К.филол.н. Григорьев
В.А.
Пятигорский
государственный лингвистический университет
Ст.преп. Григорьева
Т.И.
Российский
государственный социальный университет(филиал вПятигорске) Социолингвистическое
измерение исторического пространства
Нередко возникают
противоречия, касающиеся исторических реалий, и дело здесь в различной
оценочности. Ниже предлагается социолингвистический метод, позволяющий
минимизировать противоречия в описаниях на основе последовательного описания
цивилизационных маркеров.
Маркеры
успешно рассматриваются в лингвистике [1], но предлагаемые нами маркеры
представляют собой психолингвистические сущности применительно к
цивилизационным отрезкам
Цивилизационные
маркеры представляют собой институциональные вербальные средства, которые в
свернутом виде отражают существенные признаки и являются приметами явлений,
процессов и отношений, характерных для определенного цивилизационного отрезка.
Цивилизационный отрезок здесь, с одной стороны, определенный период в развитии
какой-либо цивилизации, а с другой стороны,
в плане лингвоисторического исследования – границы цивилизационных
отрезков производны от маркеров. То есть, определив маркеры, мы найдем и
границы отрезка.
Цивилизационные
маркеры существуют в виде слов, словосочетаний, реже – предложений, являющихся
приметами определенного периода в истории общества.
Обычно
цивилизационные маркеры – это наиболее частотные слова или словосочетания, как
правило, политического характера. Они отражают существенные этапы в развитии
государств синхронно с точки зрения представителей истеблишмента. Это
своеобразные вербально выраженные вехи, по которым можно составлять
исторические справочники и энциклопедии.
История
бывшего СССР может быть отражена,
например, в таких цивилизационных маркерах, как диктатура пролетариата, марксизм-ленинизм,
пятилетка, КПСС, КГБ, социализм, борьба за мир,
светлое будущее, происки империализма.
Формы,
служащие прототипами для цивилизационных маркеров, должны создаваться и поддерживаться
институциональным образом и синхронно цивилизационному отрезку для поддержания
принципа объективности. Они не выдуманы ни историками, ни лингвистами. По
отношению к описываемому отрезку развития общества это как бы его самоназвания.
Цивилизационные
маркеры по своему виду – это названия установок или организующих идей или
существующей синхронно цивилизационному отрезку очень важной по своей функции
организации, или системы.
Но в
исключительном случае цивилизационным маркером может быть и фамилия или имя
политика, лидера. В любом случае – это
какая-то очень важная, признававшаяся как название вещь.
Цивилизационные
маркеры в зависимости от их важности и протяженности существования во времени
могут быть классифицированы как просто маркеры, супермаркеры и гипермаркеры.
Например, при рассмотрении истории европейской цивилизации одними из
гипермаркеров являются христианство [2] и демократия [3].
Особенное
свойство цивилизационных маркеров состоит в том, что независимо от качественной
оценки, они по своей форме остаются как бы лингво-историческими инвариантами.
Следующая
особенность заключается в степени их мотивированности. Дело в том, что
цивилизационные маркеры могут быть заимствованы из одного языка в другой и даже
из одной цивилизации в другую. При этом, если маркер представляет собой сложное
слово и его основы не имеют в языке-реципиенте формально семантических
соответствий, то такой маркер быстро теряет свою мотивированность. Например,
представляется вероятным, что исходное значение слова демократия, как
непосредственная демократия, то есть власть народа, народовластие,
существовавшее в отдельных греческих полисах, поддерживалось мотивированностью
этого слова. При заимствовании этого слова в другие языки академической
мотивированности в виде этимологических пояснений в учебниках и энциклопедиях
оказалось недостаточно. Изначальная мотивированность практически исчезла,
произошло повсеместное искажение первоначальной исходной сущности. Демократия
через представителей – это уже совсем не то. что непосредственное участие,
которое могли бы вполне обеспечить современные электронные средства, такие как
Интернет.
Наибольшая объективизация при разворачивании
цивилизационного маркера в текст достижима по прошествии значительного времени
и при достаточной удаленности исследователя от цивилизационного отрезка в
пространстве. При этих условиях достигается наименьшее влияние личного интереса
на дефиниции и развертываемые тексты.
Цивилизационные
маркеры представляют собой очень удобное средство при построении книг . по
истории особого типа, предполагающих собственную оценку. Особенно эффективно их
использование на электронных носителях.
В
процессе анализа при развертывании цивилизационных маркеров в тексты-описания
всегда должны сравниваться два плана. Первый план – это понятия и
представления, приписываемые или навязываемые маркеру институциональным
образом, а второй план – это понятия и представления, приписываемые ему
исследователями при условии объективизирующей отдаленности и отсутствии желания
поставить отображаемую сущность на службу своим интересам.
Библиография
1.Linguistic markers
[Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.usingenglish.com/forum/ask-teacher/32407-linguistic-marker.html.
2.Christianity [Электронныйресурс] Режим доступа:
http://en.wikipedia.org/wiki/
Christianity.
3.Democracy [Электронныйресурс] Режим доступа: