И. Чуприна
«Слово о Законе и Благодати» первого
митрополита Руси Илариона и Слово патриарха всея Руси Кирилла на Третьей
Ассамблее фонда «Русский мир» (4ноября 2010 года) как определяющие векторы культурно-исторического
развития Русского мира.
Слово патриарха Всея Руси Кирилла, произнесенное на торжественном открытии Третьей Ассамблеи фонда «Русский мир», посвященное грядущим судьбам Русского Мира и призывающее к единению, вызвало острую полемику в кругах историков (в частности, украинских), политиков, журналистов. С одной стороны, - это радует, ибо в очередной раз подтверждает актуальность проблем Русского мира в современных условиях, условиях глобализации, и это свидетельствует о необходимости их решения; но с другой стороны, - несколько удивляет и огорчает, так как культурные, исторические факты и понятия, традиционные и ранее бесспорные, сегодня оказываются не адекватно воспринятыми, забытыми частью общества, вызывают в определенных кругах даже враждебность. В связи с этим, неоспоримым фактом является необходимость возрождения духовных основ русской культурной традиции в памяти старших поколений с целью передачи их младшим, с целью осмысления сути традиционной русской аксиологии, ее роли и значимости, ибо бережное отношение, хранение и приумножение духовных ценностей – залог будущего - Русского мира.
В самом начале своего обращения к участникам Ассамблеи патриарх Кирилл говорит о важнейшей для современного общества проблеме нашего времени – о проблеме культурно-национальной идентичности в условиях глобализации:«Представители различных культур поставлены перед выбором: примкнуть к этим мощным глобальным проектам и раствориться в них или же самим быть самостоятельными субъектами в формировании мироустройства. Может ли Русский мир обеспечить для себя роль значимого игрока на мировой арене – сегодня и в будущем? Уверен, что может. Пример того, что надо делать для этого, дают наши предки».
Факт существования Русского мира, Русской цивилизации, имеющей славную историю и богатую духовную традицию, – бесспорный. Но проблема выживания, сохранности своей самобытности сегодня для Русской цивилизации чрезвычайно актуальна, как и для многих других мировых сообществ, стремящихся не раствориться в современном потребительском, просто биологическом, безликом муравейнике, но сохранить себя как этнос, как неповторимая культура.
Нельзя не согласиться: проблема существования Русского мира неразрывно связана с исторической памятью народа, и сегодняшняя ситуация – его «рассеянность по разным уголкам планеты» требует немедленного решения: собирания Руси, единения ее, «чтобы не потерять ценности и образ жизни, которыми дорожили наши предки». Процесс этот не терпит потери времени, - сложный, трудоемкий, требующий огромных усилий миллионов людей, осознающих всю важность общерусского дела и свою личную ответственность за судьбы Родного мира.
Немаловажной и первоочередной задачей, прежде всего для нас, представителей Русской цивилизации, и для всего мирового сообщества действительно является уяснение сущности понимания того, «что представляет сегодня Русский мир». Проблема эта гораздо серьезнее, чем может казаться на первый взгляд. И одна из причин ее возникновения и существования – смена параметров, определяющих сущность того или иного культурно-исторического, социально-психологического, политического явления (понятия) в современном, стремительно изменяющемся мире. Примером в этом случае может служить современное понимание того, что есть нация, национализм, шовинизм, патриотизм. Нередко искажение смысла, смешение понятий приводит к непониманию, противоречиям, конфликтам не только на личностном уровне, но распространяется и на достаточно широкие слои общественности. Следует отметить, что зачастую это происходит отнюдь не случайно, и причиной недоразумений не всегда является невежество, незнание. Проблемы возникают и в результате популяризации, внушения и внедрения СМИ (с использованием современных, модных технологий) в сознание молодежи идей, смыслов, враждебных Русскому миру и способствующих разрушению богатой отечественной культурно-исторической традиции, чуждых идеям и принципам, составляющим основы Русского мироустройства. Следует признать, что без организации на государственном уровне корректной, грамотной помощи воспитательным, образовательным учреждениям, семьям и обществу в целом, - сегодня не обойтись.
Современный мир пестрый и противоречивый. Сохранить традиции Русского мира, не вызывая недовольства его противников и врагов, - невозможно. Многоконфессиональность, свобода в выборе религии, толерантность – без этого трудно представить демократическое общество. И сегодня, по мнению многих, это составляет предмет гордости. Однако порождает и множество противоречий: препятствует развитию отечественной культуры, единению народа, воспитанию основ патриотизма среди молодежи, обесценивает идеалы, разрушает основы духовной жизни общества, затрудняет взаимопонимание между старшим и подрастающим поколениями, создает личностные проблемы на пути самопознания, самоидентификации, самоопределения. Русскому обществу необходима традиционная система аксиологии, составляющая основу образовательно-воспитательной программы, ее доминанту, духовный стержень – залог будущего Русского мира. И проблемы эти актуальны для всего Русского мира.
Патриарх Кирилл,
не случайно в своей речи актуализирует
идею, высказанную святым преподобным Лаврентием Черниговским о том, что
«Россия, Украина, Беларусь – это и есть святая Русь». Патриарх Кирилл
подчеркнул, что и сегодня Россия, Украина и Белоруссия являются «ядром Русского
мира», «именно это понимание Русского
мира заложено в современном самоназвании нашей Церкви. Церковь называется русской не по этническому признаку. Это
наименование указывает на то, что Русская Православная церковь исполняет
пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную
традицию как основу своей национальной идентичности или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом
смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же время
Русская церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и
стремится развивать свой многонациональный характер».
Особая черта Русского мира – его открытость, всемирная отзывчивость, полиэтничность. Русская цивилизация всегда выполняла и выполняет миссию гуманизма, межнациональной и межконфессиональной гармонии. Основу ее жизнеустройства составляло Православие. И каждому русскому сердцу очень близки слова Христа: «Нет ни эллина, ни иудея в царстве Отца Моего…». Многообразие и гармоничность Русского мира неразрывно связаны с Православной Верой наших предков – собирателей и хранителей земли Русской, поборников русской, православной идеи. Быть русским – значит быть православным… Слова эти, подчеркнутые Ф.М.Достоевским, оставались аксиомой для народа русского на протяжении всей его славной многовековой истории. Но в ХХ веке ситуация изменилась, и успокаивать себя добытыми нашими предками в жестоких испытаниях, дорогой ценой славными духовными завоеваниями, изобретениями, достижениями, мы не имеем права. Бесспорна истина: русский народ жив, талантлив, имеет духовный потенциал до тех пор, пока жива его Вера Православная, пока живо его Священное Предание.
ХХI век – век особый в истории русского народа и в истории всего человечества; век чрезвычайных испытаний, масштабных идеологических войн, неведомых человечеству ранее разновидностей конфликтов, век технологических открытий, грандиозных цивилизационных достижений, нередко вытесняющих духовность в жизнедеятельности человека, нивелирующих личностное, индивидуальное начало.
Для Русского
мира и ХХ век – век трагичный, прежде
всего тем, что попытка «великих» экспериментаторов-теоретиков заменить
многовековые православные ценности идеологией, проповедующей атеизм, нередко
воинствующий, обернулась искушением, духовным заблуждением для значительной части
народа. Результаты этих процессов-экспериментов очевидны только сейчас, и к
большому сожалению, имеют свое продолжение, ибо после падения «железного
занавеса», оберегающего СССР «от тлетворного духа капитализма», на земли
русские хлынуло множество чужеземных миссионеров, несущих свои идеи, теории,
враждебные Русскому миру, требующие апробирования, развития, вложения капитала,
и авторы, проповедники внедряющие их, - преследуют свои цели… Духовные идеи в этих организациях (сектах) заменены четкой структурой, материальной
выгодой, обещаниями достичь более высокого социального статуса. Для некоторых
граждан бывшего СССР, воспитанных в духе безверия, потерявших иллюзию веры в светлое
коммунистическое завтра (это касается, прежде всего, поколения 30-х годов, нынешних
стариков, - ведь именно это поколение впитало весь яд воинственных
антихристианских лозунгов!), секты подают ложную надежду на спасение. Беда еще и
в том, что многие представители старшего поколения сегодня не могут передать
своим внукам и правнукам традиции своих прадедов, дедов и отцов, ибо их поколением
эта традиция прервана гораздо в более значительной мере, чем об этом думается и говорится. А на души наших детей
и внуков – ловчих много. Но только возвращение к истокам родной духовной
традиции, культуры, к основам православных нравственных ценностей, только
коллективное, народное соборное духовное стяжательство – условие полноценной
самобытной жизни русского народа, Русского мира, Русской цивилизации, залог
сохранности русской культурной, исторической, ментальной идентификации. В
настоящее время Русский мир не является единой мощной державой, а разделен на
отдельные мелкие государства.
Искусственное создание государственных границ, разделяющих единый народ,
препятствует созидательной жизни, ограничивает возможности для гармоничного
развития каждой личности, лишает нас возможности строительства, обустройства
родного Русского Дома. Особенно в затруднительной ситуации оказались исконно
русские земли, находящиеся за пределами современной России. Современная Украина
– Русская Земля. Значительная часть народа Украины – русский народ. Но наши
дети каждый день впитывают яд антирусской пропаганды, которой заполнено
информационное пространство, формирующее их духовный мир. Современное поколение
молодежи, родившееся в СССР, вступающее нынче во взрослую жизнь, гордится своей
Родиной - СССР, потому что тогда мы
имели право и возможность чувствовать себя русскими, и гордились этим правом.
Они уже порой и обвиняют нас в том, что мы, старшее поколение, допустили развал
великого государства, великой цивилизации. Но подрастает и новое поколение, поколение родившееся «на теренах
незалежної України», и далеко не все
представители его дорожат своим происхождением. Некоторые уже не осознают свою
причастность к русской культуре, не понимают ее многообразия, богатства,
величия. Будучи русскими, наши дети сегодня не имеют возможности получать
образование, воспитание в родном культурно-историческом контексте. Вновь теряются
духовные связи поколений. Современным украинцам всё ещё внушают мысль, что первый враг украинского народа – Россия,
а Россия – другое государство, не имеющее полномочий и права вмешиваться во
внутреннюю политику государства-соседа.
Да и в самой России все реже называют себя «русскими», чаще – «россиянами», по
принадлежности к государству. Русский язык, пожалуй, только и остался –
«русским» все стало – российским, но и по-украински: «русский язык» - «російська мова». Не принято уже становится
на Украине признавать существование понятия «русский - руський», забыта многими
политиками и «Русская Правда». Конечно, можно тешить себя мыслью, что все не
так страшно, что созданные в современном мире государственные границы не могут
воспрепятствовать духовной жизни русского народа. Увы, в жестких условиях
духовной войны, идеологической войны, войны, развязанной глобализаторами против
русского народа, против Православия, нельзя предаваться иллюзиям, нельзя не обратиться к историческому опыту
великой, славной Руси.
Слово патриарха Кирилла на III Ассамблее фонда «Русский мир» справедливо названо программным, и вызвало бурные отклики, как представителей Русского мира, так и недругов его - это вполне закономерно. Сегодня уже не каждый русский скажет: быть русским – значит быть православным, - как это было в прежние времена. Но без понимания того, что именно Православие – оплот Русского мира, без возрождения основ традиционной русской православной культуры на уровне государственном и межгосударственном, - Русский мир жить и развиваться не может. Работа по обустройству нашего Русского дома – не праздничная, не временная; необходимы государственные, межгосударственные программы возрождения и развития основ русского жизнеустройства, способствующие объединению мира, нынче разрозненного, превратившегося в отдельные очаги русской жизни; работа эта не должна быть только показательной, выставочной, праздничной, как нередко это случается… Формы и методы ее должны способствовать вовлечению в общее созидательное дело всех социальных слоев и разных возрастных групп русского народа, проживающего в разных странах. Особенно без внимания сегодня оказываются так называемые граждане стран ближнего зарубежья, к которым относится, прежде всего, Украина. А между тем, вспомним, как велика роль этой части Руси в создании, развитии Русского космоса.
Была в истории
Руси и Русского Слова программная речь и во времена княжения Ярослава Мудрого –
великого просветителя Руси, государственного деятеля, завоевавшего немалый
авторитет среди европейцев, - «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона
– великое творение отечественной литературы, открывающее историю русской
литературы – одной из величайших литератур мира. «Слово…» проникнуто глубоким и
богатым смыслом, воплощенным с совершенным словесным искусством.
Но что объединяет митрополитов – Илариона и Кирилла, духовных пастырей отдаленных веками эпох – Средневековья и современной эпохи глобализации? Что общего в «Слове…» каждого из них, в политических, культурно-исторических ситуациях, в которых каждому из них выпала на долю высокая миссия духовного пастыря русского народа? Как на Илариона, так и на Кирилла столь ответственная должность возложена в чрезвычайно сложные, переломные в судьбе Отечества периоды. Как во времена Илариона, так и сегодня, духовная война, война идеологическая определяет стратегию и перспективы существования Русского мира.
Для Илариона самое живое значение имело противостояние Руси и Хазарского каганата, - об этом свидетельствуют и летописи, и труды отечественных историков – Б.Н. Заходера, С.А.Плетневой, А.А.Сахарова, М.И.Артамонова, М.И.Тихомирова, а также зарубежных. И главным был не сам факт продолжения борьбы с хазарами в его время – в 11-м веке хазары уже не представляли грозной опасности. Но продолжение борьбы побуждало постоянно помнить о хазарском владычестве, которое Русь пережила – с перерывами – от 820-830-х годов до победоносного похода Святослава в 960-х годах. Прямое напоминание об этом – напоминание драматическое или даже трагическое – содержится в «Молитве» Илариона, примыкающей к «Слову о Законе и Благодати». Иларион обращается к Богу: «И доколе стоит мир… не предай нас в руки чужеземцев, да не прозовется город твой городом плененным…»
П. Толочко в своей работе по истории Древней Руси, завоевавшей за последние два десятилетия признание и популярность, справедливо заметил: «Государство «Русская земля» развивалось и крепло в борьбе с хазарской экспансией» (6- с.28). Об этом – «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. Со времен княгини Ольги (с 945г.), за сто лет до «Слова о Законе и Благодати», князья, правители Руси проводили политику сближения с Византией, и противостояния хазарам, тем самым утверждая Православие.
М. Тихомиров, подводя итоги осмысления «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона, писал: «Под видом церковной проповеди Иларион в сущности поднял крупнейшие политические вопросы своего времени, связанные со сношениями Киевской Руси с остатками Хазарского каганата и с Византийской империей»(5 -с.133). В связи с этим, В. Кожинов справедливо заметил: «Конечно, это только так сказать, земной «фундамент», «исходная ситуация» творения Илариона. Он возводит над ней «здание» многостороннего и исключительно весомого – и всецело позитивного, утверждающего – духовного смысла. И все тот же фундамент сыграл, несомненно, громадную роль в творчестве Илариона.
«Политические вопросы» становятся в «Слове о законе и Благодати» подосновой глубокой, полной значения историософской концепции, а «решение» этих вопросов совершается на пути утверждения высших нравственных идеалов, которые обобщены в понятии «Благодати» (1, - с.149).
На наш взгляд,
замечания исследователей, высказанные по поводу противостояния Руси хазарам, - все-таки,
не вполне справедливы. Слово митрополита
Илариона - проповедь Православия
как самой высшей правды на земле – это факт неоспоримый. Для доказательства
истинности этой высшей правды митрополит сравнивает христианское вероучение и
идеологию с предшествующими религиозно-этическими и политическими системами –
язычеством и, главным образом, - с иудаизмом, с которыми христианство
неразрывно связано. В литературоведческой и философской традиции вопрос о
хазарах, их отношение к иудаизму, истории Руси, месте и роли Хазарского
каганата в становлении Руси как государства остается и до настоящего времени открытым,
и требует серьезного изучения с учетом
открытий современной археологии. Мы полагаем, полное отождествление иудаизма с хазарами - шаг опрометчивый. Но
это – отдельная, серьезная тема для дальнейших исследований.
Цель Слова
Илариона – утверждение православной аксиологии в противовес иным – язычеству, иудаизму, включающему и
ереси, активно распространяющиеся в тот период не только на Руси.
И в настоящее время, в этом сложном XXI веке, как и в историческом прошлом нашей Отчизны - открытость Русского мира, в основе которой – самая гуманная из религиозно-идеологических систем – Православие, а также живая народная русская традиция, суть которой – Священное Предание; и уникальная способность русской нации жить в мире с другими народами, отказ от насильственной русификации – особая многонациональная, гуманная модель цивилизации, - достойна уважения и изучения во всем мире. Об этом - Слово первого митрополита Руси Иллариона в XI веке, об этом - и Слово современного патриарха Руси – Кирилла. Немало испытаний пережила Русская цивилизация, немало еще и предстоит преодолеть. И как не парадоксально, но нынешнее время вновь оказывается временем собирания русских земель, разделенных границами. Русский мир сегодня – это вновь пробудившийся мощный дух нации, это народ, сознающий себя единым целым, даже не зависимо от современных государственных границ, - таких зыбких для Соборной Русской Души! Строительство Русского мира осуществляется не только в России, и не Россия – главная часть Русского мира, ибо правда Христова - в равенстве и братстве. Оказавшись за границей по отношению к России, Русскому государству, но на Земле Исконно Русской, мы свою причастность к Русскому миру ощущаем и понимаем в сложные современные моменты истории, возможно, более остро, чем россияне, потому что у наших детей отнимают родной язык, переписывают историю, внушают мысль, что Украина – не Русь.
И хотя Православие всегда было культурной доминантой Русской цивилизации, и на сегодняшний день незаменимо как основа духовной жизни современного общества, уникальность Русской цивилизации еще и в том, что она не котел, в котором все плавится и переваривается, утрачивая свою этническую индивидуальность, это цивилизация, которая поддерживает национальные культуры.
Бесспорный факт, что основа Русского мира – язык: «Язык народа - есть его дух. И дух народа – есть его язык» (Гумбольдт). Для понимания сущности Мира, необходимо рассмотреть образы мира у носителей различных культур, что возможно только при исследовании структуры их языкового сознания. Отдел психолингвистики Института языкознания Российской академии наук плодотворно занимается исследованием этого интересного и важнейшего вопроса, - об этом на Первой Ассамблее Русского мира сообщила Наталья Уфимцева (1,-25). Исследователи, используя метод ассоциативного эксперимента, готовят ассоциативные словари, и затем изучают структуру языкового сознания статистическими методами. В результате, создан русский ассоциативный тезаурус, огромная модель Русского мира в сознании носителей русского языка или русской культуры конца ХХ века, который объемлет больше 30 тысяч лексических единиц. Это дает возможность определить, как культура живет в сознании носителей языка, насколько глубоки ее корни и какие понятия лежат в основе образа мира современных русских. Метод ассоциативного эксперимента фактически позволяет иметь дело с неосознаваемым пластом психики. По словам психологов, всего два процента лексикона человека составляют его ядро. Если брать не индивидуальный, а коллективный лексикон, представленный в русском ассоциативном тезаурусе, то это 530 слов, которые являются центральными и держат на себе всю сеть. В центре этого ядра – всего 50 понятий, которые лежат в основе объяснения мира современных русских. Они имеют определенную иерархию, причем структура эта очень устойчива, в чем убеждают исследования последнего полувека – первый ассоциативный словарь был сделан по материалам 1960-х. и сравнивать образ мира современного русского имеет смысл с гораздо более древним материалом, полученным в результате анализа старославянского словаря Х-ХI веков.
Итак, что стоит в центре мира современного русского? – Человек хороший и добрый. Исследование Т.И.Вендиной «Средневековый человек в зеркале старославянского языка» показало, что и в том языке наиболее актуальной, проработанной была сфера, связанная, прежде всего с человеком как существом социальным. Это характерно и для образа Русского мира эпохи Средневековья, эпохи Иллариона и для образа мира современных русских. Исследователи проблемы подчеркивают, что в древнерусском языке отсутствует понятие «личность». В центре словаря современных русских этого понятия также нет. Значит ли это, что для современных русских личность не важна? Оказывается, нужна, но понимается она своеобразно. Понятие «соборности» или коллективизма понимается очень по-разному, но проявляется оно в том, что русский становится личностью, если находит место в жизни, то есть связано со смыслом жизни.
Еще одно центральное понятие – друг. «Другоцентричность» современного русского образа мира также уходит корнями в старославянский язык. Друг, другой человек, вопрошание к другому необходимы для того, чтобы стать самим собой.
Очень показательны параллели, по мнению исследователей, в представлениях о типичных действиях. Носитель средневековой культуры очень любил общаться. В русском ассоциативном словаре современности также присутствуют понятия «поговорить по душам», «беседа по душам», «говорить по душам» и т.д. Главное русское слово, дело, понятие, действие – это говорить. «Говорить», «жить», «думать», «идти» - четыре центральных действия, которые существуют в ядре сознания русских и в русской культуре.
Ученые приходят к выводу: несмотря на огромную, почти тысячелетнюю дистанцию между этими двумя гипертекстами образ мира современных русских и образ мира, который реконструируется на основе словаря Х-ХI веков, совпадают до сих пор. Но если средневековый человек сознательно жил в постоянном диалоге с Богом, то типичный современный русский эту черту утратил. Общение с Богом остается фактом его образа мира, но не фактом его сознания.
Проблема вопрошания, диалога, исповедальности, дружелюбия в русской культуре, в русской жизни сохраняет свою актуальность и в настоящее время, - это отражается в литературе, искусстве. Открытость миру, Богу, другу – черта присуща русскому характеру. Это и одна из составляющих основы русской духовности, что свидетельствует о потребности русского человека в общении с Богом, поиск Его, и прав Ф.М. Достоевский, утверждая, что русская душа – христианка, православная; соборность – характерная черта ее.
Язык, религиозная идея были и остаются доминантами культуры. Именно культура является онтологической основой всей жизнедеятельности любого народа. Слова-проповеди пастырей народа русского – Илариона и Кирилла, разделенные друг с другом веками, одинаково чрезвычайно актуальны сегодня для Русского мира, ибо проникнуты одной идеей, идеей единения. В нынешней геополитической ситуации, в условиях идеологической, информационно-психологической войны, Россия, по-прежнему, - великая держава по своему политическому весу и военной мощи, но Русский мир – это не только Россия, и важнейшей задачей для Русского мира на современном этапе является восстановление, упрочение и развитие всесторонних связей между государствами, составляющими часть Русского мира, их объединение.
Литература:
1. Первая Ассамблея Русского мира. – М., 2007.
2. Иларион митрополит. Слово о Законе и Благодати.// Прометей: ист. биогр. альм. сер. «Жизнь замечательных людей». Т.16. – М., 1990. – С.157-166.
3. Выступление Патриарха Кирилла. Третья Ассамблея Фонда «Русский мир». – М., 2009. – http://orthodox.org.ua
4. Кожинов В.В. Творчество Илариона и историческая реальность нашего времени.// «Вопросы литературы», 1988, №12. – С.130-150.
6. Толочко П.П. Древняя Русь, Киев, 1987. - С.28.