все известные методы обучения — инновационные
(«активные»), программированные, традиционные и другие, — так и создаваемые
самим разработчиком.
В подготовке инженера-педагога нас
интересуют деловые игры проблемной
направленности, т.е. такие обучающие игры, которые позволяют через драматизацию,
сюжет проиграть возможные способы решения
проблем, выхода из возникших проблемных ситуаций.
Деловая игра — это средство развития
творческого мышления, в том числе и профессионального; имитация конкретных
экономических объектов и процессов; имитация деятельности руководителей и
специалистов, работников и потребителей; достижение определенной познавательной
цели выполнение правил взаимодействия в рамках отведенной игровой роли.
Игра — это средство усвоения
социальных установок. В игре человек реализует свободу личности через свое
воображение, т.е. он может вести себя так, как разыгрываемый им персонаж. Любая
игра обязательно предполагает собственную активность ее участников. То есть в
игре человек действует не столько по заданию, сколько сам, так как он
представляет себе возникшую ситуацию и, оказавшись в ней, пытается найти из нее
выход. В деловой игре проблемной
направленности непременным условием является опора на знания, имеющиеся факты, опыт в данной предметной
области и смежных областях.
Деловые игры позволяют формировать
необходимые профессиональные компетентности, не в последнюю очередь
самостоятельное критическое мышление, способствующее принятию в проблемных
ситуациях взвешенных профессионально грамотных решений.
В деловой игре наличие организатора весьма
необходимо. Это должен быть компетентный в данной области специалист
(необязательно преподаватель). Образовательный смысл любой обучающей игры и
игровых методов заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании
навыков и умений, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. В
игровой ситуации ошибки допустимы. Они не наказуемы в обычном понимании и даже
могут стать новым интересным поворотом в игровой ситуации.
К характерным признакам деловой игры
проблемной направленности относятся следующие:
1. Наличие в предлагаемой проблемной
ситуации реальной профессиональной задачи, требующей от ее участников
применения профессиональных знаний и умений для принятия решений.
2. Моделирование сопутствующих атрибутов
реальной профессиональной деятельности — обстановки, социально-психологической
установки взаимоотношений действующих участников: руководитель—подчиненный;
специалист — помощник и т.п.
3.
Наличие компетентного специалиста в качестве участника игры, осуществляющего
координацию действий всех участников.
4.
Наличие и распределение ролей подчинено основному сценарию, связанному
с моделированием ситуации реальной профессиональной деятельности.
5.
Наличие единой коллективной цели у игроков: они должны выступать одной
командой, поскольку от их компетентных действий зависит успех поставленной
задачи.
6. Многоальтернативность решений. Деловые
игры тем и хороши, что дают возможность обсудить принимаемые решения, рассмотреть
разные варианты и смоделировать их применение.
В рамках деловой игры студенты магистры
инженерно-педагогической специальности разрабатывают дидактические проекты с
использованием инновационных технологий. Например, в разработке контрольного
занятия дисциплины «Шахтный транспорт» по теме: «Натяжные устройства ленточных
конвейеров».
Студент магистр разбивает
учебную группу на несколько групп по четыре-пять учащихся в каждой (с помощью преподавателя
он выбирает слабых учащихся, но из После определения участников
и наблюдателей, студент магистр объясняет правила.
Студент магистр будет
задавать вопрос, на который|бал|. Время на размышления составляет 0,5-5 минуты (в зависимости от
сложности задания ).
В конце игры
преподаватель и студент магистр характеризуют работу каждой команды, и
выслушивает отчеты наблюдателей и согласно набранным баллам
В данной деловой игре часть
вопросов демонстрируется в виде слайдов, используя мультимедийный проектор. Наглядность
Такой подход дидактического проектирования различных
технологий является наиболее эффективным для контроля знаний будущих инженеров -педагогов.
Деятельность участников деловой игры
оценивается по следующим параметрам:
- эффективность принимаемых
участниками игры решений;
- затраченное на поиск решения время;
- рассмотрение альтернативных подходов,
возможных способов решения;
- трудоемкость; предвидение последствий принимаемого
решения;
- активность участников игры;
- оригинальность, творческий подход к поиску
выхода из создавшейся проблемной ситуации;
- использование интеллектуальных
умений критического мышления;
- достоверность моделируемой ситуации,
предпринимаемых действий участников игры, их взаимодействия в контексте данной
ситуации.
В заключение еще раз
подчеркиваем, что деловые игры проблемной направленности носят весьма
продуктивный характер, что выражается в имитации; моделировании социально
значимых отношений между участниками игры, в умении применять знания,
творчество, практические умения в различных областях в моделируемых ситуациях.
Это действенное средство для развития критического и творческого мышления у
студентов.
Литература:
1. Полат Е.С.
Современные и педагогические и информационные технологии в системе образования:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. –
2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – с. 168-188.
2. Коваленко О.Е. Інженерно-педагогічні кадри: нові вимоги сьогодення//
Проблеми інженерно-педагогічної освіти. Збірник наукових праць. 2008. - №21. –
С. 8-17.